logo
rol_vstupleniya_i_zaklyucheniya_v_sochinenii

Роль вступления и заключения в сочинении

Цель: проанализировать критерий 5 (К5) оценки экзаменационного сочинения; уяснить роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении; показать на конкретных примерах, что должно быть во вступлении и заключении экзаменационного сочинения и в какой форме они могут быть написаны; потренировать в написании вступления и заключения к сочинению.

Слово учителя.

Итак, критерий 5 (К5): «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения».

Это критерий оценки композиции сочинения, которая определяется коммуникативными намерениями экзаменуемого. Коммуникативное намерение – это то, ради чего человек вступает в устное или письменное общение, что именно он хочет сказать. Без него невозможна смысловая цельность высказывания, которое без осознанных целей общения будет походить на лоскутное одеяло, которое, как известно, сшито из разноцветных лоскутков. Наличие идеи, красной нитью проходящей через сочинение, позволяет соизмерить в соответствии с ней всё: от отбора мыслей, составляющих основу содержания текста, от определения жанра и структуры сочинения до подбора конкретных слов и выражений. Цельность текста нарушается, если в него включаются материалы, не относящиеся к теме сочинения («ушёл от темы»), не способствующие реализации коммуникативного намерения пишущего.

Вступление и концовка должны соответствовать теме и содержанию основной части. Их роль в том, чтобы установить контакт с читателем и завершить его, ввести в тему и подвести итог. Если же эти структурные элементы лишь косвенно относятся к тексту или представляют собой набор красивых фраз, то они нарушают смысловую цельность текста.

Приступая к изложению мыслей, следует помнить, что их беспорядочное расположение затрудняет восприятие текста читателем. То, что содержится в сознании пишущего, что он воспринимает как само собой разумеющееся, совершенно необязательно будет понято читателем, если пишущий не проявит заботу о том, чтобы переложить на бумагу свои мысли последовательно, полно и точно. Пропуски важного, хаотичное расположение предложений, примеров свидетельствуют о беспорядочности мыслей пишущего. Структура текста должна быть предельно понятной проверяющему, должна давать возможность проследить за ходом мысли автора сочинения, а для этого следует так расположить предложения, чтобы одно вытекало из другого, образуя с ним единство. Надо верно показать отношения между частями высказывания: родо-видовые, причинно-следственные, временные, пространственные и др.

Традиционной является трёхчастная композиция, включающая вступление, основную часть и концовку.

Основная часть может состоять из одной или нескольких микротем, в последнем случае текст членится на абзацы. Грубой ошибкой является абсолютное игнорирование абзацного членения текста, когда в сочинении не выделяется ни одного абзаца или выделяется только первый. Иногда по неопытности экзаменуемые стремятся выделить в тексте сочинения как можно больше абзацев. Это является ошибкой и ведёт к снижению баллов по данному критерию. Нарушения абзацного членения связаны с неумением разделять текст на части, видеть границы между частями, а также с недооценкой роли и возможности абзацного отступа для выделения главного в тексте, облегчения задачи понимания этого текста читателями. Как минимум в тексте выделяются абзацным отступом вступление, основная часть и заключение.

Цельность текста обеспечивается и за счёт правильного соотношения частей. Естественно ни вступление, ни концовка не могут быть больше основной части. На них лучше отводить примерно 1/8 объёма сочинения. В основной части следует следить за соразмерностью изложения микротем.

Цельность текста может нарушаться, если пишущий использовал элементы иного стиля. Например, нарушает стилевое единство текста публицистического стиля включение в него производных предлогов и союзов, используемых преимущественно в официально-деловом стиле (ввиду того что, вследствие, за неимением прочего и т. д.) или слов сниженной окраски, используемых в речи малообразованных людей (просторечие).

