logo search
методичка акбашевой с планами практических

§2. Примерная тематика лекционных занятий

  1. Вводная лекция по курсу (основная проблематика, задачи курса, содержание и характер деятельности студента, перспективы самостоятельной работы на весь последующий период обучения: от изучения курса литературы конца ХIХ –начала ХХ в. до курсовых и дипломных работ).

  2. Литературные направления и поэтические течения (символизм, акмеизм, футуризм). Религиозно-философские, художественные искания в начале ХХ в.

  3. Символизм и символисты. Философские основы символизма. Революция идей: Шопенгауэр и Ницше. В. Соловьев и Н. Бердяев.

  4. Акмеизм и акмеисты в полемике с символизмом. Н. Гумилев и А. Ахматова.

  5. Футуризм и футуристы. Словотворчество. Тонический стих. Литературное наследие, картина мира Велимира Хлебникова.

  6. Творчество Ивана Бунина: поэзия и проза. Бунин о деревне и революции (от «Суходола», «Деревни» до «Окаянных дней»). Гуманизм и его художественное воплощение в рассказах 1910-х годов. Философское содержание произведений Бунина, его философия времени, своеобразие стиля.

Эмигрантский период творчества. Концепция любви у писателя («Темные аллеи» и др.). Роман «Жизнь Арсеньева».

  1. А. Куприн: обновление критического реализма. «Молох». А.Куприн о высших человеческих ценностях («Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Гамбринус»). Повесть «Поединок» –идейно-художественное содержание.

  2. Л. Андреев: нравственно-философские искания писателя, художественное своеобразие его творчества. Традиции русской демократической литературы. «Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Ангелочек». Л. Андреев и Ф. Достоевский. От реализма к экспрессионизму, от социальных проблем к философскому обобщению; от рассказа к драме. «Жизнь Василия Фивейского», «В подвале», «Мысль», «Бездна», «Иуда Искариот», «Жизнь человека», «Анатэма» и др. «Дневник Сатаны» Л. Андреева. Эксперимент в произведениях писателя.

  3. Творчество А.М. Горького. Горький и современность. Горький-художник. Традиции изучения, новые подходы.

Рассказы и повести 1890–1900-х гг. о «выломившихся» из своей среды. Горьковская концепция личности. Горький и Ницше. Писатель о трагедии социального одиночества. Проблема хозяина и работника в творчестве художника.

Драматургия Горького: новый герой, новые принципы, контакт с новым читателем. «Мещане». Горький о мещанстве («Заметки о мещанстве», «Разрушение личности» и др.). «На дне» как социально-философская драма.

Творчество Горького в 1907–1918-м гг. Окуровский цикл. Богоискательство и богостроительство А. Горького. От романа «Мать» к «Несвоевременным мыслям».

  1. Литературное наследие В. Брюсова. В. Брюсов –теоретик символизма, поэт, литературный критик.«Urbi et orbi». Брюсов в период между 1905 и 1917 годами. Брюсов о поэте и его назначении. «Кинжал», «Грядущие гунны». История в произведениях В.Брюсова. «Зеркало теней» (1909–1912): темы любви, природы.

  2. Поэзия А. Блока: «трилогия вочеловечения». А. Блок и В.Соловьев. А. Блок и традиции русской демократической литературы (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Толстой, Достоевский). А. Блок и А. Белый. От «Ante lucem» к стихам третьего «тома» лирики. Сквозные темы, мотивы, образы, символика цвета, система оппозиций, двоемирие в лирике поэта. «Страшный мир» –«Родина».

Поэмы А. Блока «Соловьиный сад», «Двенадцать». Драматургия поэта. А. Блок в 1917–1921-х гг.

  1. Анна Ахматова: художественное своеобразие лирики. Ахматова и русская классика. Основные книги: от «Вечера», «Четок» к «Седьмой книге». Героиня Ахматовой. Сюжетность, новеллистичность, психологизм, Ахматова и традиции Толстого, Достоевского. «Реквием», «Поэма без героя».

  2. Поэзия и проза Осипа Мандельштама. «Камень» в творчестве поэта. О. Мандельштам об акмеизме, поэзии, слове, культуре. Время и пространство в поэтическом мире Мандельштама. Петербург поэта. «Шум времени», «Сумерки свободы», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Мы живем, под собою не чуя страны…». О. Мандельштам и М. Цветаева. Воронежские стихи. «Стихи о неизвестном солдате». Шутливые и детские стихи поэта.

  3. Марина Цветаева: судьба и творчество, слова и смыслы, «в проявленном – сила». «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь» –первые книги Цветаевой. Н. Гумилев, М. Волошин, В.Брюсов об этих книгах. «Версты» М. Цветаевой. История и современность в книге «Лебединый стан». М. Цветаева и читатель. Цветаева о творчестве и поэте. Формула общения с читателем. Своеобразие стиха М. Цветаевой (И. Бродский). Поэзия и проза в творчестве М. Цветаевой. Театр М. Цветаевой. Фольклорные поэмы.

  4. Дооктябрьское творчество Владимира Маяковского. Маяковский вчера, сегодня, завтра в чтении, восприятии и изучении. Слова и краски в произведениях Маяковского, своеобразие стиха, словотворчество. Мироощущение героя Маяковского, его одиночество. Вызов обывателю, толпе, урбанистические стихи, «Сатирические гимны», «Вам!», «Нате!», «Последняя петербургская сказка» и др. Поэма «Облако в штанах». Оксюморон, гипербола, гротеск в творчестве поэта.

  5. А. Белый: поэзия и проза. Роман «Петербург», система образов. А. Белый и А. Блок.

  6. Творения Велимира Хлебникова. Художественный мир поэта. Словотворчество В. Хлебникова. Природа (языка, стиха, числа, среды) как сквозной образ и сюжет в жизни и творчестве Хлебникова.

  7. Обзор творчества Б. Зайцева и И. Шмелева.