logo
УМК Введение в литературоведение ИФ

2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Методические рекомендации: Задания, предлагаемые в рамках СРСП, рассчитаны на самостоятельное выполнение студентами таких видов работы, как письменный и устный анализ текстов научных и критических работ, подготовка и защита докладов и рефератов. Для наиболее эффективной работы студентам потребуется предварительная подготовка, чтение указанной литературы. Занятия по СРСП будут проходить в форме беседы, устного и письменного опроса, защиты рефератов. Кроме того, студентам необходимо завести терминологический словарь, куда будут заноситься определения литературоведческих категорий. Этот словарь может быть общим словарем для всех дисциплин литературоведческого цикла.

Занятие 1. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины

Задания: Определить предмет, материал, цели вспомогательных и основных литературоведческих дисциплин. Разграничить содержание критики и литературоведения. Определить границы лингвистического и литературоведческого изучения в филологии. Выписать из КЛЭ определение целей и задач филологии из статьи С.С. Аверинцева «Филология». Определить содержание классической филологии. Форма проведения СРСП: Визуальная проверка выписок и конспектов. Собеседование, в котором выясняются неоднозначная позиция в отношении к поставленным вопросам. Методические рекомендации к выполнению заданий

Основная литература: 1, 8, 11-15

Дополнительная литература: 30, 39, 43, 44, 50, 54

Занятие 2. Литература в ряду других искусств

Вопросы:

  1. Разграничение видов искусства по материальным средствам создания образов.

  2. Искусства изобразительные и экспрессивные, их художественные возможности.

  3. Способы воссоздания в литературе духовного мира и речевой деятельности людей.

  4. Освоение словесным искусством пространства и времени в их единстве.

  5. Особенности творческого процесса в литературе и других видах искусства.

Методические рекомендации

Студентам необходимо составить терминологический словарь, куда будут заноситься определения литературоведческих категорий. Этот словарь может быть общим словарем для всех дисциплин литературоведческого цикла.

Основная литература: 3, 5, 6, 10, 14, 83, 85

Дополнительная литература: 1, 11-15, 39, 43, 44, 45, 57, 61

Занятие 3. Художественность как эстетическая категория

  1. Художественный образ как категория эстетики.

  2. Свойства образа.

  3. Различие понятия и художественного образа.

Основная литература: 20, 22, 50, 54,68, 69, 80, 86, 90

Дополнительная литература: 27, 28, 48, 58

Занятие 4. Содержание и форма литературного произведения

  1. Целостность литературного произведения.

  2. Содержание и форма литературного произведения: их разграничение.

  3. Онтология и аксиология художественного произведения.

  4. Исторические типы художественного единства.

  5. Функции формы. Внешняя и внутренняя форма (А.А. Потебня).

  6. Эстетический объект как «оформленное содержание» (М.М. Бахтин).

  7. Категория содержательной формы.

Основная литература: 20, 22, 50, 54,68, 69, 80, 86, 90

Дополнительная литература: 27, 28, 48, 58

Занятие 5. Сюжет. Фабула. Композиция сюжета

Задание: Сопоставить разные определения сюжета и фабулы, представленные в КЛЭ, ЛЭС в «Теории литературы. Поэтике» Б. Томашевского. Выявить причины расхождения в трактовке основополагающих теоретических категорий. Выработать собственную точку зрения и на этой основе выявить сюжет и фабулу в романе Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Подготовить письменную работу по теме 20 Списка контрольных тем.

Основная литература: 20, 22, 50, 54,68, 69, 80, 86, 90

Дополнительная литература: 27, 28, 48, 58

Занятие 6. Художественный образ. Образ как форма выражения содержания в художественной литературе

Задание: прочитать разделы об образе и его многозначности в учебных пособиях, словарных статьях КЛЭ. ЛЭС, ЛЭТИП, а также работу В. Кожинова «Слово как форма образа». Ответить на вопросы:

1.В каких значениях выступает понятие «образ»?

