2.2 Анализ звукоцветовых соответствий в стихотворении Дмитрия Гореванова «Байкал»
(Текст стихотворения в приложении 2)
Автор рассказывает придуманную им историю Байкала, байкальских гор. Он пытается объяснить неповторимую красоту гор, их величавость и неприступность. Он чувствует, что Титаны могут проснуться в любое время, что сон их скоро кончится, неподвижны они не по своей воле («время…столетья груз на них напластовало…», « …но тяжек груз, ушла былая сила…»).
Горы, окружающие Байкал, подобны древнегреческим мифологическим героям - Титанам (также возникают реминисценции с героями авторской песни А. Городницкого «Атланты»).
В стихотворении можно выделить 5 основных микротем (по строфам):
Размещено на http://www.allbest.ru/
Только кажется, что богатыри спят («И кажется, что сон их вековечен…»)
Хотя в первых 3 строфах используются слова именно с таким лексическим значением:
Сон - уснули - летаргический покой, - говорить о спокойствии не приходится, так как в стихотворении динамичность выражается глаголами и глагольными формами - деепричастиями и причастиями, да и лексические средства в 4 и 5 строфах изменились:
Пытаются расправить плечи - частица непокоя (Иногда Титаны, действительно, «пытаются расправить плечи» - люди ощущают это в виде землетрясений, которые бывают на Байкале)
Автор преклоняется перед красотой байкальских скал, перед красотой Байкала («…Титаны, что Олимпу не согнулись…», «…Богатыри! Я всей душою с вами!…»,
«Я очарован дивной красотою…»)
Помогает создать образ Титанов и Байкала звуковой строй стихотворения (я рассматриваю в своей работе только ассонанс).
(См. приложения 3-7 и сводную таблицу, представленную ниже)
Стихотворение Д. Гореванова «Байкал»
Строфа |
Звукоцветовые соответствия |
|
строфа |
Тёмно - сиреневый; зелёный; красный |
|
строфа |
Синий; тёмно - коричневый; красный |
|
строфа |
Зелёный; жёлто - зелёный; тёмно - синий |
|
V строфа |
Зелёный; красный; синий |
|
V строфа |
Синий; тёмно - синий; красный |
Казалось бы, нет ничего удивительного в том, что при анализе получилась такая цветовая гамма: синий, темно-синий, зеленый, желто-зеленый. Но как объяснить другие цвета?
Мне представляется, что в первой строфе говорится о вечере, так подсказывают это слова кажется и чудится. Очертания гор видны нечетко. Возможно, из-за тумана над Байкалом. А темно-сиреневый цвет можно объяснить реминисценцией с песней В. Маркина «Сиреневый туман».
В первой строке первой строфы трижды повторен звук У - огубленный (округленный). Это помогает представить образ, созданный поэтом: закованные в «кольчугу сна» скалы (кольчуга состоит из множества закругленных пластинок стального или зеленовато-серого цвета). Скалы стоят полукругом (т.к. окружают озеро Байкал):
Закуталися (1 строфа), чтобы надежнее закрыть Байкал (2 строфа) (Семантизация морфем + возвратность глагола закутаться).
Во второй строфе не случайно появляется темно-коричневый цвет. Он связан с образом дороги:
Когда-то измеряя мира дали,
Сюда на берег моря дошагали
Титаны, что Олимпу не согнулись.
Как объяснить красный цвет в четырех строфах из пяти? Я думаю, в данном случае слово «красный» обозначает не цвет, а качество: раньше это слово имело значение «красивый». Так ли это в нашем случае?
Нет красного цвета только в третьей строфе. Действительно, вряд ли можно назвать красивой картину:
Безжалостное время ликовало,
Столетья груз на них напластовало,
Одело в камень, присогнуло плечи…
Самая «красная» - «красивая» строка:
Я очарован дивной красотою (7 раз звук А!)
(Именно в этой строке сформулирована идея стихотворения).
Мощь и величие байкальских гор подчеркивается как лексическими средствами (Титаны, Богатыри, монолитным, море), так и фонетическими (ударный звук А в словах величаво, Байкалом, очертаньях, дали, дошагали, Титаны).
В последней строфе (в таблице) дважды повторяется синий цвет: «синий» и «темно-синий». Это не случайно. Синий не только цвет воды Байкала. Вероятнее, вода имеет зеленый оттенок (вспомним стихотворение В.Шапиро:
У - это гулкий цвет волны морской.
И Гореванов называет Байкал морем)
Синий - тоже цвет - символ, цвет надежды (вспомним хотя бы синюю птицу). Это можно подтвердить строками стихотворения:
И если вдруг на сердце грустно стало,
Вернусь я снова на берег Байкала,
Чтоб унести частицу непокоя.
Параллельно моей работе учащиеся выполняли (по желанию) задание - рисовали иллюстрации к стихотворению Д. Гореванова "Байкал". Я, закончив свой анализ, ждал, когда ребята принесут мне свои рисунки. Увидев их, я отметил, что они выдержаны в той же цветовой гамме (хотя никаких пояснений ребятам предварительно не давалось). Эти иллюстрации учащихся будут представлены при защите моей работы.