logo search
УМК Введение в литературоведение ИФ

2.3 Планы семинарских занятий

Методические рекомендации: При подготовке заданий по плану прочитайте внимательно вопросы. Изучите необходимую литературу (список литературы). В соответствии с вопросами сделайте конспекты или выписки из указанных источников, сделанные вами записи должны помочь вам ответить на пункты плана семинарского занятия.

При литературоведческом анализе произведения, вынесенного на семинарское занятие, держите перед собой пункты плана. Это поможет вам находить в тексте цитаты, которые можно привести в качестве иллюстрации того или иного положения. При изучении всех вопросов плана четко формулируйте выводы, записывайте их в тетрадь для подготовки к семинарским занятиям. Выводы должны соответствовать поставленной проблеме.

Ссылки приводятся с учетом списка рекомендованной литературы по курсу с указанием порядкового номера источника (см. подраздел 1.7).

Семинар 1. Литературоведение как система дисциплин

Вопросы:

  1. Теория литературы, ее цели и задачи, область теоретико-литературных исследований.

  2. Основные подходы к изучению литературных фактов: социологический, герменевтический, структурный.

  3. История литературы как теоретическая проблема: типы связей между литературными явлениями и их интерпретация.

  4. Поэтика общая и частная: содержание категорий, область исследования.

  5. Историческая поэтика, ее концепции и задачи.

  6. Литературная критика, ее специфика.

Основная литература: 1, 8, 11-15

Дополнительная литература: 30, 39, 43, 44, 50, 54

Семинар 2. Литература среди других видов искусства.

Задание: Прочитать и подготовить выписки из статей Ж.-Б. Дюбо «Критические размышления о поэзии и живописи». Г. Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии», Гегеля «Лекции по эстетике» и ответить на вопросы:

1.В какую эпоху подчеркивалось преимущество скульптуры и живописи перед литературой?

2.В чем видит Г.Э. Лессинг преимущество литературы перед живописью?

3.В чем видел Гегель своеобразие словесного искусства?

4.На чем основывали безграничные возможности словесного искусства теоретики Х1Х-ХХ веков?

5.Как называли словесное искусство теоретики Х1Х века?

6.В какую эпоху литературу ставили над всеми другими видами искусства?

7.Какое место отводится литературе среди других искусств в конце ХХ- начале ХХ1 веков?

Сделать выписки из работы Лессинга. Подготовить письменный обзор проблемы. Сдать выполненное задание на очередном СРСП.

Основная литература: 3, 5, 6, 10, 14, 83, 85

Дополнительная литература: 1, 11-15, 39, 43, 44, 45, 57, 61

Семинар 3. Эстетическое и художественное.

  1. Художественность как способ познания.

  2. Законы художественности.

  3. Типы художественности как «род целостности» литературного произведения.

  4. Тип художественности и поэтика.

  5. Модусы художественности.

  6. Пафос и модус художественности.

Основная литература: 20, 22, 50, 69, 80, 86, 90

Дополнительная литература: 27, 28, 48, 58

Семинар 4. Литературное произведение как целостное единство. Содержание и форма произведения

В процессе чтения указанных источников найдите ответы на вопросы:

1.Кто выдвинул и обосновал концепцию единства формы и содержания?

2.Как говорил Л. Толстой о произведении как о воплощении некоего отношения автора к жизни?

3.На каком основании некоторые мыслители и интерпретаторы художественного произведения высказывали мысль о невозможности научного знания о художественном произведении?

4.Как М.М. Бахтин и Д.С. Лихачев обосновывают точность и ее меру в литературоведении?

5.Как связаны в искусстве целостность и единство формы и содержания?

Основная литература: 20, 22, 50, 54,68, 69, 80, 86, 90

Дополнительная литература: 27, 28, 48, 58

Семинар 5. Композиция рассказа И.С. Тургенева «Свидание»

Задание: Прочитайте рассказ «Свидание» и выделите его основные композиционные части.

Вопросы:

1. Как изменение характера пейзажа в начале и конце рассказа отражает позицию повествователя, выражает его оценки?

2. Какие смыслы актуализируют повторы словесных образов в финальной части рассказа?

3. Сравните портреты персонажей. Выделите речевые средства, их противопоставляющие.

4. Проанализируйте речь героев, определите ее особенности.

5. Как соотносятся образы, используемые в описании природы, и образы персонажей?

