1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗВУЧАНИЕ
Еще М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» замечал какую-то содержательность звуков и даже предлагал использовать их своеобразие для придания художественной речи большей выразительности: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмени А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины… учащение письмен Е, И, Ю, Ь - к изображению нежности, ласкательства…или малых вещей…»
В книге Постниковой И.И., Подгаецкой И.М. «Фонетика - это интересно» рассказывается о звуковом многообразии нашей речи, о фонетических закономерностях русского языка. Авторы книги утверждают, что звуковая организация поэтического текста не только создает его внешние приметы, но и выполняет многообразные изобразительно-выразительные функции. «Звуковая инструментовка может создавать настроение, объединять слова, связанные по мысли и чувству. И вот тут возникает вопрос об оценке звука, о том общем впечатлении, которое он производит на слушателя: грубый это звук или нежный, приятный или неприятный и т. д. Например, считается, что р- резкий, грубый звук, а л,- наоборот: нежный, плавный.
Подобные впечатления, производимые звуками, называются фонетической значимостью. Она не обозначает ни понятия, ни предмета, ее характеристика - это набор признаков: хороший, приятный, радостный, сильный, могучий, быстрый, подвижный, темный, страшный, маленький, легкий и т.д.»1
Б.А. Буяльский в книге «Искусство выразительного чтения» (М., 1986) пишет о том, что писатель, поэт стремится вызвать у читателей наиболее полное впечатление, переживание, размышление. В художественном тексте становится «видным», укрупняется каждое слово не только по содержанию, но и по звуковому оформлению.
Более подробно об этом рассказывается в книге А.П. Журавлева «Звук и смысл» (исследование было проведено с использованием ЭВМ). Так как моя работа опирается на теорию, изложенную в данной книге, необходимо дать следующие пояснения: при определении звукоцветовых соответствий в моей работе используется понятие «звукобуква». А.П. Журавлев пишет: «Конечно, «звукобуквенная » форма слова отличается от звуковой. Например, слово любовь мы произносим как л,уб,оф,, но с такой формой записи нам почему-то трудно согласиться, не так ли? Это происходит потому, что на восприятие этого слова в сознании влияет его буквенная форма».2
поэтический звуковой цветовой байкал