§12. Методические рекомендации к выполнению курсовых и дипломных работ
Несколько предварительных, но обязательных замечаний, которые касаются своеобразия предмета исследования. По Ю.М.Лотману, стихотворение представляет сложно организованный смысл (вспомним тыняновское о "тесноте стихового ряда"), и его чтение включает нас в процесс нарастающего смыслопорождения,в активное читательское сотворчество при непременном условии, о котором сказал А. Блок: "лирика ничего не дает людям. Люди приходят и берут." А мы добавим: если могут.
В поэтическом тексте как в системе нет ничего случайного и ненужного, потому-то все в нем требует вдумчивого подхода и постижения: от звуковой организации, лексики, смысла заглавия, детали, цвета до своеобразия художественного времени и пространства. Поэзия – преодоление языка в его лингвистической конкретности. Множество неожиданных смыслов обретает слово (вне общесловарного значения) в поэтическом тексте в окружении с другими словами. Например, розовый конь в стихотворении С. Есенина, прохожий у М. Цветаевой. Теория литературы – не самоцель, а только средство, точнее, инструмент познания литературы как вида искусства, постижения художественного текста. Студент, работающий над курсовым и дипломным сочинением, должен развивать в себе качества исследователя, формируя навыки исследовательского, творческого труда. При этом не исключается возможность научного открытия, хотя названные выше работы осуществляются в рамках учебного исследования. Здесь возможны три варианта:
самостоятельный исследовательский труд приводит к открытию, которое в науке уже сделано, что порой приводит студента к разочарованию и в то же время к удовлетворению: я сам решил, я сам открыл;
действительно совершил открытие (такого рода примеров в истории науки немало);
осуществил постановку новой проблемы, что для науки немаловажно.
Для исследовательской деятельности студента-филолога чрезвычайно значимо понимание специфической природы предмета изучения – природы литературного произведения как художественной реальности. Любая наука возникает в диалоге, а наша, литературоведческая, тем более, поскольку мы имеем дело с искусством слова, с явлениями культуры, а культура по сути своей диалогична. По М. Бахтину, чужие сознания нужно не созерцать, а диалогически с ними общаться.
В. Тюпа13выделяет 5 уровней научного познания:
фиксация,
систематизация,
идентификация,
объяснение,
концептуализация.
При этом отталкиваясь от специфики и природы науки о литературе, отметим как составную анализа, исследования читательское восприятие и сотворчество и в связи с этим актуализацию новых пластов содержания произведения как "вечного текста" с "текучим содержанием" и "текучего текста" с "вечным содержанием" (Д.С. Лихачев)
Выпускник филологического факультета должен обладать не только солидным запасом знаний, но и владеть методологией и методикой научного труда; верно определять проблематику работы, вдумчиво и основательно работать с источниками и научной литературой, глубоко и всесторонне анализировать явления истории литературы, добиваться ясности и четкости в изложении результатов самостоятельного исследования.
Работая над курсовым (дипломным) сочинением, студент и приобретает, и углубляет навыки научно-исследовательской деятельности.
Нередко студент упрощенно представляет задачи, смысл, методику и результаты учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы, ограничивается в лучшем случае отбором материала по теме, представляя компиляцию, в худшем –переписыванием готовых знаний, чужой точки зрения на проблему, часто без ссылки на автора. При таком подходе к делу не вырабатывается собственный взгляд на предмет исследования, не развивается способность к самостоятельному, научному труду, не формируются навыки анализа художественного текста, научной литературы. Порой студент, выполняющий курсовую работу, увлекается сообщением различных фактов о жизни и творчестве писателя. Автор должен привлекать только те факты, которые необходимы для раскрытия конкретно сформулированной темы.
Выбор темыкурсовой работы осуществляется студентомсамостоятельно,она может быть предложена исамим студентом. Окончательная формулировка темы определяется в индивидуальной беседе с научным руководителем, который дает рекомендации по задачам, содержанию, методам исследования, предлагает библиографию по теме. Работа выполняется студентом в течение длительного времени, сопровождается индивидуальными консультациями научного руководителя, представлением итогов исследования, выступлением с докладом на студенческой научной конференции.
Прежде чем начать работу по сбору материала, студент получает консультацию о различных типах изданий текстов, справочников, библиографических указателей.
Типы изданияхудожественных текстов: избранные, полные, академические. Научным целям отвечают прежде всего академические: в них публикуются не только точные, выверенные тексты законченных произведений, но и их черновые редакции, варианты, планы, наброски; даются подробные комментарии к каждому произведению.
Только вдумчивое чтениетекста может бытьи условием его понимания, и началом исследования, иего процессом. Самостоятельные наблюдения, сопоставления, выводы должны непременно систематизироваться.
Ассоциации, наблюдения, суждения, догадки, возникающие в процессе чтения, лучше записывать на отдельных листочках (только на одной стороне) или карточках, ибо некоторые из них, возникая в сознании на мгновение, затем забываются, а записанные, они могут помочь смоделировать более четкую и полную картину сначала читательского восприятия, а затемвиденияипонимания текста,делая развернутым скрытое содержание его.
На занятиях самых разных студент приобщается к культуре работы с научной литературой, библиографической культуре. Он должен знать, что при конспектировании, цитировании необходимы точные выходные книги, статьи, нужны точные ссылки на источники. При этом студент руководствуется и этикой (непременно сослаться на автора, чья мысль, точка зрения приводится в работе), и тем, что может возникнуть желание вновь обратиться к этим источникам. Небрежность в ссылках, в цитировании становится причиной непродуктивных затрат времени и труда.
Приведение в систему записей своих наблюдений, мыслей, появившихся в процессе работы над художественным текстом, научной литературой, облегчает осмысление материала, стимулирует выработку самостоятельной позиции автора курсового сочинения, системного, концептуального подхода к предмету исследования.
После завершения работы и ее оформления студент приглашается научным руководителем на собеседование, а затем на защиту курсового сочинения, которое становится серьезным этапом для дипломного исследования.
Лучшие курсовые работы могут быть рекомендованы:
а) как доклады на студенческую научную конференцию,
б) на конкурс студенческих работ,
в) как материал для урока на педагогической практике,
г) для продолжения в качестве дипломного исследования,
д) для печати.
- Самостоятельная работа студента в процессе изучения историко-литературного курса “русская литература хх в. 1890–1920-е гг.”
- §1. Основные направления изучения курса «русская литература хх в. (1890–1920-е гг.)»
- §2. Примерная тематика лекционных занятий
- §3. Планы практических, семинарских занятий
- Задание
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- §5. Учебная и научная литература к курсу “русская литература хх века”
- По персоналиям андреев л.
- Анненский и.
- Ахматова а.
- Белый а.
- Блок а.
- Бунин и.
- Брюсов в.
- Горький а.М.
- Гумилев н.
- Куприн а.И.
- Мандельштам о.
- Маяковский в.
- Пастернак б.
- Сологуб ф.
- Хлебников в.
- Цветаева м.
- Шмелев и.
- §6. Темы для самостоятельного изучения
- §7. Темы для длительного индивидуального изучения
- §8. Требования к ответу студента на экзамене
- §9. Вопросы для подготовки к экзамену
- §10. Задания к отрывкам из художественных произведений
- §11. Тематика курсовых и дипломных работ
- §12. Методические рекомендации к выполнению курсовых и дипломных работ
- Оглавление