logo search
методичка акбашевой с планами практических

§8. Требования к ответу студента на экзамене

Отвечая по истории литературы на курсовых и государственных экзаменах, студент нередко ограничивается простым, а порой примитивным пересказом событийного содержания художественного произведения, литературной эпохи. Уникальный художественный мир, созданный автором, вторичная моделирующая система, слово писателя остаются порой вне постижения и понимания студента. Далеко не все студенты владеют навыками литературоведческого анализа художественного текста, исследовательского труда, поверхностно ориентируются в научной литературе; теоретико-литературные понятия рассматриваются в отрыве от художественного произведения, литературного процесса. Например, излагая вопросы, связанные с эпосом, лирикой, драмой начала ХХ в., студенты затрудняются обозначить, объяснить процессы, происходившие на стыке жанров, родов литературы, видов искусств, определить формы выражения авторского сознания в том или ином роде литературы, в конкретном произведении. В восприятии отдельных студентов, не приложивших максимума усилий для осмысления (после первичного читательского восприятия) творческого наследия писателя, поэта, его художественного мира, его слова, художник остается “вещью в себе”, не происходит “открытия в сокрытии” (М. Цветаева). Неслучайно А. Блок однажды сказал замечательные слова: “Лирика ничего не дает людям. Но люди приходят и берут”. Добавим: если могут. А это зависит от желания разобраться в сложном, от уровня профессионализма.

К экзамену студент должен выполнить всю программу самостоятельной работы, предложенную ему в полном объеме в самом начале учебного семестра, учебного года:

  1. прочитать сочинения писателей по предложенному списку,

  2. представить результаты длительного изучения индиви-дуальных тем,

  3. выполнить контрольные работы,

  4. сдать коллоквиум по темам для самостоятельного изучения, по наиболее сложным разделам курса (ежегодно этот материал обновляется),

  5. выполнить самостоятельную работу по планам семинарских занятий (не справляющиеся с работой студенты приглашаются на индивидуальные занятия-собеседования).

Студент должен показать основательное, детальное знание произведения и высокий уровень читательского развития, результаты вдумчивого чтения (чтение как понимание, "как труд и творчество"). При этом он обязан свободно ориентироваться в исторических событиях, ставших предметом художественного исследования писателя, в поэтике произведения, обладать способностью понимать диалогичность культуры. По М. Бахтину: “Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи –с ними можно только диалогически общаться”.

На экзамене обязательно знание литературоведческих трудов по творчеству писателей и поэтов. Рекомендуется:

а) изложение концепции, точки зрения исследователя творчества писателя,

б) цитирование анализируемых произведений,

в) чтение наизусть.

Ответы студента должны показать глубокое понимание им литературного процесса, его особенностей, художественных исканий рубежа веков, осмысление им связи между литературой прошлого и ХХ века, традиций и художественного своеобразия.

Экзаменационный билет включает в себя:

а) два вопроса по истории литературы начала ХХ в. (обзор-ный, монографический),

б) спецвопрос, связанный с индивидуальной темой,

в) отрывок из художественного произведения и задание к нему.

Студент должен уметь дать:

а) характеристику творчества писателя в целом и важнейших этапов его пути,

б) анализ произведений в единстве конкретно-исторического и общечеловеческого содержания,

в) представить его образную систему через анализ слова писателя, его художественное своеобразие.

Ответ должен быть продуманным, логически последовательным, композиционно стройным – в рамках предложенного вопроса. Необходимо исключить привлечение не относящихся к теме отступлений и фактов.

Для выявления уровня подготовленности студента большое значение имеет спецвопрос. Его освещение, обзор научной литературы, наблюдения по тексту, оригинальность подхода к исследованию темы продемонстрируют не только навыки работы студента с текстом, научной литературой, уровень его самостоятельного труда, но спецвопрос позволит студенту обратиться к широкому литературному контексту, контексту культуры ХХ в., ибо ни один из предложенных вопросов не может быть глубоко изучен без вхождения в культуру, без осмысления литературного процесса, художественных, нравственно-философских, научных исканий в начале ХХ в.