logo
методичка акбашевой с планами практических

§9. Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Поэтические течения начала ХХ в. (обзор). Н. Бердяев о русской поэзии начала ХХ в.

  1. Символизм: теория и практика. В. Соловьев и символисты.

  1. Наследие символизма и акмеизм как литературное течение ХХ в.

  1. Футуризм: эстетическая программа, словотворчество.

  1. Творчество В. Брюсова; теоретик символизма, поэт, прозаик, переводчик.

  1. “Стихи о Прекрасной Даме” А. Блока. Художественная система цикла.

  1. “Трилогия вочеловечения” А. Блока. “Шаги Командора” в контексте “Возмездия”.

  1. Художественная система стихотворения А. Блока “Шаги Командора”.

  1. Тема и образ страшного мира в лирике А. Блока. Социальный, философский, психологический, космический аспекты темы страшного мира. Самостоятельный анализ стихотворения (по выбору).

  1. Город А. Блока и В. Брюсова.

  1. Эволюция патриотической темы в творчестве А. Блока (от “Распутий” к “Родине”). А. Блок об интеллигенции.

  1. История и современность в стихотворении “На поле Куликовом”. Образная система.

  1. Развитие поэтической идеи в поэме А. Блока “Соловьиный сад”.

  1. Поэма А. Блока “Двенадцать”. Образная система. Образ Христа. Ритмика. Современники Блока о его поэме.

  1. Обзор литературоведческих работ по творчеству А. Блока.

  1. Творения Велимира Хлебникова.

  1. В. Маяковский и футуристы.

  1. Лирический герой дооктябрьской лирики В. Маяковского. Поэтика Маяковского.

  1. Трагедия “Владимир Маяковский” и ее герой.

  1. Идейное содержание поэмы В. Маяковского “Облако в штанах”. Система контрастов.

  1. “Сатирические гимны” В. Маяковского. В. Маяковский и 1914 год.

  1. Оксюморон, гротеск, гипербола в поэзии В. Маяковского. Человек в картине мира.

  1. В. Маяковский и живопись (слова и краски).

  1. Обзор литературоведческих работ по творчеству В. Маяковского.

  1. Художественное своеобразие лирики А. Ахматовой. Психологизм. Героиня лирики Ахматовой.

  1. Поэзия Н. Гумилева как художественное явление ХХ века. Н. Гумилев и Восток.

  1. Поэзия и судьба Осипа Мандельштама.

  1. О. Мандельштам о слове и культуре.

  2. Книга стихов О. Мандельштама "Камень": художественная система.

  1. “Вечерний альбом” и “Волшебный фонарь” М. Цветаевой. В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин о поэзии М. Цветаевой.

  1. “Именные циклы” в поэзии М. Цветаевой (“Стихи к Пушкину”, ”Стихи к Блоку”. “Стихи к Ахматовой”, “Маяковскому”). М. Цветаева в диалоге с поэтами.

  1. “Лебединый стан” М. Цветаевой. Образная система. История и современность.

  1. М. Цветаева о поэзии, о творчестве (“Идешь, на меня похожий...”, “Вскрыла жилы: неостановимо...”, “Стол” и др.).

  1. Проза М. Цветаевой. Связь прозы с поэзией. И. Бродский о М. Цветаевой.

  1. Жизнь и судьба М. Цветаевой: семья, атмосфера, отношение к культуре, революции, эмиграции, последние годы.

  1. Театр в жизни и творчестве М. Цветаевой.

  1. Тема и образ Родины в творчестве М. Цветаевой.

  1. Поэмы М. Цветаевой (“Поэма Горы”, “Поэма конца”, “Крысолов”).

  1. М. Цветаева о читателе (“Поэт о критике”, “Поэт и время” и др.).

  1. Обзор литературоведческих работ по творчеству М. Цветаевой.

  1. Поэзия М. Волошина. Цветаева о Волошине (“Живое о живом”).

  1. Ранний период творчества Б. Пастернака. Философские искания поэта.

  1. Поэтическая судьба И. Северянина.

  1. Обзор творчества Г. Иванова. “Петербургские зимы” Г. Иванова.

  1. Творчество А.М. Горького 1890-х годов. Проблематика, герой, своеобразие стиля. Писатель о “выломившихся” из своей среды. А. Горький и Ф. Ницше.

  1. Тема хозяина и работника в творчестве А.М. Горького (“Фома Гордеев”, “Трое”, “Мещане”).

  1. Пьеса А.М. Горького “На дне” как социально-философская драма.

  1. Творчество А.М. Горького 1904–1907-х гг.

  1. “Окуровский цикл” А.М. Горького. Мещанство в цикле. Матвей Кожемякин как летописец мещанства.

  1. “Несвоевременные мысли” А.М. Горького.

  1. А. Горький и И. Бунин о деревне.

  1. Поэзия И. Бунина (“Листопад”). Традиции русской поэзии ХIХ в. Поэзия Бунина эмигрантского периода.

  1. И. Бунин о деревне (“Суходол”, “Деревня” и др.). Художественная система. Характер повествования.

  1. Гуманизм и его художественное воплощение в рассказах “Братья”, ”Господин из Сан-Франциско”, “Сны Чанга” и др. Своеобразие повествовательной манеры Бунина-новеллиста.

  1. “Темные аллеи” И. Бунина. Идейно-художественное содержание рассказа “Чистый понедельник”.

  1. “Окаянные дни” И. Бунина. Писатель о революции.

  1. Эмигрантский период творчества И. Бунина.

  1. Нравственно-философские искания Л. Андреева – прозаика и драматурга.

  1. Творчество Л. Андреева. Своеобразие реализма.

  1. “Иуда Искариот” Л. Андреева. Своеобразие трактовки евангельского сюжета.

  1. Последние произведения Л. Андреева, их проблематика, своеобразие решения,

  1. Куприн А.И. о высших человеческих ценностях ("Олеся", "Гранатовый браслет", "Суламифь", "Гамбринус", "Листригоны").

  1. Идейно-художественное своеобразие повести А.И. Куприна “Поединок”.

  1. Творчество И. Шмелева, его проблематика, традиции русской литературы ХIХ века.

  1. Творчество Б. Зайцева (обзор). Художественное своеобразие прозы писателя, характер героя.

  1. Андрей Белый: страницы творчества. Автобиографический, социально-исторический роман “Петербург”. Сфера подсознания как объект художественного творчества. Проблема “Запад-Восток” в романе. Традиции Пушкина и Достоевского.

  1. Творчество Ф. Сологуба. Роман “Мелкий бес” и его герой. Передонов. Гротеск. Своеобразие авторского слова. Традиции Чехова. А. Блок о Сологубе.

  1. Д. Мережковский –поэт и теоретик символизма. Исторические произведения Д. Мережковского. Мережковский о писателях ХIХ века (Лермонтове, Гоголе, Достоевском и др.).

  1. Самостоятельный анализ стихотворения (А. Блок, А. Ахматова, Н. Гумилев, М. Волошин, О. Мандельштам, М. Цветаева и др.–по выбору).