logo search
rol_vstupleniya_i_zaklyucheniya_v_sochinenii

Сочинение (Финальная часть) по тексту ф. Искандера «Душа и ум»

Статья Ф. Искандера вызвала во мне довольно противоречивые чувства. На самом деле, трудно не согласиться с тем, что «…самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны».

Но, с другой стороны, автор эссе как бы противопоставляет понятия «ум» и «душа», и напрашивается вывод: умный, развитый человек не способен любить и творить добро.

По мнению Искандера, человечество можно разделить на «убогих» и «зверей», третьего не дано. Судьба первых при этом – творить добро в течение довольно недолгой жизни, т. к. «они обречены погибнуть». Вторым же ничего не остаётся делать, кроме как порой одумываться, признавать верность жизненной позиции «убогих» и возвращаться обратно в скорлупу самозащиты.

Невольно вспомнилось стихотворение «Отрывок» Н. Гумилёва:

Христос сказал: убогие блаженны,

Завиден рок слепцов, калек и нищих,

Я их возьму в надзвёздные селенья,

Я сделаю их рыцарями неба

И назову славнейшими из славных…

Пусть! Я приму! Но как же те, другие,

Чьей мыслью мы теперь живём и дышим,

Чьи имена звучат нам, как призывы?

Искупят чем они своё величье,

Как им заплатит воля равновесья?

Иль Беатриче стала проституткой,

Глухонемым – великий Вольфганг Гёте

И Байрон – площадным шутом… о ужас!

И правда, ужас… Мировая литература знает массу героев, сочетающих в себе душевную широту и мудрость. Это герои народных и литературных сказок, и персонажи средних веков и более позднего времени.

Так неужели же для того, чтобы выполнить «главное предназначение человека в этом мире — творить добро», необходимо быть неполноценным? Тогда многим из образованных людей с «нормальным развитым умом» уже не дано его реализовать.

– Интересная позиция? Пожалуйста, оцените этот финал работы, следуя тем знаниям, которые вы уже получили о композиции сочинения, об изложении собственного мнения.

– Обратимся к следующему тексту.

(1) Люди всегда благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершить великое. (2) Человеческая память хранит имена героев и их свершения.

(3) Николай Пржевальский променял великосветский Петербург, награды и банкеты на тишину пустынь, дым костров, голод и жажду. (4) В его честь Академией наук была выбита специальная медаль…

(5) Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не болели этой опасной болезнью. (6) И это тоже настоящий подвиг!

(7) Но ведь не все могут быть путешественниками и работать с вирусами трахомы. (8) Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка или считать деньги в сберегательном банке.

(9) А как же подвиг?

(10) И все же мне кажется, что место подвигу есть в любой обстановке и при любых занятиях. (11) Вспомните жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо на необитаемом острове с его победами над самим собой, над страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти. (12) Положение, в котором оказался этот человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошённостью и равнодушием можно и нужно и не только на необитаемом острове.

(13) Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что такое подвиг.

(14) Человек в основе своей всегда устремлен к хорошему. (15) Надо только вовремя уметь поддержать или подправить того, кто стал уходить от этого стремления. (16) Мы живем в большом общежитии, и надо уметь любить людей, которые тебя окружают, отдавать им богатства ума и сердца, и они отплатят тебе тем же.

(17) Жизнь пестра и разнообразна. (18) На одном ее полюсе – горение и мужество, на другом – тунеядство и трусость. (19) На одном – высокий порыв, жажда знаний, на другом – равнодушие, пошлость. Перед каждым вступающим в жизнь встают эти полюса, и к какому полюсу человек пойдет, зависит от него самого.

(Н. Дубинин)

– Предлагаю вам варианты финалов сочинений по этому тексту. Как вы думаете, о чём писали авторы этих заключительных частей во вступлении? Напишите свои вступительные части к понравившимся заключениям.