Основная литература: 20, 22, 50, 54,68, 69, 80, 86, 90

Дополнительная литература: 27, 28, 48, 58

Семинар 6. Художественный образ. Структура художественного образа. Образ персонажа. Пути создания образа персонажа

Задания: Изучить разделы учебников. Подготовить выписки. Обратить внимание на широкое значение понятия образ. Обратиться к школьным и вузовским учебникам по литературе и по введению в литературоведение ответить на вопрос, в каком значении чаще всего употребляется это понятие? Персонаж, герой, характер, личность в художественном произведении. Средства создания образа человека в литературном произведении. Средства создания персонажа. Средства создания характера.

Методические рекомендации к выполнению заданий: при подготовке выписок обратить внимание на многозначность термина. Выписать определение героя, персонажа, характера, личности. Подобрать иллюстративный материал к толкованию основных понятий, связанных с человеком в художественном произведении.

Основная литература: 25, 26, 38, 41, 49, 69

Дополнительная литература: 12, 13, 51, 71, 74, 75

Семинар 7. Субъектная организация литературного произведения

Вопросы:

1. Автор биографический.

2. Автор художественный: автор – повествователь, его типы (неличный повествователь, личный повествователь, рассказчик).

3. Повествователь и субъекты речи.

4. Субъект речи и субъект сознания.

5. Точка зрения.

6. Методика анализа повествовательной структуры.

Задание

Анализ субъектной организации рассказа А.П. Чехова «Человек».

Основная литература: 25, 26, 38, 41, 49, 69

Дополнительная литература: 12, 13, 51, 71, 74, 75

Семинар 8. Сюжет, фабула, композиция повести А.С. Пушкина «Выстрел»

  1. Определение сюжета, фабулы, композиции в различных источниках.

  2. Субъектная структура повести. «Автор» Белкин и «издатель» А.П. Рассказчик и персонажи.

  3. Сюжетное и фабульное расположение материала. Хронология событий и их художественная последовательность.

  4. Рассказы Сильвио и графа о дуэльных поединках. Композиционная связь эпизодов, их сходство и контрастность.

  5. Композиционное значение названия повести.

  6. Художественный смысл финала «Выстрел».

Методические рекомендации: Выписать из КЛЭ, ЛЭС, ЛЭТП определения сюжета, фабулы, композиции, внести определения в Словарь терминов. Обратить внимание на разные подходы в определении сюжета и фабулы. Ответить на вопрос о причине столь разных определений, которые дают разные авторы. Прочитать повесть Пушкина и в процессе анализа выявить сюжет и фабулу. Определить функцию сложной композиции повести.

Основная литература: 20, 22, 50, 54,68, 69, 80, 86, 90

Дополнительная литература: 27, 28, 48, 58

Семинар 9. Художественное время в рассказе И.А.Бунина «В одной знакомой улице»

1. Перечитайте рассказ И.А.Бунина «В одной знакомой улице».

2. На какие композиционные части членят текст повторяющиеся в нем цитаты из стихотворения Я. П. Полонского?

3. Какие временные отрезки отображены в тексте? Как они соотносятся друг с другом?

4. Какие аспекты времени особенно значимы для построения этого текста? Назовите речевые средства, которые их выделяют.

5. Как соотносятся в тексте рассказа планы прошлого, настоящего и будущего?

6. В чем своеобразие концовки рассказа и неожиданность ее для читателя? Сравните финалы рассказов «Холодная осень» и «В одной знакомой улице». В чем их сходство и различие?

7. Какая концепция времени отражена в рассказе «В одной знакомой улице»?

Основная литература: 12, 14, 18, 28, 75

Дополнительная литература: 39, 45, 82

Семинар 10. Пространственные характеристики рассказа И.А. Бунина «В одной знакомой улице»

1. Прочитайте рассказ И.А.Бунина «В одной знакомой улице».

2. Выделите ведущую пространственную точку зрения в структуре повествования.

3. Определите основные пространственные характеристики текста. Как выделяемые в нем места действия соотносятся с двумя основными временными планами текста (прошлое и настоящее)?

4. Какую роль в организации текста рассказа играют его интертекстуальные связи – повторяющиеся в нем цитаты из стихотворения Я. П. Полонского? Какие пространственные образы выделяются в стихотворении Полонского и в тексте рассказа?

5. Укажите речевые средства, выражающие пространственные отношения в тексте. В чем их своеобразие?

6. Определите тип художественного пространства в рассматриваемом тексте и покажите его динамику.

Основная литература:

Дополнительная литература:

Семинар 11. Системы стихосложения. Метрика и ритмика

  1. Системы русского стихосложения (краткая характеристика).

  2. Силлабо-тоническая метрика:

а) двусложные размеры

б) трехсложные размеры.

