logo
"Король Лир" Шекспира в прочтении Льва Толстого

Глава 4. Пьеса Шекспира «Король Лир» и литературная критика

«Король Лир» наряду с «Гамлетом» признан мировой литературной критикой вершиной трагического (у Шекспира). Как говорят, творческая смелость гения проявилась во всём - в языке пьесы, в речах Лира, в поэтических образах, превосходящих все, написанное автором до этого. Но, как писал А.С. Пушкин, «есть высшая смелость - смелость изобретения, создания, где план обширный объемлется творческой мыслью, - такова смелость Шекспира, Данте… Гёте в «Фаусте», Мольера в «Тартюфе». Пушкин имел в виду композицию «Короля Лира», где линии многопланового сюжета охвачены единством творческой мысли.*

Трагедия относится ко второму, серединному периоду творчества Шекспира (1601-1608). Он отмечен интересом к трагическим конфликтам и трагическим героям. Шекспир создает трагедии: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский».

В трагедии «Король Лир» (King Lear, 1605-1606) показан конфликт между личностью и обществом в новом аспекте. Это трагедия человеческого достоинства в несправедливом обществе.

Существо и эволюцию характера Лира определил Н.А. Добролюбов: «В Лире действительно сильная натура, и общее раболепство пред ним только развивает ее односторонним образом - не на великие дела любви и общей пользы, а единственно на удовлетворение собственных, личных прихотей. Это совершенно понятно в человеке, который привык считать себя источником всякой радости и горя, началом и концом всякой жизни в его царстве. Тут, при внешнем просторе действий, при легкости исполнения всех желаний, не в чем высказываться его душевной силе. Но вот его самообожание выходит из всяких пределов здравого смысла: он переносит прямо на свою личность весь тот блеск, все то уважение, которым пользовался за свой сан; он решается сбросить с себя власть, уверенный, что и после того люди не перестанут трепетать его. Это безумное убеждение заставляет его отдать свое царство дочерям и чрез то, из своего варварски бессмысленного положения перейти в простое звание обыкновенного человека и испытать все горести, соединенные с человеческою жизнию». «Смотря на него, мы сначала чувствуем ненависть к этому беспутному деспоту; но, следя за развитием драмы, все более примиряемся с ним как с человеком и оканчиваем тем, что исполняемся негодованием и жгучей злобой уже не к нему, а за него и за целый мир - к тому дикому, нечеловеческому положению, которое может доводить до такого беспутства даже людей, подобных Лиру»*.

«Король Лир» - трагедия социальная. Мы наглядно видим размежевание и борьбу различных социальных групп: старого рыцарства (Лир, Глостер, Кент, Олбени) и тех, кто проникся духом буржуазного хищничества (Гонерилья, Регана, Эдмонд, Корнуол). Это объяснимо, ведь не за горами в Англии буржуазная революция 1640 г.! Общество переживает состояние глубокого кризиса: «Любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь. В городах мятежи, в деревнях раздоры, во дворцах измены, и рушится семейная связь между родителями и детьми... Наше лучшее время миновало. Ожесточение, предательство, гибельные беспорядки будут сопровождать нас до могилы» (Глостер. Пер. Б. Пастернака). С негодованием говорит Лир об обществе, где господствует произвол. Власть представляется ему в виде символического образа пса, преследующего нищего, который удирает от него. Лир называет судью вором, политика, который делает вид, что он понимает то, чего не понимают другие, - негодяем… До конца преданными Лиру остаются благородный Кент и шут. Образ шута играет очень важную роль в этой трагедии. Его остроты, парадоксальные шутки смело вскрывают существо отношений между людьми. Трагикомический шут говорит горькую правду; в его остроумных репликах выражается народная точка зрения на происходящее. Гуманистический идеал воплощается в образе Корделии. В конце трагедии зло уступает добру. Королем станет благородный Эдгар. Как правитель он будет обращаться к той мудрости, которую обрел Лир в своей трагической судьбе.

По общему признанию литературоведения, для трагедий Шекспира вообще характерно глубокое проникновение в суть трагических противоречий своего времени. В драматургии Шекспира удивительно правдиво отражены социально-политические конфликты эпохи Возрождения. При всем своем наивно-поэтическом взгляде на мир Шекспир сумел показать значение народа в жизни общества.