2.Как формируется многозначность образа?

3.Какова структура образа?

4.Как создается образ в широком понимании?

Подготовить конспекты названных источников.

Основная литература: 25, 26, 38, 41, 49, 69

Дополнительная литература: 12, 13, 51, 71, 74, 75

Занятие 7. Автор и герой (лирический герой) литературного произведения

Субъектная организация лирического произведения на материале стихотворения А.С. Пушкина «Когда за городом задумчив я брожу…».

Лирический субъект в поэтическом тексте. Определите тип лирического субъекта. Покажите, как изменяется его состояние. Стихотворение как метафора состояния лирического субъекта.

Форма проведения СРСП: Семинарское занятие, опрос. Проверка конспектов и Словаря терминов.

Методические рекомендации к выполнению заданий: сделать выписки из работ, указанных в задании к СРС №7. Подготовить словарь терминов по теме.

Основная литература: 25, 26, 38, 41, 49, 69

Дополнительная литература: 12, 13, 51, 71, 74, 75

Занятие 8. Сюжет и фабула в художественном произведении

Вопросы для обсуждения

1. Жизненный материал и художественный сюжет: Сюжет и фабула, Источники сюжетов

2. Конфликт как основа сюжета: сюжетообразующее событие, типы конфликта

3. Композиция сюжета

1) Элементы (компоненты) сюжета – завязка, развязка, ход действия, кульминация, предыстория, экспозиция, пролог, эпилог.

2) Внесюжетные элементы.

3) Элементы композиции сюжета, Типы композиционных связей.

4. Типы сюжетов.

1) Сюжеты хроникальные и концентрические.

2) Сюжеты динамические – адинамические.

3) Традиционное и неканонические сюжетосложение (историчность сюжета). Перипетия.

Задание

Все ответы построить с опорой на текст рассказа И.А. Бунина «Темные аллеи».

Основная литература: 20, 22, 50, 54,68, 69, 80, 86, 90

Дополнительная литература: 27, 28, 48, 58

Занятие 9. Пространственная организация художественного текста

Задание: Подготовьте развернутый комментарий на предложенную тему, отвечая на вопросы. Раскрыть их содержание помогут тексты приведенных вслед за ними работ. При выполнении задания необходимо сделать выписки из предложенных источников.

  1. Хронотоп. Типы хронотопов. – По работе: Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975 (или др. издание). – С. 234-236; 296-301; 391-403.

  2. Классификация форм времени и пространства в фольклорной и литературной традиции. – По работам: Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. – С. 209-219; 335-340; Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. – М., 1983. – С. 227-235.

  3. Пространство и время как способы изображения героя в романе И.А. Гончарова «Обломов». – С привлечением работы: Краснощекова Е. Иван Александрович Гончаров. Мир творчества. – СПб., 1997. – С. 234-345.

  4. Художественное пространство в произведениях Н.В. Гоголя. – По работе: Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1966. – С. 251-293.

Основная литература: 12, 14, 18, 28, 75

Дополнительная литература: 39, 45, 82

Занятие 10. Временная организация художественного текста

Задание: Подготовьте развернутый комментарий на предложенную тему, отвечая на вопросы. Раскрыть их содержание помогут тексты приведенных вслед за ними работ. При выполнении задания необходимо сделать выписки из предложенных источников.

  1. Время в художественном мире М.А. Булгакова (на материале одного произведения). – С привлечением работы: Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. – М., 2001. – С. 78- 137.

  2. Способы моделирования художественного пространства в романе М. Булгакова «Белая гвардия». – С привлечением работ: Яблоков Е.А. Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия». – М., 1997. – С. 125-140. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. – М., 2001. – С. 182-207.

  3. Художественное время и пространство в драме (на материале пьесы А.П. Чехова «Три сестры»). – С привлечением работы: Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. – М., 2001. – С. 9-117.

