logo
ответы на вопросы по ИОЛ (Юхнова)

Борис Годунов» Историзм, конфликт, новаторство.

Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал символом русской литературы. Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждают своё понимание поэта, видя в нём современника, думая о символическом Пушкине. Пушкина изучают, о нём спорят, его боготворят и отвергают. Он давно уже вышел за переделы литературы, сделавшись фактом русского общественного сознания. Творчество Пушкина – это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с общественно-идеологической и литературной жизнью России в первой трети 19 века. Пушкина не имеет двух биографий - биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия сливались у него в единое целое. Факты жизни становились фактами творчества.

Замысел исторической драмы возник у Пушкина при прочтении 9 и 11 томов « Истории государства Российского» Карамзина. В них содержалась история царствования Фёдора Михайловича, Борис Годунова, Фёдора Годунова и Лжедмитрия.

«Борис Годунов» стал своего рода итогом всего предшествующего творческого развития Пушкина. Он отказался от социального дидактизма, наследия просветительской литературы, и усвоил свойственное романтикам историческое и диалектическое мышление. В этой связи трагедия Пушкина демонстрировала принципы «истинного романтизма». Это « романтическая трагедия» , созданная по образцу романтически понятого Шекспира и его «хроник». По всем признакам она порывала с предшествующее классицистической традицией : в ней не было соблюдено ни одно единство ( действие перемещалось из России в Польшу, из палат Кремля в трактир). Сцены, написанные стихами, сменялись сценами, написанными прозой, драматические эпизоды сменялись комическими. Главная задача, ставшая перед Пушкиным, - понять действие исторического процесса, его механизм, законы, им управляющие. Эти законы формируются как следствие интересов различных социальных групп, представленных различными персонажами. Одни действующие лица виновны в смуте, вызывая её ( царь-узурпатор Борис Годунов, Дмитрий Самозванец), другие становятся их соучастниками – Шуйский, польская знать. Третьи участвуют в истории, но не ведают, что творят, или не имеют личного умысла – сын Курбского, Патриарх. Иные выступают свидетелями, и не участвуя в них, обсуждают его (люди из народа). Остальные – выступают в роли жертв ( дети царя).

Из них Пушкин выделяет 4 группы - Царь и его сподвижники, бояре во глав с Шуйским, дворяне и поляки, поддерживающие Самозванца и народ. В истории, по мысли Пушкина, действуют две силы - рациональная и стихийная, то есть иррациональная. С одной стороны, история – это столкновение интересов различных социальных групп, с другой – стихийная иррациональность Рока, Судьбы. Так, Борис Годунов, изначально, вне зависимости от его личных качеств и способностей, обречён на гибель. И если у Шекспира действие определяет конфликт личностей, то у Пушкина Борис не является жертвой боярских интриг, Самозванца или поляков. Борис мог бы справиться со всем этим – но он в воле Рока. Судьба преследует Бориса смертью царевича, и мнением народным. Поскольку именно они выступают орудием Судьбы, то народ мыслиться Пушкиным как иррациональное , которое не подчиняется рациональным и этическим законам. Хотя народ берёт на себя право морального суда, его оценки и правильны и ошибочны, в них чрезвычайно слаб сознательный компонент. Мнение народа изменчиво, ему нельзя доверять. Кроме того, народное мнение – темно. Чтобы выявить это, Пушкин вводит религиозную тематику, организуя действие вокруг воскрешения Дмитрия. Борису приходиться вести борьбу не только с реальными соперниками, но и « тенью» Дмитрия, народным суеверием. Все события в трагедии, образуя замкнутый круг, так или иначе связаны незримо витающей тенью убитого царевича.

В пору Пушкина народ представлялся загадкой, главное противоречие заключалось в сознании мощи народа и, одновременно, в рабском его терпении, раболепии. При разрешении этого противоречия можно было пойти либо по пути романтиков, либо классицистов, превратив героя в рупор авторских идей, или же придав моральное тождество с автором. Можно было, следуя Крылову, встать на позицию «мудрости народной», скрывая свою точку зрения, предпочтя оценку народную оценке просвещённого. Пушкин же понял род драмы как принципиально объективный. Её персонажи должны сами представлять действующих лиц, обладающих собственными характерами, а не кукол. Эффект убедительности тем сильнее, чем нагляднее представлено влияние автора.. Не автор должен руководить персонажем, скорее наоборот. Пушкин отвергает модернизацию персонажей, стремясь к максимальной стилизации времени и эпохи. Кроме того, пушкинское историческое художественное сознание держится на том, что в исключительных событиях действуют обыкновенные люди. Они ведут себя так, как подобает людям их сословия. Для того, чтобы выявить разницу характеров людей православной Руси и близкой к европейским взглядам Польши, Пушкин ярко сопоставляет их. Например, в сцене объяснения Дмитрия и Марины, - культ дамы, фонтаны, манеры и пр. Однако оставшись наедине с собой, Дмитрий всё равно мыслит по-русски – оставшись один, в минуту отчаяния, он восклицает « Бог с ними, мочи нет!». А как Горюет Ксения о женихе, говоря о любви так, как говорила бы любая русская девушка, занятая в своей половине дома, не принимающая участия в общественно-политической жизни. Гл. завоевание – рост национального самосознания ( сначала образ. – потом революции устраивать).

