§7. Темы для длительного индивидуального изучения
связаны с:
а) творчеством отдельных поэтов;
б) проблемой взаимопроникновения и взаимовлияния видов искусства (поэзия начала века и живопись, поэзия и музыка, литература и театр), нравственно-философскими, эстетическими исканиями;
в) диалогом поэтов: М. Цветаева и А. Блок, А. Блок и А. Ахматова, М. Цветаева и Б. Пастернак и др.;
г) “возвращенным” литературоведением (культура начала ХХ века о русской классике).
Творчество А.М. Горького 1907–1917-х гг.
Философские искания начала ХХ в.
М. Горький и Ницше.
Философские искания символизма: Шопенгауэр и Ницше.
Философия времени в творчестве И. Бунина.
Философские искания в творчестве Л. Андреева.
Христос и Антихрист Д. Мережковского.
Исторические произведения Д. Мережковского.
Ницше и русская культура начала ХХ в.
Идеи и образ наполеонизма в русской литературе конца ХIХ–начала ХХ в.
Двоемирие в философии символизма.
В. Брюсов как теоретик символизма и поэт.
Западно-европейский символизм и русская поэзия начала ХХ в.
Русская поэзия начала ХХ в. и музыка.
Русская поэзия начала ХХ в. и живопись.
Своеобразие русской драматургии начала ХХ в. (Чехов, Горький, Андреев, А. Блок).
Шекспир (Офелия, Гамлет) в русской поэзии начала века.
Французский символизм (Бодлер, Верлен, Рембо, Малларме) и русская поэзия начала ХХ в.
Русские поэты “серебряного века” как переводчики западноевропейской лирики (В. Брюсов, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, К. Бальмонт, Эллис, Вяч. Иванов, И. Анненский).
Поэтические отражения: жизнь Верлена в русской поэзии (“Отражения” Ин. Анненского, Ф. Сологуба, Б. Пастернака, А. Эфрон).
Два взгляда на творчество М. Лермонтова (В. Соловьёв и Д. Мережковский).
И. Анненский как переводчик.
Контрасты в художественной системе И. Анненского.
Трагедии И. Анненского на античные темы.
Эволюция урбанистической темы в творчестве В. Брюсова.
История в романах В. Брюсова ("Огненный ангел", "Алтарь победы").
“Все воспринять и снова воплотить”. М. Волошин о культуре.
Космос Максимилиана Волошина.
“Жизнь человека” в творчестве Л. Андреева.
Лирический герой книги В. Ходасевича “Путем зерна”.
Традиции Тютчева в лирике В. Ходасевича.
Психея М. Цветаевой и В. Ходасевича.
Державин в творческом мире В. Ходасевича.
Незнакомки А. Блока.
Двоемирие в лирике А. Блока.
Двойники в творчестве А. Блока.
Анна Ахматова и А. Блок.
Психологизм лирики Анны Ахматовой.
Муза странствий Н. Гумилева.
М. Цветаева –А. Блок: диалог поэтов.
М. Цветаева о театре и театр М. Цветаевой.
М. Цветаева и читатель.
Мифологические образы в творчестве М. Цветаевой.
Поэзия Осипа Мандельштама.
Проза О. Мандельштама.
Античность в творчестве О. Мандельштама.
"Перевернутый" мир в поэзии О. Мандельштама.
М. Цветаева –Б. Пастернак: диалог поэтов.
Художественный мир Велимира Хлебникова.
Словотворчество В. Хлебникова.
Идеи Н. Федорова в творчестве В. Хлебникова.
Функция мифологических образов в творчестве В. Хлебникова.
М. Цветаева –О. Мандельштам: диалог поэтов.
Фольклор в творчестве С. Городецкого.
“Мне исковеркал жизнь талант двойного зрения”. (Творчество Георгия Иванова).
- Самостоятельная работа студента в процессе изучения историко-литературного курса “русская литература хх в. 1890–1920-е гг.”
- §1. Основные направления изучения курса «русская литература хх в. (1890–1920-е гг.)»
- §2. Примерная тематика лекционных занятий
- §3. Планы практических, семинарских занятий
- Задание
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- §5. Учебная и научная литература к курсу “русская литература хх века”
- По персоналиям андреев л.
- Анненский и.
- Ахматова а.
- Белый а.
- Блок а.
- Бунин и.
- Брюсов в.
- Горький а.М.
- Гумилев н.
- Куприн а.И.
- Мандельштам о.
- Маяковский в.
- Пастернак б.
- Сологуб ф.
- Хлебников в.
- Цветаева м.
- Шмелев и.
- §6. Темы для самостоятельного изучения
- §7. Темы для длительного индивидуального изучения
- §8. Требования к ответу студента на экзамене
- §9. Вопросы для подготовки к экзамену
- §10. Задания к отрывкам из художественных произведений
- §11. Тематика курсовых и дипломных работ
- §12. Методические рекомендации к выполнению курсовых и дипломных работ
- Оглавление