§9. Вопросы для подготовки к экзамену
Поэтические течения начала ХХ в. (обзор). Н. Бердяев о русской поэзии начала ХХ в.
Символизм: теория и практика. В. Соловьев и символисты.
Наследие символизма и акмеизм как литературное течение ХХ в.
Футуризм: эстетическая программа, словотворчество.
Творчество В. Брюсова; теоретик символизма, поэт, прозаик, переводчик.
“Стихи о Прекрасной Даме” А. Блока. Художественная система цикла.
“Трилогия вочеловечения” А. Блока. “Шаги Командора” в контексте “Возмездия”.
Художественная система стихотворения А. Блока “Шаги Командора”.
Тема и образ страшного мира в лирике А. Блока. Социальный, философский, психологический, космический аспекты темы страшного мира. Самостоятельный анализ стихотворения (по выбору).
Город А. Блока и В. Брюсова.
Эволюция патриотической темы в творчестве А. Блока (от “Распутий” к “Родине”). А. Блок об интеллигенции.
История и современность в стихотворении “На поле Куликовом”. Образная система.
Развитие поэтической идеи в поэме А. Блока “Соловьиный сад”.
Поэма А. Блока “Двенадцать”. Образная система. Образ Христа. Ритмика. Современники Блока о его поэме.
Обзор литературоведческих работ по творчеству А. Блока.
Творения Велимира Хлебникова.
В. Маяковский и футуристы.
Лирический герой дооктябрьской лирики В. Маяковского. Поэтика Маяковского.
Трагедия “Владимир Маяковский” и ее герой.
Идейное содержание поэмы В. Маяковского “Облако в штанах”. Система контрастов.
“Сатирические гимны” В. Маяковского. В. Маяковский и 1914 год.
Оксюморон, гротеск, гипербола в поэзии В. Маяковского. Человек в картине мира.
В. Маяковский и живопись (слова и краски).
Обзор литературоведческих работ по творчеству В. Маяковского.
Художественное своеобразие лирики А. Ахматовой. Психологизм. Героиня лирики Ахматовой.
Поэзия Н. Гумилева как художественное явление ХХ века. Н. Гумилев и Восток.
Поэзия и судьба Осипа Мандельштама.
О. Мандельштам о слове и культуре.
Книга стихов О. Мандельштама "Камень": художественная система.
“Вечерний альбом” и “Волшебный фонарь” М. Цветаевой. В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин о поэзии М. Цветаевой.
“Именные циклы” в поэзии М. Цветаевой (“Стихи к Пушкину”, ”Стихи к Блоку”. “Стихи к Ахматовой”, “Маяковскому”). М. Цветаева в диалоге с поэтами.
“Лебединый стан” М. Цветаевой. Образная система. История и современность.
М. Цветаева о поэзии, о творчестве (“Идешь, на меня похожий...”, “Вскрыла жилы: неостановимо...”, “Стол” и др.).
Проза М. Цветаевой. Связь прозы с поэзией. И. Бродский о М. Цветаевой.
Жизнь и судьба М. Цветаевой: семья, атмосфера, отношение к культуре, революции, эмиграции, последние годы.
Театр в жизни и творчестве М. Цветаевой.
Тема и образ Родины в творчестве М. Цветаевой.
Поэмы М. Цветаевой (“Поэма Горы”, “Поэма конца”, “Крысолов”).
М. Цветаева о читателе (“Поэт о критике”, “Поэт и время” и др.).
Обзор литературоведческих работ по творчеству М. Цветаевой.
Поэзия М. Волошина. Цветаева о Волошине (“Живое о живом”).
Ранний период творчества Б. Пастернака. Философские искания поэта.
Поэтическая судьба И. Северянина.
Обзор творчества Г. Иванова. “Петербургские зимы” Г. Иванова.
Творчество А.М. Горького 1890-х годов. Проблематика, герой, своеобразие стиля. Писатель о “выломившихся” из своей среды. А. Горький и Ф. Ницше.
