Психологическое осмысление униженных и оскорбленных
Настоящие этих людей так же драматично и ужасающе, как и их будущем, в котором невозможно представить просвета и радости. Только у одного Родиона истории этих людей вызывают такие чувства, другие же улыбаются, зевают и даже не пытаются понять суть их плачевной жизни.
Отвергнутые и униженные обществом люди уже сами не задумываются над тем, что они достойны лучшей – сытной и теплой – жизни, так как в восприятии других людей не находится места для таких мыслей, о них никто не заботится, им никто не желает помочь.
Раскрывая картину жизни «униженных и оскорбленных» Достоевский не просто описывает их существование, он сразу переходит к психологическому осмыслению. Убийство, совершенное Раскольниковым, кажется скорее естественным результатом происходящего, чем противоестественным.
Писатель желает не просто обратить внимание на таких людей, он желает, чтобы все остальные задумались, к чему это приведет. Но Достоевский не оправдывает преступление своего героя, нет, он показывает, что и такой путь неприемлем для того, что исправить ситуацию.
«Преступление и наказание» Достоевского. Философско-религиозная антитеза романа. Тема гордыни и смирения. Основная идейно-психологическая, религиозно-философская антитеза романа – с одной стороны, идея Раскольникова, его гордыня, безверие, а с другой – вера Сони Мармеладовой, ее христианская любовь. Весь роман – это изображение неправды Раскольникова и правды Сони Мармеладовой. Это первый роман Достоевского после каторги, где писатель начал открытую христианскую проповедь, впервые показал личность Христа. Суть романа – православное воззрение, смысл которого в том, что счастье покупается страданием. Произведение посвящено проблеме веры и безверия. В основе романа – проблема возрождения человека. Возродиться человек может только через страдание. Здесь раскрывается христианская точка зрения Достоевского на мир: он прямо заявляет личность Христа и его заповеди. Достоевский не навязывает свои взгляды. Он призывает увидеть, понять путь героя от безверия к вере, от саморазрушения к восстановлению. В романе продолжается тема подпольного человека, но Раскольников здесь пытается выйти к людям. Раскрывается идея одного избранного, стоящего над всем человечеством и предписывающего ему свои законы. Это тема гордыни: во что бы то ни стало добиться равенства с богатыми. По теории Раскольникова, все люди делятся на две группы: обыкновенных и необыкновенных, тварей дрожащих и право имеющих. Достоевский ставит вопрос: допустимо ли, чтобы один человек взялся сделать счастливыми других? Если человек берется за уничтожение меньшинства ради счастья большинства, простой арифметики недостаточно. Следовательно, будут несчастливы безвинные. Важный момент в романе – встреча Раскольникова с Мармеладовым, монолог Мармеладова. Мармеладов признает свою вину и кается. Раскольников поражен сильной, живой верой Мармеладова. Раскольников думает о том, чтобы таких людей, как Мармеладов, было меньше. Письмо матери, встреча с Мармеладовым, сон Раскольникова подталкивают его к преступлению, но эти же моменты предупреждают его: нельзя достигнуть цели любыми средствами. Страсть идет впереди Раскольникова. Мысленно он уже совершил преступление. Идея парализовала его мысли и чувства. Раскольникова погубил свою душу, убив старуху-процентщицу. Он всех отталкивает. Но внутренняя совесть его жива. Во второй части романа самое страшное: духовное потрясение Раскольникова. Он страдает оттого, что сознает себя тварью дрожащей. Он не такой сильный, каким хотел быть. Начинаются страшные муки совести. Он боится, что его будут подозревать. В третьей части романа усиливается борьба так называемого «сильного человека» с его натурой, с его совестью. Все поражаются, как можно совершить кровь по совести. Раскольников считает, что не Бог, а человек решает, быть другому человеку или не быть. Происходит срыв правоты теории Раскольникова. Он мучается, переживает, что его подозревают в убийстве. Его муки не в том, что он совершил преступление, а в том, что эксперимент не удался. В четвертой части происходит кульминационный момент в противоречии между совестью и теорией. Открыты последующие пути Раскольникова. В судьбе Свидригайлова Раскольников видит свой путь, если бы не мучался муками совести. Свидригайлов – двойник Раскольникова, один из путей, по которому он мог пойти. Раскольников ужасается тому, что перед Свидригайловым