logo
rol_vstupleniya_i_zaklyucheniya_v_sochinenii

Цель и задачи вступления и заключения к сочинению

Вступление может

Заключение

1. Вводить в тему текста.

1. Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, предыдущим изложением.

2. Сообщать об основной проблеме текста.

2. Должно завершить сочинение, ещё раз обратив внимание эксперта на самое главное.

3. Быть основным тезисом, который вы будете аргументировать.

3. Должно быть логическим завершением ваших рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.

4. Быть основанием для объяснения основной проблемы.

4. Может содержать ваше решение проблемы, поставленной автором.

5. Быть формулировкой вашего понимания авторской позиции.

5. Может отражать ваше личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.

6. Содержать сведения о своеобразии художественного мира автора текста (если это своеобразие нашло отражение в теме, идее, проблематике текста).

6. Может дополнять мысль автора.

7. Определять круг проблем, затронутых автором.

7. Может содержать рассуждение о злободневности рассматриваемых тем и проблем.

8. Содержать ваш взгляд на основные вопросы, рассматриваемые автором.

8. Может содержать этически корректное возражение автору.

9. Содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором.

9. Может представлять собой развёрнутую или логически завершённую мысль, высказанную во вступлении. (Тогда ваша работа будет хороша в композиционном плане).

– Чтобы вам было понятнее, с чего начать и чем закончить своё сочинение, давайте опять-таки обратимся к очередному тексту и на его примере сделаем работу.

(1) Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди и не только не считающие себя диверсантами, но мнящие себя друзьями природы.

(2) Говорят, что мы сбрасываем в Мировой океан ежегодно 10 000 000 тонн нефти. (3) Говорят, Рейн несет в своих водах каждые сутки столько же ядовитых химических веществ, сколько могут перевезти 1000 железнодорожных составов.

(4) Говорят, одна только средней мощности электростанция, работающая на мазуте, выбрасывает в сутки в окружающий воздух 500 тонн серы, в виде серного ангидрида, который, соединяясь с любой водой, тотчас дает серную кислоту.

(5) Цифры, если их собрать, потрясающи; картина, если ее нарисовать, ужасна.

(6) Остановиться уже нельзя. (7) Но я сейчас думаю не о точке остановки, а о точке начала, о той пружине, которая дала первый толчок и подвигнула человека на этот пагубный путь.

(8) Лев, нападая на стадо антилоп, убивает только одну. (9) Сытый лев пропускает мимо себя стадо антилоп, не пошевелив ухом. (10) Ястреб не будет заниматься бесцельным истреблением птиц, например, перепелят. (11) Он схватит одного и улетит, чтобы насытиться, утолить голод, утолить потребность в пище, запрограммированную в нем от века. (12) Насе-комоядная птица по своей прожорливости могла бы съесть сразу всех, ну, каких-нибудь там личинок, однако ее возможности ограничены самой природой.

(13) Но вот я разглядываю картинки в книге Дорста «До того, как умрет природа». (14) Люди расстреливают стадо бизонов с поезда. (15) Тысячи туш остаются лежать и гнить в степи, потому что людям нужны были только шкуры.

(16) Врезавшись в одуревшее стадо бизонов на летящем поезде, люди стреляют, пока есть патроны либо пока есть бизоны.

(17) Лежбище котиков. (18) Люди ходят между беззащитными зверями и палками избивают их. (19) Избиение продолжается до тех пор, пока есть силы или есть котики. (20) Как можно больше убить, как можно больше схватить.

(21) Истреблена морская корова, истреблена птица гага, истреблены – фактически – зубры, если не считать нескольких штук в Беловежской пуще.

(22) Под угрозой истребления киты, слоны, страусы, крокодилы, носороги, многие виды животных и птиц.

(23) Бей, пока есть патроны, бей, пока видишь, бей, пока шевелится, бей, если можешь убить и... положить в карман гладкий холодный кружочек золота.

(24) Да, как ни печально это сознавать, но первым толчком, подвигнувшим человека на путь так называемого технического прогресса, была неутолимая, ненасытная жадность.

(25) Можно оскорбиться и обидеться в этом месте, но перешагните уязвленное самолюбие, посмотрите внимательно на действия человека в разные эпохи и в разных условиях, проанализируйте его действия от охотника за жемчугом до Александра Македонского, от золотоискателя на Аляске до Наполеона, от собирателя грибов до собирателя миллионов, и вы увидите, что именно жадность была основным двигателем человеческой истории.

(26) Кто-то убил последний экземпляр морской коровы, последний экземпляр гаги. (27) Кто-то убьёт последний экземпляр кита и лебедя. (28) Мало ли что другие экземпляры. (29) Но ведь именно от этого назад тянулись назад и вперёд цепочки поколений. (30) А теперь осталась только одна цепочка – назад. (31) Нитки поколений перерезаны ненасытной жадностью человека.

( По В. Солоухину)

– Итак, с чего начать сочинение? Смотрите, сколько вариантов вступлений может быть к нему по предложенному тексту.

Варианты вступлений

Вступление может быть написано в форме:

1. Лирического размышления.

2. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме) текста.

3. Рассуждения о заглавии, которое вы бы дали тексту. (Не забудьте: в заглавии может звучать тема текста; оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт.

4. Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста.

5. Ряда назывных предложений, создающих картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.

6. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику. Будьте осторожны, если начинаете сочинение с цитаты! Только тогда используйте её, когда помните дословно, а иначе любое искажение есть не что иное, как фактическая ошибка.

7. Может начинаться с ключевого слова текста (именительного темы).

8. Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста.

9. Описательного утверждения.