Тема хозяина и работника в творчестве А.М. Горького (“Фома Гордеев”, “Трое”, “Мещане”).
Пьеса А.М. Горького “На дне” как социально-философская драма.
Творчество А.М. Горького 1904–1907-х гг.
“Окуровский цикл” А.М. Горького. Мещанство в цикле. Матвей Кожемякин как летописец мещанства.
“Несвоевременные мысли” А.М. Горького.
А. Горький и И. Бунин о деревне.
Поэзия И. Бунина (“Листопад”). Традиции русской поэзии ХIХ в. Поэзия Бунина эмигрантского периода.
И. Бунин о деревне (“Суходол”, “Деревня” и др.). Художественная система. Характер повествования.
Гуманизм и его художественное воплощение в рассказах “Братья”, ”Господин из Сан-Франциско”, “Сны Чанга” и др. Своеобразие повествовательной манеры Бунина-новеллиста.
“Темные аллеи” И. Бунина. Идейно-художественное содержание рассказа “Чистый понедельник”.
“Окаянные дни” И. Бунина. Писатель о революции.
Эмигрантский период творчества И. Бунина.
Нравственно-философские искания Л. Андреева – прозаика и драматурга.
Творчество Л. Андреева. Своеобразие реализма.
“Иуда Искариот” Л. Андреева. Своеобразие трактовки евангельского сюжета.
Последние произведения Л. Андреева, их проблематика, своеобразие решения,
Куприн А.И. о высших человеческих ценностях ("Олеся", "Гранатовый браслет", "Суламифь", "Гамбринус", "Листригоны").
Идейно-художественное своеобразие повести А.И. Куприна “Поединок”.
Творчество И. Шмелева, его проблематика, традиции русской литературы ХIХ века.
Творчество Б. Зайцева (обзор). Художественное своеобразие прозы писателя, характер героя.
Андрей Белый: страницы творчества. Автобиографический, социально-исторический роман “Петербург”. Сфера подсознания как объект художественного творчества. Проблема “Запад-Восток” в романе. Традиции Пушкина и Достоевского.
Творчество Ф. Сологуба. Роман “Мелкий бес” и его герой. Передонов. Гротеск. Своеобразие авторского слова. Традиции Чехова. А. Блок о Сологубе.
Д. Мережковский –поэт и теоретик символизма. Исторические произведения Д. Мережковского. Мережковский о писателях ХIХ века (Лермонтове, Гоголе, Достоевском и др.).
Самостоятельный анализ стихотворения (А. Блок, А. Ахматова, Н. Гумилев, М. Волошин, О. Мандельштам, М. Цветаева и др.–по выбору).
- Самостоятельная работа студента в процессе изучения историко-литературного курса “русская литература хх в. 1890–1920-е гг.”
- §1. Основные направления изучения курса «русская литература хх в. (1890–1920-е гг.)»
- §2. Примерная тематика лекционных занятий
- §3. Планы практических, семинарских занятий
- Задание
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- §5. Учебная и научная литература к курсу “русская литература хх века”
- По персоналиям андреев л.
- Анненский и.
- Ахматова а.
- Белый а.
- Блок а.
- Бунин и.
- Брюсов в.
- Горький а.М.
- Гумилев н.
- Куприн а.И.
- Мандельштам о.
- Маяковский в.
- Пастернак б.
- Сологуб ф.
- Хлебников в.
- Цветаева м.
- Шмелев и.
- §6. Темы для самостоятельного изучения
- §7. Темы для длительного индивидуального изучения
- §8. Требования к ответу студента на экзамене
- §9. Вопросы для подготовки к экзамену
- §10. Задания к отрывкам из художественных произведений
- §11. Тематика курсовых и дипломных работ
- §12. Методические рекомендации к выполнению курсовых и дипломных работ
- Оглавление