В рамках данного критерия оценивается и отсутствие или наличие логических ошибок:

– утверждение взаимоисключающих понятий (одно из единственных, немного подробно расскажу); точно.льно, полно ои мысли пл если пишущий не проявит заботу о том, чтобы переложить на бумагу свои мысли плудет понято читат, должна давать возможность проследить за ходом мысли автора сочинения, а из этого

– смещение плана изложения;

– сопоставление логически неоднородных понятий (один в пальто, другой в гараж);

– неверное установление причинно-следственных связей (лишён премии за безопасность движения и культуру обслуживания);

– неправильный порядок слов и неполнота предложения, бездоказательность суждений;

– нарушение логических связей между частями предложения (Она жила в ужасной обстановке, и когда-нибудь ей должен был прийти конец); точно.льно, полно ои мысли пл если пишущий не проявит заботу о том, чтобы переложить на бумагу свои мысли плудет понято читат, должна давать возможность проследить за ходом мысли автора сочинения, а из этого

– алогизмы, парадоксальные суждения (На могиле Анны Керн написано: «Я помню чудное мгновенье…» В этом и заключалось мастерство поэта);

– включение в однородный ряд родовых и видовых понятий (На столе лежали яблоки, груши, фрукты) и др.

Оценка по данному критерию снижается, если:

– сочинение не имеет чёткой композиции;

– нет вступления или концовки;

– части (в том числе и микротемы) несоразмерны; точно.льно, полно ои мысли пл если пишущий не проявит заботу о том, чтобы переложить на бумагу свои мысли плудет понято читат, должна давать возможность проследить за ходом мысли автора сочинения, а из этого

– имеется лишняя информация, не относящаяся к теме сочинения, не служащая реализации коммуникативного замысла говорящего;

– имеется пропуск важного, предложения не отличаются структурной полнотой;

– имеются элементы, нарушающие стилевое единство текста;

– в тексте сочинения имеются логические ошибки;

– нарушено абзацное членение текста; точно.льно, полно ои мысли пл если пишущий не проявит заботу о том, чтобы переложить на бумагу свои мысли плудет понято читат, должна давать возможность проследить за ходом мысли автора сочинения, а из этого

– нарушена последовательность изложения;

– отсутствуют средства связи между отдельными элементами текста (например, между доводами);

– нарушена связь между отдельными предложениями.

Роль вступления к тексту трудно переоценить. «Доброе начало – половина дела», – гласит пословица.

Удачное вступление

– сразу вводит читателя в рассуждение;

– помогает раскрыть тему;

– говорит об умении видеть проблематику и идею текста;

– свидетельствует о кругозоре автора сочинения.

Во вступлении можно поставить задачу своего рассуждения.

Практикум. Задание: прочтите текст Г. Смирнова и два варианта вступления к нему.

(1) Более полутора столетий великороссы живут в духовном и душевном родстве с чародеем русского слова Пушкиным, о котором другой великий поэт Фёдор Тютчев сказал:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет!

(2) Часто повторяя эту фразу, мы редко задумываемся: что значит это сравнение пушкинского творчества с первой любовью? (3) Для отдельного человека сладостность первой любви не столько в самих по себе остроте и яркости переживаний, сколько в том, что весь этот комплекс чувств испытывается впервые. (4) В дальнейшей жизни ему могут выпасть любовные чувства, неизмеримо более сильные, но всё это будет уже во второй, третий, энный раз. (5) Испытанное же впервые повторить, увы, никому не дано… (6) И как отдельный человек первой любовью ввергается в новую, неведомую ему стихию чувствований, так и русский читатель чтением Пушкина ввергается в сокровенную сердцевину поэзии, впервые получает цельное представление об этой сфере переживаний. (7) Ведь Пушкин не только «выносил в себе всё», как сказал о нём Аполлон Григорьев. (8) Он высказал всё выношенное по-своему, по-пушкински. (9) Он как бы перевёл все лучшее, всё созвучное его душе, что было в творчестве античных, средневековых и современных ему иностранных поэтов, на свой волшебный пушкинский русский язык. (10) Больше того, как ни парадоксально это звучит, он и русских поэтов, не стесняясь, переводил на свой язык. (11) И переводы эти настолько превосходили оригиналы, что многим «обобранным» поэтам впору было гордиться, что на их вирши обратил внимание и счёл достойным того, чтобы переписать их своим божественным глаголом, сам Пушкин. (12) Вот почему, прочитав не очень уж большой по объёму томик пушкинских стихов, русский читатель оказывается перенесённым в самую сердцевину мировой поэзии. (13) И только у русского читателя, благодаря Пушкину, есть такая чудесная возможность. (14) И после Пушкина никому не дано повторить эту миссию в России. (15) И сердце России никогда не забудет Пушкина, как никогда не забывает свою первую любовь ни один человек на земле.

