logo search
"Король Лир" Шекспира в прочтении Льва Толстого

Введение

«Мне хотелось высказать мое много раз и очень добросовестно проверенное впечатление о Шекспире, совершенно противоположное установившемуся» Л.Н. Толстой

«Король Лир» - признанный шедевр литературы, одна из наиболее знаменитых пьес Вильяма Шекспира (1564-1616), веками привлекающая внимание литературоведов всего мира мощными страстями, загадочными аллегориями, библейским масштабом личности главного героя. Как случилось, что русский мыслитель Лев Толстой дал ей весьма нелестную оценку в критическом очерке «О Шекспире и о драме» (1904)?

Критерии художественности - предмет нескончаемого спора, хотя, казалось бы, они общеизвестны и роднят все виды искусства: профессиональное совершенство, новизна, общественная значимость, способность выразить идею в конкретных образах, самобытность. С проблемой оценки художественного произведения автору данной работы приходилось много раз сталкиваться на собственном опыте в качестве фотографа. Маститый фотохудожник может в пух и прах разнести то, в чем другой, не менее известный мастер, охотно признает шедевр. И это объяснимо, ведь стилист, пейзажист, портретист, репортажник видят совершенно по-разному. Бывает и так, что человек, всю жизнь снимавший природу, вдруг понимает, какие тонны фотопейзажей отправляются сегодня в отвалы и начинает громить пейзаж как таковой. Критическая оценка практически всегда субъективна и зависит от целого ряда факторов - от исторических, жизненных обстоятельств, мировоззрения критика в конкретный момент. Нечто подобное произошло и с шекспировской трагедией «Король Лир» в прочтении Льва Толстого.

Между тем, «критик, коль скоро хочет оправдать свое существование, должен стараться обуздать собственную предвзятость и личные склонности - кто же от этого свободен? - и согласовывать свои индивидуальные побуждения с побуждениями других в общем стремлении выработать истинное суждение о произведениях». По крайней мере, так утверждает Томас Элиот, американо-английский поэт, драматург и знаменитый литературный критик (1888-1965).* Поэтому, чтобы не впасть в ошибку предвзятости по отношению к самому Толстому, необходимо изучить круг художественно-эстетических представлений последнего и то, как формировались его взгляды на искусство вообще и на творчество Шекспира в частности. Затем будет изложена суть очерка «О Шекспире и о драме» и сопоставлена с реальным развитием интереса к Шекспиру в России и иными мнениями о его творчестве. Кроме того, предстоит выяснить, как относится к «Королю Лиру» и к позиции Льва русской литературы шекспироведение - современное ему и современное нам. Основная задача - выяснить объективный смысл толстовской критики Шекспира. Вот почему круг источников довольно широк.