logo search
ответы на вопросы по ИОЛ (Юхнова)

Лирика м.Ю. Лермонтова (1)

Жизнь М.Ю. Лермонтова была "мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе". Как мало жил, но как много успел! Сколько чудных творений оставил великий поэт нам в наследие. Мы и сейчас восхищаемся его талантом, его "свободным и смелым даром", его силой и энергией. Лермонтов был молод, но глубоко понимал смысл жизни, смысл поэзии, горячо любил Родину и русский народ. Кажется: ну что мог он познать за свою короткую жизнь? Однако познал, и не мало. Уже юношеские его тетради полны размышлений о жизни, о смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и прошлом. Редеют бледные туманы Над бездной смерти роковой И вновь стоят передо мной Веков протекших "великаны"... Бог воистину дал этому человеку необыкновенный дар: Его душа уже выросла и окрепла, когда сам он был еще простым юнцом, казалось бы ничего не смыслящим в жизни. Но Лермонтов уже понимал, что поэзия несет его высокое предназначение, "...глаголом жги сердца людей," - призывал Пушкин. И молодой поэт страстно следовал этому призыву. Как и Пушкин, ,на столь сложном пути, он встречает непонимание толпы, равнодупше и холодность света. Но вера в поэзию не покидает Лермонтова. "Из пламя и света рожденное слово" вызывает в нем не только "волнение", но и порыв души "навстречу" этому слову. И для самого поэта творчество, несмотря на его могущественность, становится спасительным освобождением от страданий, - путем к гармонии и успокоению. Поэтому лермонтовский пророк, гонимый и презираемый толпою, знает счастье: И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром Божьей пищи, Завет предвечного храня Мне тварь покорна там земная, И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Он, читающий "в очах людей... страницы злобы и порока", несмотря на жестокость и несправедливость толпы, не теряет веру в гармонию как основу мира, он спасается от отчаянья уединением, удовлетворившись общением с природой и разговором со звездами. Лермонтов и сам не раз чувствовал себя "умирающим гладиатором", забавляющим равнодушную толпу. "Как часто пестрою толпою окружен", хотел бы он уйти от этой суеты и мешуры света. Но презрение к обществу и одиночество немилы поэту. Он не хочет разрывать всех связей с людьми, ибо понимает, что его долг, долг поэта, - донести своим творчеством истину до этих "бестрепетных", "бездушных" масок, заменить их окаменелые сердца на "угль, пылающий огнем". Но скоро сей порыв чудесный Слабел в груди его младой, И утомленный и немой, Он забывал огонь небесный. Но каждый раз, встречая стену непонимания, пыл молодого поэта угасал. Теперь какое-то серое равнодушие заполнило его душу: Уж не жажду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть... Желанья! ...что пользы напрасно и вечно желать? Любить... но кого же? В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа... И радость, и муки, и все там ничтожно... И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такая пустая и глупая шутка... Вот такое страшное разочарование постигло поэта: нет смысла жить, нет смысла творить... Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но Лермонтов не остается таким пассивным надолго. Его душа возмущена тем, что поэт утратил свое предназначение. Поэзия не имеет права прекращаться, она должна существовать. И я считаю, что вопрос, который Лермонтов с отчаяньем задает в последней строфе стихотворения "Поэт" (1838 г), по сути является риторическим, не требующим ответа: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?... ...Из золотых ножен вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья? Эти слова, пронизанные отчаяньем и горестью за русского поэта, как бы переливаются в пушкинский призыв: Восстань, пророк, и вождь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Лермонтов понимал значение поэзии, понимал насколько оно велико и потому его душа страстно летит навстречу "из пламя и света рожденному слову". Он не уходит в пустыню, он борется, ищет этой борьбы: - Так жизнь скучна, когда боренья нет! - восклицает он, - Мне нужно действовать, я каждый день бессмертным сделать бы желал, как тень великого героя, и понять, я не могу, что значит отдыхать. ...И все боюсь, что не успею совершить чего-то! Но он успел! Его поэзия внесла огромный вклад в русскую литературу. Через всю жизнь проносим мы в душе его образ - Образ человека грустного, строгого, нежного, властного, вильного, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого и задумчивого, наделенного могучими страстями и проницательным умом. Поэта гениального и так рано погибшего, но оставшегося бессмертным и молодым..

