Тема 1. Литературоведение как система дисциплин
Литературоведение – наука о художественной литературе, ее происхождении, сущности и развитии.
Современное литературоведение состоит из трех самостоятельных, но тесно связанных между собой дисциплин (разделов): теории литературы, истории литературы и литературной критики. Каждая из этих отраслей литературной науки имеет свой предмет изучения, свою программу, методику преподавания.
Теория литературы исследует природу словесного творчества, разрабатывает и систематизирует законы, общие понятия художественной литературы.
1. Понятие о предмете литературоведения (учение о специфике художественной литературы как особой формы духовной деятельности людей, об общественной сущности литературного творчества).
2. Понятие об общих закономерностях исторического развития литературы (роды и жанры, направления и течения, принципы отражения жизни, художественный метод и стиль).
Понятие о различных сторонах и элементах содержания и формы отдельных произведений (образы, конфликты, сюжет и композиция, поэтический язык, стихосложение).
3. Следует подчеркнуть, что термины теории литературы играют функциональную роль, то есть не столько дают характеристику конкретных особенностей данного понятия, сколько определяют функцию, которую оно выполняет. Например, рассматривая художественную деталь, теория литературы не раскрывает ее конкретного значения (бытовая или психологическая, портретная или словесная), а указывает ее функцию (выявление определенной стороны характера через данную деталь).
Теория литературы развивается в процессе общения и философско-эстетического осмысления всей совокупности фактов историко-литературного процесса.
История литературы интересуется прежде всего конкретным, неповторимым, исследует своеобразие различных национальных литератур, изучает историю возникновения, смены, развития литературных направлений и течений, литературных периодов, художественных методов и стилей в разные эпохи и у разных народов, а также творчество отдельных писателей как закономерно обусловленный процесс. История литературы рассматривает любое литературное явление в историческом развитии. Так, историк литературы, в отличие от теоретика, стремится установить не постоянные, неизменные признаки романтизма, а его специфику, своеобразие романтических жанров в немецкой, русской или английской литературе.
Ни литературное произведение, ни творчество писателя невозможно понять вне связи со временем, с единым процессом литературного движения. Подлинная история литературы строится с учетом взаимодействия внутренних закономерностей развития литературы и общих закономерностей исторического развития общества, страны, человечества.
Итак, и теорию, и историю литературы объединяет то обстоятельство, что они обязаны раскрывать процесс литературного развития, постигать и осмысливать закономерности ее исторического развития. Однако средства и приемы исследования у них различны. Теория стремится определить существо развивающейся эстетической системы, обеспечивает историческую масштабность мышления литературоведения как научной сферы, дает общую перспективу художественного процесса, а история характеризует самый процесс становления системы и развития ее различных форм, анализирует их конкретные проявления, обеспечивает конкретность мышления. Значит, в истории литературы теория обретает реальную, зримую основу своих построений, без чего невозможно никакое стремящееся к перспективности, целостности, историчности мышление. Иначе говоря, теория литературы, давая методологию истории литературы, находит в ней конкретный материал для своих обобщений.
Литературная критика, наряду с литературоведением как научным изучением художественной литературы, занимается разбором и оценкой по преимуществу современных (новых) художественных произведений, а литература прошлого и сложившиеся мнения и авторитеты используются критиками как материал для сопоставления или интерпретируются с точки зрения современных общественных и художественных задач.
Но если литературоведение как сфера научного мышления делает акцент на художественном процессе, занимаясь его познанием, исследует устоявшиеся литературные явления, анализирует уже оцененное общественностью, то критика как сфера сочетания научного и художественного мышления (эффективность работы критика зависит от таланта, базирующегося и на фундаменте точного знания, и на творческой интуиции) делает ударение на самом произведении, оценивает возникшие явления художественной жизни, стремясь определить «сегодняшнее» состояние литературы в текущем мире.