  1. Лирический стиль Боратынского.

Его значение осознается при жизни, но раскрывается полностью только в лирике Серебряные века. Востребованной оказывается его философская лирика. Баратынского и Пушкина воспринимали как соперников, но Баратынский казался более мудрым и само появление его привлекало внимание, потому что он был красив, тактичен, избегал всех кружкой, жил уединенно. И сравнивали творчество – возникают дуплеты, но у Баратынского – свой путь.

“Баратынский оригинален, ибо мыслит” – как о поэте мысли.

“Но и чувствует он оригинально” – Пушкин.

Синтез мысли и чувства трагичен, эсхатологические мотивы. Много перекличек с творчеством Пушкина, но по своему пути, в его подходе что-то новое. Баратынский стоит у истоков философской лирики. Он сделал объектом коренные вопросы бытия:

- что есть человек и какова его сущность? психологическое состояние человека и их анализ.

- что есть истина? – “Истина”

- что такое мысль и как она живет?

У него впервые – “исследовать”, и он исследует закономерности и состояния, подходит к собственному духовному образу, опыту – и это становится объектом познания.

Периоды творчества:

- 1818-1824г. – Баратынский тяготеет к традициям арзамасцев и действует в рамках школы “гармонической точности”

- 1824-1833/35 – период увлечения Шеллингом. В этот период появляется философская тематика.

- 1835-1844 – расцвет философской лирики. Он исключительно философствует.

Первая его элегия – “Финляндия” (1820г). Он стал печататься благодаря Дельвигу, они вместе снимали квартиру. Это стало его визитной карточкой – “певец Финляндии”. Баратынский там служил, там была его первая любовь – и это суровое, таинственное, экзотическое.

Поэма “Эда” – тоже финские мотивы + “Поэт пиров” – так есть элегия “Пиры”.

“Эда”

В 1ой элегии было много традиционного + здесь многое как у Батюшкова – певец, который созерцает, размышляет о человеческой природе (стилистика исторической оды).

У Батюшкова главная роль – воспоминания, у Баратынского все со знаком -, все со знаком конца, в забвении. Здесь проявляется зрелый поэт, он чересчур доверяется разуму и предает чувства. + “Последний поэт”

В “Финляндии” также войдет тема поколения, которое идет в забвение. Свое поколение Батюшков воспринимает, как нереализованное, обреченное, так как причина в раздвоенности в сознании. Он первый, кто затронет эту тему в лирике, впервые так изображает сознание.

Очень ярко в “Рассеивает грусть пиров веселый шум” – 21г. Это серьезная личностная элегия Баратынского. Герой пребывает в гармоничном состоянии, внутри грусть одиночество, он в событии, но и в то же время – время вне его. А внешнее – удальство, веселость, хмель. Оба состояния одновременны, в сознании все соединено. В желании выпить, забыться – желание уйти от аналитизма, от внутренней грусти, но это невозможно. Сам этот прием – раздвоенность сознания – из него *** художественный прием антитеза, его способ познания мира. При этом полярные вещи для него – это вещи имеющие одну природу (то есть + в чрезмерном количестве -). “Грусть пиров - веселье” – оксюморон, “тишина мира – буйное веселье”. В результате человек выпадает из общенго порядка и природа изгнала его. Я – доминирует. Внутренняя отстраненность от происходящего. В финале – основная мысль. Природная склонность к самоанализу и является причиной выпадения человека. “Так много ты в немного дней прожить, прочувствовать успела”. Здесь раздвоено сознание женское – “как Магдалена плачешь ты и как русалка ты хохочешь”. Образ сложный, контрастный – и это приводит к опустошению, мечтанию, поиску себя/ По Баратынскому такая душа обречена.

Излюбленным жанром является элегия (особенно на раннем этапе). Развивается 2 типа: интимная (психологическая) и медитативная. К первому типу – “Разуверенье” и “Признание”, а ко второму “Истина” и “Череп”.