(Г. Смирнов)

1. Автор данной статьи обратился к литературной проблеме – значению пушкинского творчества в судьбе каждого человека и России в целом. Он и нас заставляет задуматься об этом.

2. В своей статье ещё раз автор рассказывает нам о значении творчества великого русского поэта и писателя А. Пушкина.

Беседа.

– Можно ли так начинать сочинение по данному тексту? (Нет.)

– А как следовало бы начать? Предлагаю вам несколько вариантов размышлений. Подумайте, какие из них можно выбрать для вступительной части?

а) Размышление над композиционным приёмом: почему именно с первой любовью сравнивается пушкинское творчество?

б) Размышление о том, что творчество А. Пушкина – национальное достояние.

в) Размышление о роли пушкинского творчества в судьбе русской литературы.

г) Размышление о судьбе поэта.

д) Размышление о современниках поэта.

е) Размышление о роли первой любви в жизни каждого человека.

– Итак, с чего бы вы начали? (Лучше всего было бы начать работу с а): по мысли автора, как первая любовь, так и творчество Пушкина неповторимы, и именно поэтому творческое наследие поэта является национальным достоянием. А вот с г) и д) не следует начинать сочинение, потому что сразу станет ясно: основное содержание текста и позиция автора поняты неверно. Очень осторожно будет начинать с е): можно отойти от темы и идеи текста.)

– Стремитесь к тому, чтобы во вступительной части сочинения «словам было тесно, а мыслям просторно»

– Так как же лучше начать свою работу? Вариантов множество. Рассмотрим подробнее один из них.

Работа с текстом. Задание: внимательно прочитайте текст Н. Долининой и варианты вступлений сочинению по нему. Какие из них, на ваш взгляд:

определяют тему и основные мысли текста;

отражают сведения об авторе, своеобразии его художественного мира;

определяют круг проблем, затронутых автором;

содержат взгляд ученика на основные вопросы, рассматриваемые автором;

содержат общую точку зрения по теме, поднимаемой автором.

Чтобы вам было легче справиться с заданием, воспользуйтесь таблицами: сначала определите круг вопросов, рассматриваемых автором в этом тексте, а потом заполните вторую таблицу.

(1) Читать книги Достоевского трудно. (2) В них вроде бы все понятно и все увлекательно: читающего охватывает любопытство – что же дальше? (3) Судьба героев сразу, с первой страницы, становится важной, от книги не оторваться. (4) Но все-таки читать трудно, даже мучительно. (5) Вероятно, потому, что Достоевский не боится заглядывать в такие тайные уголки и углы человеческой души, мимо которых проходил даже великий Толстой.

(6) Или – нет. (7) Пожалуй, лучше сказать иначе: в романах Толстого – жизнь, как она есть, каждодневная, с буднями и праздниками, с радостью и горем, с унынием и восторгом, с прозрениями и ожиданием чуда, потерями и находками. (8) Читатель узнает в героях Толстого себя и радуется узнаванию, сопереживает героям, жалеет их, любит, иногда сердится на них, раскаивается в совершенных ими поступках, потому что и сам мог бы совершить те же ошибки.

(9) Достоевский не пишет о жизни каждого дня. (10) В его книгах герои раскрываются перед читателем в часы и дни таких событий, какие могут выпасть на долю одного человека один только раз в жизни, а могут и не выпасть никогда.

(11) Герои Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (12) Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (13) Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте.

(14) Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчет, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – все достигает высшего предела. (15) Читая, мы проникаемся состраданием. (16) Это очень нужное человеку понятие: СО – СТРАДАНИЕ. (17) Да, мы страдаем вместе с героями, и это обогащает наши души, как ни мучительно читать Достоевского.

(Н. Долинина)

Таблица 1.

Абзацы текста

Вопросы,

рассматриваемые

автором

(1) Читать книги Достоевского трудно. (2) В них вроде бы все понятно и все увлекательно: читающего охватывает любопытство – что же дальше? (3) Судьба героев сразу, с первой страницы, становится важной, от книги не оторваться. (4) Но все-таки читать трудно, даже мучительно. (5) Вероятно, потому, что Достоевский не боится заглядывать в такие тайные уголки и углы человеческой души, мимо которых проходил даже великий Толстой.

