logo search
rol_vstupleniya_i_zaklyucheniya_v_sochinenii

Варианты заключений

Заключение может быть написано в форме:

Пример

1. Обзора всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочки доказательств.

Итак, грязные реки и озёра, ядовитые продукты, искорёженная земля, леса, опустевшие без животных и птиц, воздух, который, порой вызывает страшные заболевания, – вот тот мир, в который приведёт человечество его алчность, не знающая предела.

2. Этически корректного возражения автору исходного текста.

Сложно не согласиться с В. Солоухиным, но есть факты, которые дарят надежду на то, что человечество всё-таки понемногу освобождается от власти денег, от жажды наживы: американцы свои леса, реки, озёра считают высшей национальной ценностью; японцы активно занимаются восстановлением биоресурсов; европейские государства законодательно вводят высокие штрафные санкции против тех, кто нарушает экологию… Радует и то, что многие виды растений, птиц, животных, ранее занесённых в Красную книгу, уже не значатся как исчезающие. Конечно, ещё пока рано рисовать оптимистические картины, но человечество, кажется, начало отличать истинные ценности от ложных.

3. Спора с воображаемыми критиками позиции автора.

Не все, наверное, согласятся с позицией В. Солоухина. Наверное, найдутся и те, кто скажет, что слишком уж пессимистична картина, нарисованная автором в самом начале текста. Но разве не страшен тот факт, что за последние десятилетия исчезли сотни маленьких речек? А это следствие беспощадной вырубки леса вдоль берегов, осушения болот… Кто-то скажет, что мало верит в такое загрязнение Мирового океана. А разве не убедительны случаи массовой гибели морских животных, птиц? Разве не убедительно и то, что у нас всё меньше и меньше природных запасов чистой питьевой воды? И уж нужно быть совсем слепым упрямцем, отрицая тот факт, что многие природные катаклизмы (самые очевидные из них – пожары, наводнения) – результат безнравственного отношения человека к природе.

4. Цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста.

Отношение к природе, ко всему живому очень точно выразил Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Без соблюдения этой нравственной заповеди, без побед над своими пороками вряд ли каждый из нас может считать себя homo sapiens – человеком разумным, бережно охраняющим своё жилище – Землю.

5. Яркого примера, обобщающего ваши суждения.

Как-то я читала сказку о жадном человеке, страстно мечтавшем о том, чтобы всё, к чему он прикасается, превращалось в золото. Бог решил «осчастливить» этого глупца и выполнить его просьбу. Итог страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли его роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда очень не хочется, чтобы сказка стала былью…

6. Иллюстрации, облегчающей понимание высказанного(-ых) положения (-ий).

О человеке, который, плывя по морю, усердно ковыряет дырку в лодке, или о том, кто рубит сук, на котором сидит, каждый из нас скажет, что это безумцы. А чем разумнее их мы, «живущие на Земле люди .., мнящие себя друзьями природы и бездумно обрывающие те ниточки, которые связывают нас с жизнью?

7. Вывода-впечатления

Одна из крайних сущностей денег – быть платой за убийство всего живого. Об этом невольно думаешь, прочитав текст В. Солоухина. А что потом человечество будет делать с жёлтым металлом на мёртвой планете? Неужели мои потомки будут знать многие растения, животных, рыб, птиц лишь по рисункам в токсичных пластиковых книгах? Даже страшно подумать о том, куда ведёт нас путь наживы…

8. Яркого сравнения, подводящего итог рассуждениям.

Мы уже давно твердим: природа – наш дом. Следовательно, её гибель можно сравнить с разрушением собственного жилища. Но если дом мы можем построить, отремонтировать, то нельзя построить или отремонтировать море или речку, животный или растительный мир. Да и вряд ли совестливый хозяин станет жить в покосившемся доме. А ведь бессовестных людей на Земле гораздо меньше…

Тогда почему наш дом полуразрушен?

9. Развёрнутого рассуждения об идее текста, которая сформулирована в одном или нескольких предложениях.

«Вселенские диверсанты… не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди», перерезая своей «ненасытной жадностью» «нитки поколений». Наверное, наделяя человека умом, природа не думала, что человек обратит эту награду против неё, сделав своё самое большое достояние не добрым, а коварным, усилив его жадностью и жестокостью. Но вряд ли кто станет отрицать, что в природе всё взаимосвязано, и, уничтожая связующие нити, мы когда-нибудь в азартной погоне за деньгами отрежем и ту, что связывает нас с жизнью.

– Хотите проверить, насколько хорошо вы запомнили варианты создания вступления и заключения? Тогда напишите их по предложенным образцам к следующему тексту:

(1)Говорят, что у всякой наглости есть предел. (2)Это очень хорошая поговорка, даже мудрая. (3)Но, к сожалению, не жизненная. (4)Практикой не подтверждается. (5)Любой россиянин знает, что у наглости предела нет.

(6)Вот недавний конкретный пример.

(7)Не где-нибудь в дремучем захолустье, а прямо в столице нашей родины, средь бела дня, в пяти шагах от выхода из метро два молодых здоровых боевика избили Героя России. (8)Швырнули на землю, вываляли в грязи и даже пытались запихнуть в стоящую поблизости машину. (9)Герой России, человек далеко не молодой и не слишком здоровый, еле спасся. (10)А из людей, стоявших вокруг, на помощь ему не пришел никто.

(11)Правда, у этих равнодушных граждан есть маленькое оправдание: дело в том, что боевики были одеты в милицейскую форму, да еще с сержантскими погонами. (12)Мало того, они и были сержантами милиции. (13)Чеченцы, что ли? (14)Да нет, светловолосые и светлоглазые, абсолютно наши люди. (15)Просто боевые ребята, всегда готовые врезать, кому надо и не надо, чтобы каждый знал свое место.