“Признание”

Здесь ситуация – элегия о любви, которая уже ушла, пережита, усыплена.Здесь лирическое сознание – герой вспоминает и сравнивает с чувствами, которые сейчас. Сейчас душа – холодна, спит – и это хорошо. Человек волевым усилием запрещает возродить чувство, так как знает, что оно разрушает его. Само чувство – уникальное. Во всех этих стихотворениях (Признание, Разуверение, Приманка ласковых речей) возникает иллюзия общения. Причем начинаются с идеологической реплики, то есть с обращения с ориентацией к собеседнику. Но сами слова собеседника входят в лирический монолог – они воспринимаются через речь самого героя, включаются в его ткань: “вам дорог я, твердите вы”. И за счет этого – создается полифония, 2-х портретность. Причем “Она” – разная, и нежна, и коварна, и влюблена, и зла. А “Он” – для него это тяжелые чувства, оно опустошает его душу. Герой, который отказывается от любви и состояние душевной пустоты – благостное для него (и это впервые в лирике – душевный хлад), потому что это для него – итог душевного опыта, это высшее мудрое состояние души, душевный сон, покой. И все эти состояния формируются самой жизнью.

“Две доли” (23г.)

Дает философский аспект одиночества. 2 доли – надежда и волнение (юность) и безнадежность и покой (зрелость). Только в зрелости обретается “хлад спасительный” и любая попытка возродить принесет еще больше боли и ран. Идея того, что середины нет, но рок ведет к тому, что человек обретает внутренний покой, хоть и теряет надежду – “холодная мудрость жизни”. Меняется само представление о жизни – “жизнь как кресть, как судьбина”.

“Поверь мой милый друг”

Призыв страдать, так как это дает возможность душе понять вкус жизни. “Счастливцы беднее” – так как они имеют только чувственность а у него – чувства. Сознательное выпадение из жизненного потока, уход в себя. “Дорога жизни” – это сознательный выбор Баратынского, так как он хочет сохранить чувство.

В таких внутренних переживания основной цикл 42 г – Сумерки.

Из элегического поэта личности Б. Стал элегическим поэтом человечества. Подчеркнуто интеллектуальный цикл. Здесь более сложный принцип объединения – напоминал полифонию.

Тогбин считал, что строится по сюите, но не психологично-личной, а философской. Разбирает цикл, как произведение. Зачин всего – как название. “Сумерки” – это название беседки в имении Баратынского, где были написаны многие стихи + символика заката дня, жизни, цивилизации, эпохи. И все это развивалось в разных стихах цикла.

Тема поэт и время – сквозная, центральная. Поэт тоскует по миру, но осознает, что не может преодолеть разрыв.

3 главных мотива в цикле:

- античность (железный век)

- земное/небесное в человеке – “Недоносок”

- существование художника

Причем Баратынский так располагает стихи в цикле, что происходит постоянная смена интонаций. Вместе с трагической проступают иронические нотки. Главные стихи: “Последний поэт”, “Приметы”, “Недоносок”, “На что вы дни”, “Что за звуки? Мимоходом..”, “Осень”. По жанру они разные и эти миниатюры задействуют разные регистры. “Робость ” – бытовые детали, и это немного разряжает цикл. Через подобное он соединяет вечное и суетное, высокое и низкое => знаменитая антитеза и яркое звучание цикла. Кульминацией цикла, где сходятся все темы и смыслы сумерек – “Осень” как “вечер года” и “сумерки в жизни художника”.

На контрасте труд земледельца и труд художника – сопоставляет природное и духовное.

Природное – гармоничное, оптимистичное, полнота бытия, довольствие и зима здесь как нечто временное.

Духовное – трагическая безысходность, слово его не имеет отклика, духовная изоляция.

2 типа слова: - пошлый глас и “тот глагол, что страстное земное перешел”.

Итог раздумий – выход к подлинно духовному труду – и это обрекает на одиночеству, на утрату радостей земных. В этом вечная драма, духовная катастрофа.

Медитативная элегия.

Мыслительное начало у него очень важно. Мысль становится темой

“Сначала мысль воплощена в поэму статуей поэта”

“Все мысль да мысль, художник бедный слова”

“О мысль! Тебе удел цветка”

“Предрассудок”

=> сама мысль, ее эволюция – самостоятельная тема. Причем выражает абстрактную мысль через предметное начало:

- развернутая метафора

- система сравнений.

Предметное начало показывает ярко, что есть мысль – “тебе удел цветка” – как цветок.

“Истина” – здесь есть проблески, что есть возможность одуматься, направиться в нужное русло.

“Пироскаф” – это диссонанс всему его творчеству и умирает. В этом стихотворении возникает надежда на счастье, на новый жизненный путь. Но получается, что это предвестник смерит.