(6) Или – нет. (7) Пожалуй, лучше сказать иначе: в романах Толстого – жизнь, как она есть, каждодневная, с буднями и праздниками, с радостью и горем, с унынием и восторгом, с прозрениями и ожиданием чуда, потерями и находками. (8) Читатель узнает в героях Толстого себя и радуется узнаванию, сопереживает героям, жалеет их, любит, иногда сердится на них, раскаивается в совершенных ими поступках, потому что и сам мог бы совершить те же ошибки.

(9) Достоевский не пишет о жизни каждого дня. (10) В его книгах герои раскрываются перед читателем в часы и дни таких событий, какие могут выпасть на долю одного человека один только раз в жизни, а могут и не выпасть никогда.

(11) Герои Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (12) Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (13) Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте.

(14) Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчет, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – все достигает высшего предела. (15) Читая, мы проникаемся состраданием. (16) Это очень нужное человеку понятие: СО – СТРАДАНИЕ. (17) Да, мы страдаем вместе с героями, и это обогащает наши души, как ни мучительно читать Достоевского.

(Н. Долинина)

Таблица 2.

Варианты вступлений

Что содержит предлагаемый вариант вступления

Вариант 1.

Читая «Идиота», «Преступление и наказание», «Униженных и оскорблённых» Ф. М. Достоевского, невольно думаешь о том, что его герои вызывают глубочайшее чувство сострадания… Даже хотя бы потому, что они изображаются писателем в кульминационные моменты их жизни, на пределе нравственных и физических сил, что их страдания, души становятся объектами пристальнейшего внимания и изучения. В статье Н. Долининой я нашла подтверждение своим наблюдениям.

Вариант 2.

Сложно ли сострадать героям Достоевского? Думаю, нет. Они живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обычных людей: в мире, где «мораль бессильна, а сила аморальна». И именно поэтому на их долю выпадают такие «хождения по мукам», что порой сомневаешься: а под силу ли человеку вынести подобное и не сойти с ума?

А самое главное – читатель тоже становится СО-беседником, СО-переживателем, СО-страдателем его героев. Об этом же рассуждает в своей статье Н. Долинина.

Вариант 3.

Когда-то я прочитал, что произведения Ф. Достоевского – это летопись страданий человеческих. Действительно, его героев мучают порой противоречивые идеи, страшные кошмары, пророческие сны, жуткие по своей жестокости жизненные ситуации. И, как бы мы внутренне не сопротивлялись, но писатель, тонкий психолог, вовлекает и нас в своё художественное пространство, заставляя мучительно переживать и терзания Раскольникова, и исступление Катерины Ивановны, и отчаяние Макара Девушкина, и трагедию князя Мышкина… статья Н. Долининой как бы продолжает эти размышления.

Вариант 4.

Почему читатели проникаются состраданием к героям Ф. Достоевского? Почему читать его «трудно, даже мучительно»? Наверное, потому что персонажи испытывают такую серьёзную боль в кульминационные моменты жизни, что трудно даже представить себя на их месте. Об этом рассуждает Н. Долинина, автор данной статьи.

Вариант 5.

Такое ли это нужное человеку понятие – сострадание? И что может заставить нас искренне сострадать? Возможно ли, чтобы герои литературного произведения заставляли нас думать о том, что совсем нам не хочется оказаться на их месте, прежить то, что пережили они? Возможно ли «оторваться от книги», если читать её «трудно, даже мучительно»? возможно ли очищение души страданием и состраданием? «Если это Достоевский, то возможно», – отвечает в своей статье Н. Долинина.

Вариант 6.

Ф. Достоевский. Он пришёл в мою жизнь не с романом «Преступление и наказание», с которого обычно и происходит знакомство с творчеством этого писателя, а с «Записками из Мёртвого дома»: их я открыл от нечего делать, а потом уже не смог оторваться… Затем были «Игрок», «Бесы», «Подросток»… Удивительно точно подметила Н. Долинина в своей статье и творческую манеру писателя, и чувства, которые испытываешь его героям, и причины, по которым читать Достоевского трудно. Каковы же они, эти причины?

Вариант 7.