Литературный критик – своего рода посредник на пути литературного произведения от автора к читателю, поэтому работы критика адресованы и писателю, и читателю. Писателю важно знать, как воспринимается и оценивается созданное им. Читателю критика поможет увидеть достоинства и недостатки произведения, расширит его кругозор, поможет ориентироваться в потоке современной литературы.
Источниковедческой базой теории и истории литературы, литературной критики являются вспомогательные литературоведческие дисциплины, прежде всего текстология и библиография.
Текстология – наука о тексте произведений литературы. Задача текстологии – критическая проверка и установление подлинного текста автора, без чего невозможно дальнейшее исследование, толкование, публикация и т. п. Эта задача осуществляется путем восстановления истории текста, соотношения различных авторских рукописей и списков, сопоставления редакций, принципиально различающихся версий первоисточника. Текстология устанавливает канонический (основной) текст произведения, который является выражением последней авторской воли.
Библиография – отрасль научного описания и систематизации информации о произведениях печати и письменности. В библиографическое описание включаются все необходимые фактические сведения о данной работе: автор, заглавие, место и год издания, объем в страницах, раздел науки и искусства, к которому эта работа относится. Библиография бывает научно-вспомогательной, в которой приводятся пояснительные аннотации, краткие комментарии, дополняющие описание, и рекомендательной, содержащей перечни основных публикаций по определенным разделам знания или темам, излагающей основные положения или содержание издания, дающей оценку и рекомендации читателям.
Основная литература: 1, 8, 11-15
Дополнительная литература: 30, 39, 43, 44, 50, 54
- Учебно-методический комплекс
- «Введение в литературоведение»
- 1. Учебная программа дисциплины –syllabus
- 1.1 Данные о преподавателе:
- 1.2 Данные о дисциплине:
- 1.5 Краткое описание дисциплины
- 1.6 Результаты обучения
- 1.8 Список литературы
- 1.9 Информации по оценке
- 1.10 Политика и процедура курса.
- 2. Учебно-методические материалы по дисциплине
- 2.1 Тематический план дневного отделения
- 2.1 Тематический план заочного отделения
- 2.2 Тезисы лекционных занятий
- Тема 1. Литературоведение как система дисциплин
- Тема 2. Эстетическая природа литературы
- Тема 3. Художественность как эстетическая категория
- Тема 4. Содержание и форма литературного произведения
- Тема 5. Структура художественного текста
- Тема 6. Система персонажей литературного произведения
- Тема 7. Автор и герой (лирический герой) литературного произведения
- Тема 8. Сюжет и фабула в художественном произведении. Композиция художественного произведения
- Тема 9. Художественное пространство и художественное время. Хронотоп
- Тема 10. Стиль художественной литературы
- Тема 11. Стихотворная речь. Ритмичность художественной речи и стихосложение
- Тема 12. Художественная речь. Поэтический язык
- Тема 13. Роды и жанры литературы
- Тема 14. Литературный процесс
- Литературное течение
- Литературная школа и группа
- Тема 15. Современное состояние литературоведения как науки. Современное состояние литературы
- 2.3 Планы семинарских занятий
- 2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
- 2.6 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов
- Тема 1. Методические основы работы литературоведа
- Тема 2. Специфика литературы и искусства Литература в ряду других искусств
- Тема 3. Автор и формы его представления в произведении
- Тема 4. Содержание и форма литературного произведения
- Тема 5. Тема, идея, проблема и мотив произведения. Идея как выражение авторской тенденции в художественном освещении темы
- Тема 11. Стих и проза как основные виды художественной речи
- Тема 12. Интертекстуальность литературного произведения
- Тема 13. Роды, жанры и виды литературы
- Тема 14-15. Современное состояние литературы
- 2.6.1 Тематика письменных работ по курсу Список терминов для Словаря литературоведческих терминов
- Темы контрольных работ
- 2.7. Не предусмотрен
- 2.8 Тестовые задания для самоконтроля
- 2.9 Экзаменационные вопросы по курсу
- Содержание
- Учебно-методический комплекс
- «Введение в литературоведение»
- 1000 , Г. Караганда, ул. Гоголя, 38