  1. Ранние поэмы Лермонтова.

  1. Символический смысл «Демона».

Поэма Демон: поэт использовал библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а также фольклор кавказских народов, что придает сюжету иносказательный характер. Но под фантастикой скрывается глубокий психологический, фантастический, философский, социальный смысл. В поэме критики почувствовали огромную силу отрицания старого мира, всего отживающего феодально-авторитарного миропонимания. Демон осудил <ничтожную землю>. Гордое утверждение личности, противопоставленной отрицаемому миропорядку, звучит в словах демона : <Я царь познанья и свободы>. Став на путь абсолютного отрицания, Демон отверг и положительные идеалы. В начале поэмы герой находится в одиночестве, с чувством опустошенности. Идеал достойного человека, прекрасной, свободной жизни находит он в Тамаре. Это попытка возрождения Демона, о кот. в поэме рассказывается в условных библейско-фольклорных образах. Но развязка трагична: он признал свои мечты <безумными > и проклял их. Автор показывает, что в развитии переживаний и событий благородный общественный идеал подменяется эгоистическим. Д. Не смог преодолеть в себе романтического индивидуализма. Это стало причиной гибели Тамары и поражения Демона. В судьбе Д. Проявились противоречия романтизма.

  1. Сюжет и композиция «Мцыри».

Поэма Мцыри противоположный Демону характер. Он весь - порыв к свободной, яркой, полноценной, подлинно человеческой жизни. Его тоска не безнадежная, это страстная, зовущая к борьбе тоска по идеалу. Мцыри рос одиноким, одиноким оказался он и в борьбе за свободу. Он весь полон стремления жить среди <вольных людей>. Ему это не удалось, в борьбе с барсом он сам становиться зверем. На нем <печать свою тюрьма оставила>. Но здесь нет внутреннего крушения, к которому приходит романтический индивидуалист. Мцыри падает жертвой объективных обстоятельств, оказавшихся сильнее его. В герое поэмы воплощен пафос борьбы за идеал, Мцыри, по Белинскому, <любимый идеал> Лермонтова. Оба героя Мцыри и Демона связаны традициями рус. Романтизма. Типично ром.поэма: единство человека с природой - Мцыри и гроза, ром.любовь - встреча с грузинкой, борьба - поединок с барсом, свобода - побег из монастыря, любовь к родине.

  1. Конфликт и композиция драмы Лермонтова «Маскарад».

Драма Маскарад сочетает в себе элементы романтизма и реализма, полной высокой патетики и бунтарского духа, гротескного изображения дворянского общества. Сюжетная основа - конфликт между героем и средой. Евгений Арбенин <странный человек>, богато одаренная натура, умный, с могучей волей. Но среда и эпоха обрекают его на пустое и ничтожное существование. В его образе - черты дворянской интеллигенции: разочарование, пессимизм, бездеятельность, рефлексия. Арбенин - попытка Лермонтова дать в реально-бытовой обстановке тот характер, кот. аллегорически воплощен в Демоне. Подобно Демону герой в любви ищет возрождения, возвращения к положительным ценностям жизни. Но светское общество, слухи, интриги, вызывает в нем необоснованную ревность. Он отравляет Нину, сам сходит с ума. Арбенин так и не сумел преодолеть в себе ни эгоистического индивидуализма, ни безверия в положительные начала жизни. В драме резко критически даны зарисовки ряда характеров, типичных для высшего дворянского общества: Звездич, Шприх. Некоторые черты Арбенина сближают его с Чацким: антагонизм с дворянским обществом, отношение к чинам, критическое отношение к житейской морали.

  1. Роман Лермонтова «Княгиня Лиговская» и становление психологизма в прозе.

  1. Способы психологического изображения в «Герое нашего времени».

  2. Композиция «Героя нашего времени».