Образ России в лирике Александра Блока
Александр Александрович Блок творил жил на рубеже двух столетий. Это был по праву последний великий поэт старой России, и вместе с тем с его именем связано открытие первой страницы в истории советской и русской поэзии.
Больше всего привлекает меня в поэзии этого автора тема Родины. Ее любили и ей отдавали свой талант, посвящали свои стихи многие крупнейшие поэты, но у Блока было свое отношение к Родине. А. Блок писал К. С. Станиславскому: "Стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это— первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни". Он не просто любит свою страну, ее природу, народ, он пытается разгадать душу России, понять ее настоящее и определить будущее.
Внимание Блока сосредоточивается на судьбе простого народа, на взаимоотношениях интеллигенции и народа. Для Блока Россия оставалась тайной, но тайной манящей и незабываемой. Все его стихи того времени — влечение к Родине, ее болям и радостям, к ее светлой и нищей красоте:
Россия, нищая Россия,
Мне избы черные твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви.
Очень ярко и своеобразно выражено отношение к России, представление поэта об исторических судьбах Родины в цикле "На поле Куликовом". В нем поэт обращается к прошлому, но создает произведение о современности. Вместе с поэтом и я уношусь в то далекое прошлое и вижу настороженные полки накануне битвы, слышу гул, который стоит над татарским станом. Цикл этих стихотворений рождает веру в светлое будущее Родины. Хотя путь к нему труден и кровав. Однако с особой широтой и яркостью тема России проявилась в стихах Блока в годы первой русской революции. Отвергая Россию официальную, Россию "сытых" фабрикантов, лукавых церковников и слабовольных интеллигентов, художник с надеждой всматривается в глаза России трудового люда, Россию нищую и забитую, тихую и буйную, Россию, дремлющую до поры прихода свежих, нерастраченных сил.
Природа в произведениях Блока одухотворена нежностью поэта. Недаром его любимым приемом является олицетворение. Окружающий его мир — почти живое существо, с которым Блок делится самым сокровенным, взамен получая вдохновение. Пожалуй, ни у одного другого поэта я не встречала такого ласкового чувства к родной природе, органического слияния с ее настроением.
К постижению Родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира. Именно в этот страшный мир попадает авторский герой, уйдя от Прекрасной Дамы. В нем живут диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы, "твари весенние", чертенята, "больная русалка". Не менее страшен и облик людей, обитающих в этом мире: это герои зловещего балагана, носители "всемирной пошлости", живые мертвецы, как, например, в цикле стихов "Пляски смерти". Наиболее известное стихотворение этого цикла — "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…", в котором самой композицией подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг. Однако страшный мир — это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом.
Безобразный мир, созданный Блоком, — это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье. Сам Блок предельно открыто выразил эту свою любовь — ненависть в стихотворении "Грешить бесстыдно, непробудно…", написанном в 1914 году. В нем возникает крайне отвратительный, отталкивающий образ человека бездуховного, лавочника, вся жизнь которого — беспробудный сон духа, даже покаяние его лишь минутно. Подавая грошик в церкви, он тут же, вернувшись в лавку, обманывает на этот грош ближнего. Моментами стихотворение звучит почти как сатира. Герой его обретает черты символические. И тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Тема трагического предвидения звучит и в стихотворениях, написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии: "На поле Куликовом". Они посвящены одному из самых значительных событий русской истории. В 1912 году Блок писал: "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди". Значение Куликовской битвы было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет в судьбе России. Мне хотелось бы проанализировать первое стихотворение цикла "На поле Куликовом": "Река раскинулась. Течет, грустит лениво…". Данное произведение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет ("Закат в крови!"). Этот мотив появится впоследствии и в других стихотворениях Александра Блока.
Родину по праву можно считать второй матерью каждого человека. На мой взгляд, даже самый жестокий и бездушный человек в глубине души очень любит свою милую сердцу малую родину. Человек и Отечество тесно связаны друг с другом, ибо они не могут существовать друг без друга. Когда человеку плохо и тяжело на душе, его всегда тянет в места, где он родился, вырос, в места, с которыми у него связаны самые приятные воспоминания жизни. О любви, испытываемой Блоком к России, написано:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
- Анализ поэмы "Руслан и Людмила" Пушкина а.С.
- «Граф Нулин» — короткая шуточная поэма, написанная Пушкиным всего за два утра 13 и 14 декабря 1825 года[1] во время ссылки в Михайловском. Сюжет
- Публикация
- Отход от романтизма
- Бурлеск
- Хронологический порядок частей
- Сюжет «Бэла»
- «Максим Максимыч»
- «Тамань»
- «Княжна Мери»
- «Фаталист»
- Печорин
- Образ Печорина
- Униженные и оскорбленные в романе «Преступление и наказание»
- Психологическое осмысление униженных и оскорбленных
- «Мысль семейная»: роман графа л.Н. Толстого «Анна Каренина»
- Серебряный век Хронологические рамки
- Литературные течения и объединения Символизм
- Старшие символисты
- Младшие символисты
- Акмеизм
- Футуризм
- Кубофутуризм
- Эгофутуризм
- Новокрестьянская поэзия
- Имажинизм
- Образ России в лирике Александра Блока
- Творческий путь и. А. Бунина
- Творческий путь и. А. Бунина
- Анализ повести м . А . Булгакова " Собачье сердце "
- Обэриуты
- История
- Отличия антиутопии от утопии
- Поэтика Вознесенского и Евтушенко
- История создания и публикации
- В редакции «Нового мира»
- Первые отзывы. Редакционная работа
- «Иван Денисович», Твардовский и Хрущёв
- «Иван Денисович» вышел в свет
- В годы застоя
- Краткий анализ
- Особенности жанра и проблематика
- Обстоятельства публикации
- Этапы развития авторской песни
- Стиль и тематика песен
- Александр Галич
- . Постмодернистские и натуралистические тенденции в современной литературе (л. Петрушевская, Вл. Сорокин, в. Пелевин и др.; поэзия концептуалистов)
- Виктор Пелевин - web site about Viktor Pelevin
- Маканин, владимир семенович
- 1. Детективы а. Марининой как разновидность традиционного детектива
- О поэте и художнике Дмитрии Александровиче Пригове
- Классические традиции в литературе (в. Астафьев, а. Битов, в. Маканин, а. Кушнер и др.)