Нельзя, читая романы Достоевского, не видеть сходства судеб героев с судьбой самого автора: экстремальные ситуации, психические расстройства, эпилептические припадки, мучительнейшие поиски выхода из тупиковых жизненных ситуаций, ощущение неминуемой гибели (Достоевский испытал в юности сильнейший стресс, когда его, стоящего на эшафоте, отделяло от смерти всего несколько минут) были в своё время пережиты писателем. Всё это нашло отражение почти во всех его крупных произведениях. Очевидно, поэтому Достоевскому удалось с такой достоверной правдивостью воссоздать эмоции и переживания героев, глубину и силу их нравственных и физических мук, что становится жутко. Да, читать его произведения трудно: ты будто невольно оказываешься свидетелем того, на что смотреть без муки и сострадания (SOS!!!) просто нельзя. Об этом же рассуждает в своей статье Н. Долинина.

– Как дела? Вы всё выполнили, что требовалось? Не уверены, что справились с заданием? Сейчас проверим! Предлагаю вам эти же таблицы, но уже заполненные. Не огорчайтесь, если ваши формулировки несколько иные, главное, чтобы их смысл был тот же.

Абзацы текста

Вопросы,

рассматриваемые

автором

(1) Читать книги Достоевского трудно. (2) В них вроде бы все понятно и все увлекательно: читающего охватывает любопытство – что же дальше? (3) Судьба героев сразу, с первой страницы, становится важной, от книги не оторваться. (4) Но все-таки читать трудно, даже мучительно. (5) Вероятно, потому, что Достоевский не боится заглядывать в такие тайные уголки и углы человеческой души, мимо которых проходил даже великий Толстой.

Читать Достоевского трудно, т. к. он заглядывает в тайники человеческой души.

(6) Или – нет. (7) Пожалуй, лучше сказать иначе: в романах Толстого – жизнь, как она есть, каждодневная, с буднями и праздниками, с радостью и горем, с унынием и восторгом, с прозрениями и ожиданием чуда, потерями и находками. (8) Читатель узнает в героях Толстого себя и радуется узнаванию, сопереживает героям, жалеет их, любит, иногда сердится на них, раскаивается в совершенных ими поступках, потому что и сам мог бы совершить те же ошибки.

В отличие от героев Достоевского, герои Толстого живут обычной жизнью.

(9) Достоевский не пишет о жизни каждого дня. (10) В его книгах герои раскрываются перед читателем в часы и дни таких событий, какие могут выпасть на долю одного человека один только раз в жизни, а могут и не выпасть никогда.

Герои Достоевского показаны в кульминационные моменты сложнейших и редчайших событий.

(11) Герои Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (12) Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (13) Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте.

Герои Достоевского живут в особом измерении и, страдая, решают важные нравственные вопросы.

(14) Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчет, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – все достигает высшего предела. (15) Читая, мы проникаемся состраданием. (16) Это очень нужное человеку понятие: СО – СТРАДАНИЕ. (17) Да, мы страдаем вместе с героями, и это обогащает наши души, как ни мучительно читать Достоевского.

(Н. Долинина)

Герои Достоевского живут на пределе человеческих чувств, и это вызывает сострадание, обогащающее душу читателя.

Варианты вступлений

Что содержит предлагаемый вариант вступления

Вариант 1.

Читая «Идиота», «Преступление и наказание», «Униженных и оскорблённых» Ф. М. Достоевского, невольно думаешь о том, что его герои вызывают глубочайшее чувство сострадания… Даже хотя бы потому, что они изображаются писателем в кульминационные моменты их жизни, на пределе нравственных и физических сил, что их страдания, души становятся объектами пристальнейшего внимания и изучения. В статье Н. Долининой я нашла подтверждение своим наблюдениям.

Определяет тему и основные мысли автора.

Вариант 2.

Сложно ли сострадать героям Достоевского? Думаю, нет. Они живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обычных людей: в мире, где «мораль бессильна, а сила аморальна». И именно поэтому на их долю выпадают такие «хождения по мукам», что порой сомневаешься: а под силу ли человеку вынести подобное и не сойти с ума?

А самое главное – читатель тоже становится СО-беседником, СО-переживателем, СО-страдателем его героев. Об этом же рассуждает в своей статье Н. Долинина.

Определяет круг проблем, затронутых автором.

Вариант 3.