Основная литература: 24, 30, 36, 58, 76, 80, 82

Дополнительная литература: 3, 6, 7, 11-15

Занятие 11. Стихотворная речь. Ритмичность художественной речи и стихосложение

Задания: Истоки художественного ритма. Основа ритма в разных национальных системах. Русское стихосложение. Системы русского стихосложения. Ритмообразующие факторы. Основные размеры русского стихосложения. Понятие метра и Рита. Звуковая организация стиха. Рифмовка. Строфика.

Форма проведения СРСП: Отработка практических навыков в определении размеров трех систем русского стихосложения. Выполнение практических заданий. Тестирование.

Методические рекомендации к выполнению заданий: научиться скандировать стихи. Познакомиться со схемами для определения двухсложных размеров силлабо-тонической системы стихосложения. Выработать навыки определения размеров трех систем русского стихосложения.

Основная литература: 25, 33, 36, 47, 51, 56, 59, 66, 77, 82

Дополнительная литература: 2, 11-15, 21, 22, 71

Занятие 12. Художественная речь

Задания: Усвоить идеи А.А. Потебни и Ф. де Соссюра. Уяснить различие языка и речи. Изложить пути преобразования языка в речь. Ресурсы художественной речи. Слово словарное и слово контекстуально-художественное.

Форма проведения СРСП: Семинарское занятие, опрос. Проверка конспектов и Словаря терминов.

Методические рекомендации к выполнению заданий: составить конспекты названных работ. Выучить наизусть определение языка и речи по Ф.де Соссюру.

Основная литература: 25, 33, 36, 47, 51, 56, 66, 77, 82

Дополнительная литература: 2, 11-15, 21, 35, 71

Занятие 13. Лирика и лирические жанры

Вопросы для обсуждения

1. Родовые свойства лирики, ее отличие от эпоса и драмы.

Чернец. 133–140.

2. Лирические жанры. Эволюция жанровой системы лирики.

Сквозников. 420–421.

3. Субъектная организация лирического произведения.

Чернец. 141–153 (конспект: развернутый и краткий).

Задание

Тесты по определению типа лирического субъекта.

Материал для работы на занятии – стихотворение А.С. Пушкина «Когда за городом задумчив я брожу…».

Основная литература: 1, 11-15, 31, 43, 73, 79

Дополнительная литература: 22, 27, 55, 65, 67

Занятие 14. Закономерности литературного развития

Задания: Понятие «литературное развитие», «литературный процесс». Понятие метода. Основные критерии выделения метода. Основные методы русской литературы. Понятия направления, течения школы. Понятие стиля. Литературоведческое и лингвистическое понятие стиля.

Форма проведения СРСП: Собеседование. Проверка выписок и конспектов. Работа над Словарем терминов.

Методические рекомендации к выполнению заданий: Подготовить выписки определения направления, течения, школы, метода. Сопоставить определения. Выявить совпадения в определениях названных категорий. Дать критический анализ понятиям. Выявить разницу в литературоведческом и лингвистическом определении стиля.

Основная литература: 3, 4, 12, 19, 43, 61, 62, 63, 83

Дополнительная литература: 30, 39, 40, 69, 90

Занятие 15. Художественный текст в контексте культуры: основы и принципы комментирования

Задание: Подготовьте развернутый комментарий на предложенную тему, отвечая на вопросы. Раскрыть их содержание помогут тексты приведенных вслед за ними работ. При выполнении задания необходимо сделать выписки из предложенных источников.

  1. Комментарий В. Набокова к «Анне Карениной». – По книге: Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 1996. – С. 284-307. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева в культурно-историческом контексте. – По работе: Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. – Л., 1974.

  2. Культурологическая информация как источник комментирования художественного текста (текст по выбору студентов). – По работе: Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. – СПб., 1994 (раздел по выбору студентов): Карточная игра. – С. 136-164. Люди 1812 года. – С. 314-330. Декабрист в повседневной жизни. – С. 331-384. Женский мир. – С. 46-74.

Основная литература: 4, 12, 19, 43, 61, 62, 63, 83

Дополнительная литература: 31, 39, 40, 69, 90