Тема 7. Автор и герой (лирический герой) литературного произведения
Автор – одно из ключевых понятий литературной науки, определяющее субъекта словесно-художественного высказывания.
В современном литературоведении четко различаются: 1) автор биографический – творческая личность, существующая во внехудожественной реальности, и 2) автор в его внутритекстовом, художественном воплощении.
Автор в первом значении – писатель, имеющий свою биографию, создающий, сочиняющий другую реальность – словесно-художественные высказывания любого рода и жанра. Отношения автора, находящегося вне текста, и автора, запечатленного в тексте, отражаются в трудно поддающихся исчерпывающему описанию представлениях о субъективной авторской роли, авторском замысле, авторской концепции (идее), обнаруживаемых в каждой «клеточке» повествования, в каждой сюжетно-композиционной единице произведения, в каждой составляющей текста и в художественном целом произведения. Как правило, авторская субъективность отчетливо проявляется в рамочных компонентах текста: заглавии, эпиграфе, начале и концовке основного текста. В некоторых произведениях есть также посвящения, авторские примечания (как, например, в «Евгении Онегине»).
Автора нельзя смешивать с повествователем эпического произведения и лирическим героем в лирике. С автором как реальным биографическим лицом и с автором как носителем концепции произведения не следует путать образ автора, который создается в некоторых произведениях словесного искусства.
Лирический герой – это наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе "Я" в лирическом стихотворении; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен образу автора – создателя произведения. Духовный опыт автора, система его миропонимания и мирочувствования отражаются в лирическом произведении не прямо, а опосредованно, через внутренний мир, переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения лирического героя. Одним из методов воплощения образа лирического героя считается циклизация (т.е. наличие более или менее выраженного поэтического сюжета, в котором раскрывается внутренний мир лирического героя). Примерами может служить, в частности, цикл «Стихов о Прекрасной Даме» А.Блока, где лирический герой предстает в различных ипостасях: рыцаря, инока, отрока, что лишь отчасти позволяет прочесть сквозь образ лирического героя биографию самого автора. Между поэтом и лирическим героем всегда ощущается некая дистанция, лирический герой не столько субъект, сколько объект изображения, «"Я" сотворенное» (М.М.Пришвин).
Лирический герой как особая форма «легализации» авторского сознания порожден романтизмом. Применительно к классицизму и сентиментализму термин не употребляется, т.к. классицизм не знает индивидуализации, а в рамках сентиментализма правомочно говорить лишь о лирическом субъекте (т.е. о тождественности авторского мироощущения и его воплощения в лирическом произведении). Отношения между поэтом и лирическим героем сопоставимы с отношениями между автором – создателем произведения и литературным героем. Однако, несмотря на то, что лирический герой – персонаж, можно сказать, что в его образе исповедальность, самонаблюдение преобладают над вымыслом.
Иногда поэт избирает модель так называемой «ролевой дистанции», тогда говорят о специфической ролевой лирике – повествовании от первого лица, воспринимаемого читателем как нетождественное автору. В ролевой лирике поэту удается «чужое вдруг почувствовать своим» (А.А.Фет). Ролевой характер лирического персонажа выявляется в такого рода поэтических произведениях благодаря внетекстовым факторам (например, знанию биографии поэта или пониманию, что изображенное не может иметь места в действительности: в частности, стихотворение М.Ю.Лермонтова «Пленный рыцарь» могло бы не относиться к ролевой лирике, если бы на самом деле было написано рыцарем-пленником, а стихотворение А.Твардовского «Я убит подо Ржевом...» представляет собой монолог-обращение к живым погибшего на войне солдата). Лирическое «Я» в ролевой лирике – условный персонаж, которому автор доверяет повествование, как правило, характерный для данной эпохи или жанра: пастух в пасторальной поэзии, мертвец в эпитафии, странник или узник в романтической лирике; нередко повествование ведется от лица женщины (например, в стихотворении Ф.Сологуба «Швея») и т.д. Таким образом, различие между лирическим субъектом, лирическим героем и героем ролевой лирики заключается в разной степени дистанцированности автора (поэта) от образа (лирического "Я") в стихотворении.
Основная литература: 25, 26, 38, 41, 49, 69
Дополнительная литература: 12, 13, 51, 71, 74, 75
- Учебно-методический комплекс
- «Введение в литературоведение»
- 1. Учебная программа дисциплины –syllabus
- 1.1 Данные о преподавателе:
- 1.2 Данные о дисциплине:
- 1.5 Краткое описание дисциплины
- 1.6 Результаты обучения
- 1.8 Список литературы
- 1.9 Информации по оценке
- 1.10 Политика и процедура курса.
- 2. Учебно-методические материалы по дисциплине
- 2.1 Тематический план дневного отделения
- 2.1 Тематический план заочного отделения
- 2.2 Тезисы лекционных занятий
- Тема 1. Литературоведение как система дисциплин
- Тема 2. Эстетическая природа литературы
- Тема 3. Художественность как эстетическая категория
- Тема 4. Содержание и форма литературного произведения
- Тема 5. Структура художественного текста
- Тема 6. Система персонажей литературного произведения
- Тема 7. Автор и герой (лирический герой) литературного произведения
- Тема 8. Сюжет и фабула в художественном произведении. Композиция художественного произведения
- Тема 9. Художественное пространство и художественное время. Хронотоп
- Тема 10. Стиль художественной литературы
- Тема 11. Стихотворная речь. Ритмичность художественной речи и стихосложение
- Тема 12. Художественная речь. Поэтический язык
- Тема 13. Роды и жанры литературы
- Тема 14. Литературный процесс
- Литературное течение
- Литературная школа и группа
- Тема 15. Современное состояние литературоведения как науки. Современное состояние литературы
- 2.3 Планы семинарских занятий
- 2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
- 2.6 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов
- Тема 1. Методические основы работы литературоведа
- Тема 2. Специфика литературы и искусства Литература в ряду других искусств
- Тема 3. Автор и формы его представления в произведении
- Тема 4. Содержание и форма литературного произведения
- Тема 5. Тема, идея, проблема и мотив произведения. Идея как выражение авторской тенденции в художественном освещении темы
- Тема 11. Стих и проза как основные виды художественной речи
- Тема 12. Интертекстуальность литературного произведения
- Тема 13. Роды, жанры и виды литературы
- Тема 14-15. Современное состояние литературы
- 2.6.1 Тематика письменных работ по курсу Список терминов для Словаря литературоведческих терминов
- Темы контрольных работ
- 2.7. Не предусмотрен
- 2.8 Тестовые задания для самоконтроля
- 2.9 Экзаменационные вопросы по курсу
- Содержание
- Учебно-методический комплекс
- «Введение в литературоведение»
- 1000 , Г. Караганда, ул. Гоголя, 38