  1. Русская романтическая проза первой трети XIX века (В.Ф. Одаевский, А.А. Бестужев (Марлинский) – на выбор).

«Светская повесть» Одоевского. « Княжна Зизи», « Княжна Мими».

Наиболее распространенным жанром в 1830-е годы стала так называемая "светская повесть", возникшая в процессе становления романтической прозы. Жизнь светского общества, изображение пагубного воздействия его предрассудков на личность незаурядного героя, зависимость частной жизни

человека от господствующего уклада общественной жизни нашли своё воплощение в повестях и рассказах В.Ф.Одоевского, О.М.Сомова, А.А.Бестужева(Марлинского), Н.Ф.Павлова, Н.А.Полевого, В.А.Соллогуба, И.И.Панаева и других.

В основе светской повести, как правило, лежала любовно-психологическая драма, конфликт между "светом" и героями, осмелившимися нарушить его "законы". Это и определяло во многом их сюжетное развитие, взаимоотношения персонажей, особенности построения характеров, а также эмоциональный тон повествования.

На деле, жанр вошёл в обиход как новое явление, сменившее экзотику «кавказских» и «фантастических» повестей изображением жизни «как она есть», в «обыкновенности» ее светских будней, но сохранившее при этом такие особенности, как «яркое событие», положенное в основу рассказа, и одушевляющее рассказ «сильное чувство». Мода на светскую повесть , в особенности на повести Марлинского («Испытание» (1830), «Страшное гаданье» (1831), «Фрегат „Надежда”» (1833)), схематизм сюжетов, однотипность героев и конфликтов способствовали появлению многочисленных эпигонских произведений. Поток их, впрочем, быстро иссяк: к началу 1840-х гг. жанр теряет актуальность, уступает место как разнообразным «физиологиям», так и психологической, нравоописательной, философской повестям.

Князь Александр Иванович Одоевский – известный русский писатель и общественный деятель. Человек самого разностороннего и глубокого образования, вдумчивый и восприимчивый мыслитель, талантливый и оригинальный писатель, Одоевский чутко отзывался на все явления современной ему научной и общественной жизни.

Главное место среди сочинений Одоевского принадлежит "Русским ночам" - философской беседе между несколькими молодыми людьми, в которую вплетены, для иллюстрации высказываемых ими положений, рассказы и повести, отражающие в себе задушевные мысли, надежды, симпатии и антипатии автора. Среди повестей и рассказов, не вошедших в "Русские ночи", выделяются: большая повесть "Саламандра" - полуисторический, полуфантастический сюжет которой навеян на автора изучением истории алхимии и исследованиями Грота о финских легендах и поверьях, - и серия полных злой иронии рассказов из светской жизни, таких как "Княжна Мими", "Княжна Зизи". Обе повести являются зеркальным отражением порочных нравов, царящих в Светском обществе, а так же поднимают ряд насущных для того времени вопросов, таких, как так называемый « Женский вопрос». Суть его изобличена ещё в эпиграфе « Княжны Зизи». «Иногда в домашнем кругу нужно больше героизма, нежели на самом блистательном поприще жизни. Домашний круг — для женщины поле чести и святых подвигов.». Обе повести являются иак же зеркальным отражением друг друга, в чём-то они похожи, но в чём-то каринально различны. Вслед за озлобленной сплетницей Мими Одоевский изобразил другую старую деву — «любящую и самоотверженную натуру». По справедливому мнению Р. В. Иезуитовой, большой заслугой Одоевского-писателя была высказанная в «Княжне Зизи» мысль о том, что «внутри самого общества есть личности, внутренний мир которых не до конца подчиняется обстоятельствам; герои, способные идти наперекор светской этике». А в «Мими» автор задается вопросом - почему находятся люди, все призвание, все наслаждение которых сеять бедствие, возбуждать в душах высоких отвращение к человечеству. В обоих произведениях – жизнь молодых барышень того времени, растущих под полным контролем матерей, в соответствии с главными идеалами общества – во что бы –то не стало выйти замуж. Та, кому не удается это сделать, непринята обществом. Даже 30 летняя черствая Мими страдает от этого. Возможно, эта озлобленность и толкает её на откровенно нелицеприятные шаги, которые она предпринимает против более успешной баронессы Дауерталь. Зизи же, напротив, жертвует собой ради блага безалаберной сестры Лидии. Она ведёт хозяйство, за всем следит, не в пример Лидии, которая только и думает что о балах. И тем не менее, к княжне Зизи в обществе относятся с предубеждением. Вот и скажите после этого, какие пороки преследуют общество, если от этого погибают и виноватые, и невинные.