2.1 Описание этапов исследовательской работы
Прежде чем приступить к работе, я изучил литературу, необходимую мне для проведения эксперимента. Выяснил, как характеризуется звук с точки зрения физики, физиологии, лингвистики, психологии. Пронаблюдал, как рассматривают вопрос о фонетической значимости в научно-популярной литературе для школьников (см. раздел I).
Затем провел анкетирование в пролицейских классах: на доске в столбик написала все гласные и задала вопрос: «Как, по-вашему, в какие цвета вы можете окрасить эти звукобуквы?» (Я, конечно же, ни в коем случае не приводил примеров.) Сначала дети пребывали в недоумении и задавали много вопросов, но затем фантазия начала работать, и учащиеся с удовольствием придумывали, какой же цвет подобрать букве.
Уже первые результаты просто ошеломили: против А многие поставили «красный» (53,4% респондентов), против Е- «зеленый», а И для большинства -"синий".(Приложение №1)
Таким образом, результаты, полученные на практике, во многом совпали с цветовой гаммой, данной в тексте стихотворения В. Шапиро (См. «Введение»).
Я понял, насколько это ещё не исследованная и интересная тема, и захотел продолжить именно эту работу, ведь в этой области действительно можно открыть что-то новое или доказать теоретические сведения на практике.
Следующий, не менее важный этап - выбор стихотворного текста для анализа звукоцветовых соответствий. Раз речь пойдет о цвете, лучше всего взять стихотворение о природе. Но какое? Мой руководитель предложил мне прослушать диск с песнями о Байкале. Выбор был сделан без колебаний - песня в исполнении иркутских бардов Дмитрия Нартова и Андрея Яковлева на стихи Дмитрия Гореванова «Байкал».
Прежде чем приступить к исследованию, провел наблюдение над тем, как проводили анализ звукоцветовых соответствий учащиеся А.П. Журавлева.
О том, как при анализе поэтического текста рассматривают звуковой строй стихотворения (в частности, ассонанс и аллитерацию) прочитал в журнале «Библиотечка учителя словесности»( 2001. -№ 4).
Рассматривая стихотворение с точки зрения содержания, выделила пять микротем (5 строф). Объяснил звукоцветовые соответствия стихотворения (по методике, описанной Журавлевым А.П.). По окончании работы определила идею стихотворения Д. Гореванова «Байкал». Сделал заключение.