  1. Тоническая метрика (дольник, тактовик, акцентный стих).

  2. Ритмообразующие факторы (характер стоп, пиррихии и спондеи, длина стиха, внутристиховые паузы и переносы, словоразделы, характер клаузул и др.)

Методические рекомендации: Ответы на вопросы семинарского занятия в обязательном порядке должны основываться на самостоятельно подобранных студентами стихотворных текстах. В ходе занятия будут предложены стихотворные тексты, определение размеров которых будет проверкой уровня домашней подготовки к теме. Освоить по книге В.Е. Холшевникова раздел «Ритмообразующие факторы». Определить ритмообразующие факторы в тексте стихотворения Пушкина «Элегия», «Бесы», «Я помню чудное мгновенье».

Основная литература: 24, 30, 36, 58, 76, 80, 82

Дополнительная литература: 3, 6, 7, 11-15

Семинар 12. Художественная речь

  1. Язык и речь.

  2. Литературный язык и его функциональные стили.

  3. Отличие художественной речи от речи практической.

  4. Специфика использования лексики в художественной речи.

  5. Объективная и субъективная манеры повествования в раскрытии образа автора.

  6. Понятие «чужой речи», формы цитирования в литературном произведении.

  7. Основная литература: 25, 33, 36, 47, 51, 56, 59, 66, 77, 82

  8. Дополнительная литература: 2, 11-15, 21, 22, 71

Семинар 13. Анализ эпического произведения (рассказ И.А. Бунина «Холодная осень»)

План анализа эпического произведения

1. Тема произведения. Прокомментируйте значение рамочных компонентов текста, укажите их функции.

2. Особенности построения сюжета: компоненты сюжета (завязка, ход действия, кульминация, развязка – если они есть), последовательность основных компонентов. Соотношение сюжета и фабулы.

3. Пространственные особенности текста. Отметьте, где происходит действие, как изменяется образ мира. Охарактеризуйте особенности пейзажа (интерьера), покажите, как пространственные образы связаны с действием, состоянием героев, повествователем.

4. Предметные детали в произведении.

5. Временные особенности текста. Покажите, как соотносятся время действия и время рассказывания.

6. Система персонажей и основной конфликт. Найдите главного героя, покажите, из чего складывается его образ, статическая и динамическая характеристика (имя, портрет, жесты, речевая характеристика, восприятие героя другими персонажами).

7. Повествователь в тексте. Определите тип повествователя, покажите, как изменяется его точка зрения. Повествование как сообщение о событиях и повествование как способ связи речевых компонентов текста.

8. Соотношение повествователя и автора в тексте. Попробуйте логически определить специфику структуры данного текста.

Основная литература: 25, 33, 36, 47, 51, 56, 66, 77, 82

Дополнительная литература: 2, 11-15, 21, 35, 71

Семинар 14. Литературный процесс, стиль

  1. Толкования категории «Литературный процесс».

  2. Литература в ее историческом развитии. Литературная жизнь.

  3. Понятие литературного течения, направления, школы.

  4. Основные литературные направления.

  5. Понятие художественного стиля, индивидуального стиля.

Основная литература: 3, 4, 12, 19, 43, 61, 62, 63, 83

Дополнительная литература: 30, 39, 40, 69, 90

Семинар 15. Тип культуры как фактор текстообразования

Задание: Подготовьте развернутый комментарий на предложенную тему, отвечая на вопросы. Раскрыть их содержание помогут тексты приведенных вслед за ними работ. При выполнении задания необходимо сделать выписки из предложенных источников.

  1. Советская культура и литература социалистического развития. – По работам: Синявский А. Основы советской цивилизации. – М., 2001; Терц А. Что такое социалистический реализм // Литературное обозрение. 1989. № 8. – С. 89-100. Почему был запрещен альманах «Метрополь»? – По работе: В. Ерофеев. Десять лет спустя // Метрополь. – М., 1991. – С. 5-13.

  2. Тоталитарная культура как фактор сопротивления. – По работе: Купина Н.А. Языковое сопротивление в контексте тоталитарной культуры. – Екатеринбург, 1999. О тенденциозности в механизмах трансформации художественного текста. – По статье: Добренко Е. Россия, которую мы обрели. Русская классика, сталинское кино и прошлое в его революционном развитии // Вопросы литературы. 2000. № 5. Сентябрь-октябрь. – С. 45-80.

Тексты массовой литературы сегодня. – По работе: Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – С. 127-137.

Основная литература: 4, 12, 19, 43, 61, 62, 63, 83

Дополнительная литература: 31, 39, 40, 69, 90