§2. Примерная тематика лекционных занятий
Вводная лекция по курсу (основная проблематика, задачи курса, содержание и характер деятельности студента, перспективы самостоятельной работы на весь последующий период обучения: от изучения курса литературы конца ХIХ –начала ХХ в. до курсовых и дипломных работ).
Литературные направления и поэтические течения (символизм, акмеизм, футуризм). Религиозно-философские, художественные искания в начале ХХ в.
Символизм и символисты. Философские основы символизма. Революция идей: Шопенгауэр и Ницше. В. Соловьев и Н. Бердяев.
Акмеизм и акмеисты в полемике с символизмом. Н. Гумилев и А. Ахматова.
Футуризм и футуристы. Словотворчество. Тонический стих. Литературное наследие, картина мира Велимира Хлебникова.
Творчество Ивана Бунина: поэзия и проза. Бунин о деревне и революции (от «Суходола», «Деревни» до «Окаянных дней»). Гуманизм и его художественное воплощение в рассказах 1910-х годов. Философское содержание произведений Бунина, его философия времени, своеобразие стиля.
Эмигрантский период творчества. Концепция любви у писателя («Темные аллеи» и др.). Роман «Жизнь Арсеньева».
А. Куприн: обновление критического реализма. «Молох». А.Куприн о высших человеческих ценностях («Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Гамбринус»). Повесть «Поединок» –идейно-художественное содержание.
Л. Андреев: нравственно-философские искания писателя, художественное своеобразие его творчества. Традиции русской демократической литературы. «Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Ангелочек». Л. Андреев и Ф. Достоевский. От реализма к экспрессионизму, от социальных проблем к философскому обобщению; от рассказа к драме. «Жизнь Василия Фивейского», «В подвале», «Мысль», «Бездна», «Иуда Искариот», «Жизнь человека», «Анатэма» и др. «Дневник Сатаны» Л. Андреева. Эксперимент в произведениях писателя.
Творчество А.М. Горького. Горький и современность. Горький-художник. Традиции изучения, новые подходы.
Рассказы и повести 1890–1900-х гг. о «выломившихся» из своей среды. Горьковская концепция личности. Горький и Ницше. Писатель о трагедии социального одиночества. Проблема хозяина и работника в творчестве художника.
Драматургия Горького: новый герой, новые принципы, контакт с новым читателем. «Мещане». Горький о мещанстве («Заметки о мещанстве», «Разрушение личности» и др.). «На дне» как социально-философская драма.
Творчество Горького в 1907–1918-м гг. Окуровский цикл. Богоискательство и богостроительство А. Горького. От романа «Мать» к «Несвоевременным мыслям».
Литературное наследие В. Брюсова. В. Брюсов –теоретик символизма, поэт, литературный критик.«Urbi et orbi». Брюсов в период между 1905 и 1917 годами. Брюсов о поэте и его назначении. «Кинжал», «Грядущие гунны». История в произведениях В.Брюсова. «Зеркало теней» (1909–1912): темы любви, природы.
Поэзия А. Блока: «трилогия вочеловечения». А. Блок и В.Соловьев. А. Блок и традиции русской демократической литературы (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Толстой, Достоевский). А. Блок и А. Белый. От «Ante lucem» к стихам третьего «тома» лирики. Сквозные темы, мотивы, образы, символика цвета, система оппозиций, двоемирие в лирике поэта. «Страшный мир» –«Родина».
Поэмы А. Блока «Соловьиный сад», «Двенадцать». Драматургия поэта. А. Блок в 1917–1921-х гг.
Анна Ахматова: художественное своеобразие лирики. Ахматова и русская классика. Основные книги: от «Вечера», «Четок» к «Седьмой книге». Героиня Ахматовой. Сюжетность, новеллистичность, психологизм, Ахматова и традиции Толстого, Достоевского. «Реквием», «Поэма без героя».
Поэзия и проза Осипа Мандельштама. «Камень» в творчестве поэта. О. Мандельштам об акмеизме, поэзии, слове, культуре. Время и пространство в поэтическом мире Мандельштама. Петербург поэта. «Шум времени», «Сумерки свободы», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Мы живем, под собою не чуя страны…». О. Мандельштам и М. Цветаева. Воронежские стихи. «Стихи о неизвестном солдате». Шутливые и детские стихи поэта.
Марина Цветаева: судьба и творчество, слова и смыслы, «в проявленном – сила». «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь» –первые книги Цветаевой. Н. Гумилев, М. Волошин, В.Брюсов об этих книгах. «Версты» М. Цветаевой. История и современность в книге «Лебединый стан». М. Цветаева и читатель. Цветаева о творчестве и поэте. Формула общения с читателем. Своеобразие стиха М. Цветаевой (И. Бродский). Поэзия и проза в творчестве М. Цветаевой. Театр М. Цветаевой. Фольклорные поэмы.
Дооктябрьское творчество Владимира Маяковского. Маяковский вчера, сегодня, завтра в чтении, восприятии и изучении. Слова и краски в произведениях Маяковского, своеобразие стиха, словотворчество. Мироощущение героя Маяковского, его одиночество. Вызов обывателю, толпе, урбанистические стихи, «Сатирические гимны», «Вам!», «Нате!», «Последняя петербургская сказка» и др. Поэма «Облако в штанах». Оксюморон, гипербола, гротеск в творчестве поэта.
А. Белый: поэзия и проза. Роман «Петербург», система образов. А. Белый и А. Блок.
Творения Велимира Хлебникова. Художественный мир поэта. Словотворчество В. Хлебникова. Природа (языка, стиха, числа, среды) как сквозной образ и сюжет в жизни и творчестве Хлебникова.
Обзор творчества Б. Зайцева и И. Шмелева.
- Самостоятельная работа студента в процессе изучения историко-литературного курса “русская литература хх в. 1890–1920-е гг.”
- §1. Основные направления изучения курса «русская литература хх в. (1890–1920-е гг.)»
- §2. Примерная тематика лекционных занятий
- §3. Планы практических, семинарских занятий
- Задание
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- §5. Учебная и научная литература к курсу “русская литература хх века”
- По персоналиям андреев л.
- Анненский и.
- Ахматова а.
- Белый а.
- Блок а.
- Бунин и.
- Брюсов в.
- Горький а.М.
- Гумилев н.
- Куприн а.И.
- Мандельштам о.
- Маяковский в.
- Пастернак б.
- Сологуб ф.
- Хлебников в.
- Цветаева м.
- Шмелев и.
- §6. Темы для самостоятельного изучения
- §7. Темы для длительного индивидуального изучения
- §8. Требования к ответу студента на экзамене
- §9. Вопросы для подготовки к экзамену
- §10. Задания к отрывкам из художественных произведений
- §11. Тематика курсовых и дипломных работ
- §12. Методические рекомендации к выполнению курсовых и дипломных работ
- Оглавление