тупик. Открывается второй путь – путь покаяния и спасения души: Соня Мармеладова читает Раскольникову отрывок из Евангелия от Иоанна. Впервые в русской литературе Достоевский использует большой отрывок об исцелении Лазаря. Соня Мармеладова верит, что Раскольников может воскреснуть, если обретет веру. Но Раскольников пока не воспринимает Евангелие, считает Соню сумасшедшей. Он не может понять, как Соня смогла сохранить веру. Благодаря Соне, Раскольников приходит к возрождению своей души, но позже. В пятой части Раскольников признается Соне. Это замедление действия между катастрофой, падением его теории. Соня открывается Раскольникову его путь: принять страдание и искупить им вину. Но здесь опять взяла верх гордыня Раскольникова. Соня выносит ему приговор: «Вас Бог оставил, и дьявол предал». Раскольников близок к явке с повинной. В шестой части происходит гибель двух «сильных людей»: самоубийство Свидригайлова и разоблачение Раскольникова. Под влиянием любви и веры Сони Раскольников идет с явкой с повинной. Христианская любовь Сони подталкивает Раскольникова. Суть этой любви: благо не ради себя, а ради Раскольникова. Соня ждут терпеливо, молится о возрождении Раскольникова. Достоевский показывает, что не логика Порфирия Петровича, а сила христианской любви Сони, ее веры подталкивает Раскольникова к признанию. Но Раскольников уходит на каторгу нераскаянным. В эпилоге в Раскольникове совершается переворот его души после полутора лет гордыни и издевательства над Соней. Каторжники ненавидят Раскольникова, но уважают и любят Соню. Вместе с любовью в Раскольникове просыпается раскаяние. Достоевский говорит: «Их воскресила любовь». Как дальше сложится жизнь Раскольникова, Достоевский не говорит, потому что мало кто из преступников становится на путь покаяния и воскресения в новую жизнь. Раскольников не признает ничьего суда, кроме суда Сони. Бесценность личности человека, его неприкосновенности Достоевский утверждает через образ Сони. В произведениях Достоевского нет единой правды. Он показывает две точки зрения: правду высшую и правду низшую. Все бунтари Достоевского вызывают у автора уважение. Достоевский уважает Раскольникова за неравнодушие, за горячность сердца, за благородство целей. Но Достоевский не уважает пути достижения этих целей, отрицает путь насилия. Все романы Достоевского связаны друг с другом внутренними мыслями. Основной вопрос: кто эти избранные, что смогут спасти мир? Любовь к людям без веры в Бога приводит к презрению. Гуманизм Раскольникова приводит к антигуманизму. Достоевский порицает теорию гуманизма. Трагедия Раскольникова – трагедия его сознания, трагедия ума без сердца.
- Анализ поэмы "Руслан и Людмила" Пушкина а.С.
- «Граф Нулин» — короткая шуточная поэма, написанная Пушкиным всего за два утра 13 и 14 декабря 1825 года[1] во время ссылки в Михайловском. Сюжет
- Публикация
- Отход от романтизма
- Бурлеск
- Хронологический порядок частей
- Сюжет «Бэла»
- «Максим Максимыч»
- «Тамань»
- «Княжна Мери»
- «Фаталист»
- Печорин
- Образ Печорина
- Униженные и оскорбленные в романе «Преступление и наказание»
- Психологическое осмысление униженных и оскорбленных
- «Мысль семейная»: роман графа л.Н. Толстого «Анна Каренина»
- Серебряный век Хронологические рамки
- Литературные течения и объединения Символизм
- Старшие символисты
- Младшие символисты
- Акмеизм
- Футуризм
- Кубофутуризм
- Эгофутуризм
- Новокрестьянская поэзия
- Имажинизм
- Образ России в лирике Александра Блока
- Творческий путь и. А. Бунина
- Творческий путь и. А. Бунина
- Анализ повести м . А . Булгакова " Собачье сердце "
- Обэриуты
- История
- Отличия антиутопии от утопии
- Поэтика Вознесенского и Евтушенко
- История создания и публикации
- В редакции «Нового мира»
- Первые отзывы. Редакционная работа
- «Иван Денисович», Твардовский и Хрущёв
- «Иван Денисович» вышел в свет
- В годы застоя
- Краткий анализ
- Особенности жанра и проблематика
- Обстоятельства публикации
- Этапы развития авторской песни
- Стиль и тематика песен
- Александр Галич
- . Постмодернистские и натуралистические тенденции в современной литературе (л. Петрушевская, Вл. Сорокин, в. Пелевин и др.; поэзия концептуалистов)
- Виктор Пелевин - web site about Viktor Pelevin
- Маканин, владимир семенович
- 1. Детективы а. Марининой как разновидность традиционного детектива
- О поэте и художнике Дмитрии Александровиче Пригове
- Классические традиции в литературе (в. Астафьев, а. Битов, в. Маканин, а. Кушнер и др.)