Когда-то я прочитал, что произведения Ф. Достоевского – это летопись страданий человеческих. Действительно, его героев мучают порой противоречивые идеи, страшные кошмары, пророческие сны, жуткие по своей жестокости жизненные ситуации. И, как бы мы внутренне не сопротивлялись, но писатель, тонкий психолог, вовлекает и нас в своё художественное пространство, заставляя мучительно переживать и терзания Раскольникова, и исступление Катерины Ивановны, и отчаяние Макара Девушкина, и трагедию князя Мышкина… статья Н. Долининой как бы продолжает эти размышления.

Отражает сведения об авторе, своеобразии его художественного мира.

Вариант 4.

Почему читатели проникаются состраданием к героям Ф. Достоевского? Почему читать его «трудно, даже мучительно»? Наверное, потому что персонажи испытывают такую серьёзную боль в кульминационные моменты жизни, что трудно даже представить себя на их месте. Об этом рассуждает Н. Долинина, автор данной статьи.

Отражает взгляд ученика на основные вопросы, рассматриваемые автором.

Вариант 5.

Такое ли это нужное человеку понятие – сострадание? И что может заставить нас искренне сострадать? Возможно ли, чтобы герои литературного произведения заставляли нас думать о том, что совсем нам не хочется оказаться на их месте, прежить то, что пережили они? Возможно ли «оторваться от книги», если читать её «трудно, даже мучительно»? возможно ли очищение души страданием и состраданием? «Если это Достоевский, то возможно», – отвечает в своей статье Н. Долинина.

Отражает взгляд ученика на основные вопросы, рассматриваемые автором.

Вариант 6.

Ф. Достоевский. Он пришёл в мою жизнь не с романом «Преступление и наказание», с которого обычно и происходит знакомство с творчеством этого писателя, а с «Записками из Мёртвого дома»: их я открыл от нечего делать, а потом уже не смог оторваться… Затем были «Игрок», «Бесы», «Подросток»… Удивительно точно подметила Н. Долинина в своей статье и творческую манеру писателя, и чувства, которые испытываешь его героям, и причины, по которым читать Достоевского трудно. Каковы же они, эти причины?

Отражает сведения об авторе, своеобразии его художественного мира.

Вариант 7.

Нельзя, читая романы Достоевского, не видеть сходства судеб героев с судьбой самого автора: экстремальные ситуации, психические расстройства, эпилептические припадки, мучительнейшие поиски выхода из тупиковых жизненных ситуаций, ощущение неминуемой гибели (Достоевский испытал в юности сильнейший стресс, когда его, стоящего на эшафоте, отделяло от смерти всего несколько минут) были в своё время пережиты писателем. Всё это нашло отражение почти во всех его крупных произведениях. Очевидно, поэтому Достоевскому удалось с такой достоверной правдивостью воссоздать эмоции и переживания героев, глубину и силу их нравственных и физических мук, что становится жутко. Да, читать его произведения трудно: ты будто невольно оказываешься свидетелем того, на что смотреть без муки и сострадания (SOS!!!) просто нельзя. Об этом же рассуждает в своей статье Н. Долинина.

Отражает сведения об авторе, своеобразии его художественного мира.

– А теперь поразмышляйте самостоятельно: прочитайте ещё одну вступительную часть сочинения-рассуждения по тексту Н. Долининой. В чём своеобразие этого вступления?

Достоевский… Первая ассоциация – роман «Преступление и наказание». Я читала его летом с единственной целью – закончить как можно скорее, ведь впереди были целых четыре тома «Войны и мира» Л. Толстого, которые тоже нужно было успеть прочитать за каникулы. Но, несмотря на это, быстро «одолеть» роман я не смогла. Почему? Он заставлял думать. Это было не просто повествование о студенте Раскольникове, убившем старуху-процентщицу. В романе – трагическая судьба создателя бесчеловечной теории, которому пришлось проверить её на себе, испытать потом немыслимые душевные муки, смириться с тем, что он «тварь дрожащая»… Помню, меня поразил тонкий психологизм Достоевского, не побоявшегося заглянуть в самые «тайные углы и уголки человеческой души». Иногда становилось даже страшно за героев, попадавших в критические ситуации: стоит вспомнить попытки Раскольникова избавиться от улик, поминки Мармеладова, на которых Соню обвинили в воровстве, хитросплетения Порфирия Петровича… И как легко потом читался роман «Война и мир», как просто было понять героев Толстого!

– А теперь давайте подумаем над вариантами вступления к сочинению вот по этому тексту: