logo
rol_vstupleniya_i_zaklyucheniya_v_sochinenii

Варианты вступлений

Вступление может быть написано в форме:

Пример

1. Лирического размышления.

Как хороша наша Земля, сфотографированная космонавтами, в чёрной бездне Вселенной. Она сияет всеми оттенками от нежно-голубого до тёмно-фиолетового, и цвета эти не кажутся холодными: тёплый маячок, единственная родная гавань для тех, кто смотрит на неё из иллюминатора космического корабля, восторженно замирая от невероятной красоты. Исчезни Земля – и потеряет Галактика самый яркий свой бриллиант. Но какая-то неведомая космическая сила бережёт своё сокровище – нашу планету – от потока метеоритов-убийц, от столкновений с кометами, сохраняя, всё живущее на Земле, в том числе и нас. А мы? Как мы сами храним то, что давно и привычно именуем своим домом? В. Солоухин рисует страшную картину нашего «хозяйствования».

2. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме) текста.

Кто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим детям есть отравленную рыбу? Пить ядовитую воду? Кто обрадуется пыльной буре за окном, кружащейся несколько дней? Кто хочет поехать за город, чтобы отдохнуть там в весёлом берёзовом лесу, а вместо него найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это ждёт нас в будущем, если мы продолжим относиться к природе так, как об этом рассказывает В. Солоухин.

3. Рассуждения о заглавии, которое вы бы дали тексту. (Не забудьте: в заглавии может звучать тема текста; оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт.

«Заклятые друзья природы» – вот название, которое я дал бы предложенному тексту. Парадоксально, скажете вы? А разве то, о чём пишет в своей статье В. Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся хотя бы вот к этому факту … .

4. Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста.

Давай возьмём с тобой Красную книгу и перелистаем её. Удивляешься тому, что она такая большая и тяжёлая? Ещё бы: ты посмотри, сколько представителей флоры и фауны стали её постоянными, вечными жителями… Нет, не всемирный поток, и не ледниковый период, и не коварные смертоносные вирусы стали причиной их гибели. Да вряд ли они смогли бы наделать столько зла. Хочешь знать, кто и почему стал для природы страшнее всех? Тогда давай вместе прочтём статью В. Солоухина, писатель даёт нам исчерпывающий ответ.

5. Ряда назывных предложений, создающих картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.

Чёрная, обугленная земля до самого горизонта…

Запах смерти… Мёртвая тишина… Ощущение дикого, вселенского одиночества…

Всё это ждёт человечество, если оно продолжит тот пагубный путь, о котором пишет В. Солоухин в своей статье.

6. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику. Будьте осторожны, если начинаете сочинение с цитаты! Только тогда используйте её, когда помните дословно, а иначе любое искажение есть не что иное, как фактическая ошибка.

«Судьба человека – в руках человечества. Вот в чём ужас». Эту фразу В. Гжешика, поразившую меня своей парадоксальностью, а потому и запомнившуюся, я вспомнил сразу же, как только прочитал текст В. Солоухина о тех перспективах, которые ждут человечество в результате его безнравственного отношения к природе.

7. Может начинаться с ключевого слова текста (именительного темы).

Жадность. Один из отвратительных нравственных пороков, который владеет человеческими душами. О растлевающем влиянии жадности писал и А. С. Пушкин («Скупой рыцарь»), и Н. В. Гоголь («Мёртвые души»), и О. Бальзак («Гобсек»). Но одно дело, когда это моральная червоточина одного человека (да и то она выглядит отвратительно!), и совсем другое, когда овладевает душами тысяч людей. О том, к каким немыслимым по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повествует в своей статье В. Солоухин.

8. Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста.

Довелось мне в прошлом году вместе с отцом пролетать на вертолёте над нашей дальневосточной тайгой. Честно признаться, было такое впечатление, что смотрю на экран, где идёт фильм-катастрофа: гектарами вырубленный лес: причём, лучшие экземпляры сосен, кедров, а остальное – покорёжено, повалено, ободрано… Приземлились у небольшой реки, пошли набрать воды для чая, а на берегах горы тухлой горбуши, выловленной браконьерами ради икры: икру уносят, а рыбу бросают здесь же. Представьте себе огромные (тонны!) кучи дальневосточного лосося, кишащие червями. Ради чего совершено это варварство? Ответ ясен каждому, но писатель В. Солоухин в своём тексте особенно жёстко, открыто, горько напоминает нам о том, в кого мы превратились в погоне за «гладким холодным кружочком золота».

9. Описательного утверждения.

Когда мы запрокидываем голову, разглядывая ночное небо, то пытаемся представить, что в этой удивительной бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверняка, есть. Но едва ли найдётся ещё одна такая планета, которую бы так варварски, так дикарски уничтожали её самые разумные обитатели… Что движет ими, заставляет их совершать такие безумные поступки? Об этом с горечью и болью рассуждает писатель В. Солоухин.

– Посмотрите, какой вариант вступления вам проще всего написать. Выбрали? Тогда и выбирайте ещё и вариант заключения.

Варианты заключений

Заключение может быть написано в форме:

1. Обзора всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочки доказательств.

2. Этически корректного возражения автору исходного текста.

3. Спора с воображаемыми критиками позиции автора.

4. Цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста.

5. Яркого примера, обобщающего ваши суждения.

6. Иллюстрации, облегчающей понимание высказанного(-ых) положения (-ий).

7. Вывода-впечатления.

8. Яркого сравнения, подводящего итог рассуждениям.

9. Развёрнутого рассуждения об идее текста, которая сформулирована в одном или нескольких предложениях.