(16)Герой России пожаловался милицейскому начальству. (17)Оно вникло в происшествие и ответило, что боевые ребята, даже если малость погорячились, по существу правы, потерпевший сам виноват: зачем сопротивлялся, когда били и волокли в машину? (18)В конце концов, они власть, а он кто? (19)С учетом, что Герой России, преследовать по закону его не стали, но впредь пусть учтет.

(20)Надо сказать, потерпевший, действительно, был виноват, и даже дважды. (21)Нет, не в том, что упирался, когда волокли, тут его понять можно: уж если на людях бьют, то что сделают в закрытой машине, не предскажет никто. (22)Виноват он был в том, что, во-первых, по имени Магомет, а, во вторых, по фамилии Толбоев. (23)То есть, ярко выраженное лицо кавказской национальности. (24)И боевые ребята просто хотели проверить. (25)А иным методам проверки их, судя по всему, не обучили. (26)За что же наказывать – они же старались!

(27)Наверное, тем бы все и кончилось – но абсолютно рядовое происшествие раздули журналисты. (28)Дали информацию в газеты, сделали коротенький сюжет на телевидении. (29)И более высокое начальство решило проявить вежливость: перед Героем России, испытателем самолетов и космических аппаратов, извинился сам лично глава московской милиции. (30)Словом, инцидент вполне можно считать исчерпанным.

(31)Но меня гложет вот какое сомнение.

(32)А если бы потерпевшим вдруг оказался не знаменитый человек? (33)Тогда что? (34)Стала бы эта история событием? (35)Подхватили бы ее журналисты? (36)Извинялись бы перед пострадавшим от рук милицейских боевиков?

(37)Не знаю. (38)Честно скажу – не знаю. (39)Подозреваю даже, что не подавляющая, но достаточно значительная часть граждан даже одобрила бы их превентивные действия.

(40)Почему?

(41)А потому!

(42)Потому что – «понаехали тут всякие»! (43)Куда ни ткнешься, везде они. (44)Чего едут? (45)Что им тут, медом намазано? (46)Нам самим тесно, а тут еще они!

(47)Все эти тексты я не придумал – я их слышал не раз, не два и не двадцать два. (48)Ну не можем, никак мы не можем примириться с тем, что Россия – великая держава, а Москва – мировая столица. (49)Не можем примириться, что у всех ста восьмидесяти крупных и малых этносов, населяющих нашу огромную державу, права и на Россию, и на ее столицу не гостевые, а хозяйские. (50)Любой квадрат нашей общей земли принадлежит любому россиянину. (51)Где хочет, там и живет. (52)Его страна!

(53)И это для нас не беда, а большая удача. (54)Ведь как повезло Москве, что сюда понаехали Арам Хачатурян, Святослав Рихтер, Вахтанг Чабукиани, Махмуд Эсембаев, Таир Салахов и Давид Ойстрах! (55)Насколько бедней была бы сегодняшняя столица без Николая Цискаридзе, Михаила Жванецкого или Армена Джигарханяна!

(56)Если разобраться, вся Россия состоит из понаехавших. (57)Москвичи понаехали на Байкал, а сибиряки – на Волгу. (58)Русские на Кавказ, а кавказцы в Воронеж и Астрахань. (59)На Дальний Восток, вообще, понаехали все, кому не лень, потому что ленивым там делать нечего. (60)Причем, «охота к перемене мест» – очень давняя российская традиция.

(61)Тысячу лет назад в нынешнее Нечерноземье с Севера понаехали варяги, с Юга – греки, с Запада – поляки и немцы, с Востока – татары. (62)Но и сами русские не зевали: Ермак понаехал в Зауралье, Хабаров – на Амур, Крашенинников – на Камчатку, а Пржевальский – вообще, в пустыню Гоби. (63)И поди теперь разбери, кто где коренной, а кто понаехавший. (64)Так что единственный реальный выход из создавшейся мешанины – признать, что все мы равноправные россияне, понаехавшие из России в Россию. (65)И чем глубже мы это поймем, тем быстрей и бескровней оформится и затвердеет монолитная российская нация, которую никому не удастся раздробить на куски или разодрать на лохмотья.

(По Л. Жуховицкому)

– Завершая разговор о роли вступления и заключения в экзаменационном сочинении, ещё раз вспомним, каковы задачи вступления и заключения и приёмы их написания.

Задачи вступления:

– вступить в контакт с читателем;

– ввести читателя в тему;

– подготовить к восприятию текста.

Приёмы:

– сообщение о теме;

– сообщение об авторе;

– цитата (в том числе цитата из исходного текста);

– афоризм;

– риторический вопрос;

– вопросно-ответное единство;

– именительный темы;

– риторическое восклицание;

– сообщение о прочтении текста;

– аналогия;

– парадокс.

Объём: 3 – 7 предложений.

Задачи заключения:

– завершить контакт с читателем;

– подвести итог;

– побудить читателя к дальнейшему осмыслению проблемы.

Приёмы:

– нравственный вывод;

– резюмирование;

– цитата;

– афоризм;

– призыв;

– вопросно-ответное единство;

– возвращение к началу;

– риторическое восклицание;

– сообщение об итоге анализа текста;

– пословица;

– пожелание на будущее.

Объём: 3 – 5 предложений.

Использованная литература:

Егораева Г. Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). Изд. 7-ое, прераб и доп. М, «Экзамен», 2008, с. 52 – 82.

Егораева Г. Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М, «Экзамен», 2006, с. 67 – 83, 112 – 131.

Симакова Е. С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. М., «Астрель», 2009, с. 32 – 35, 46 – 50.