Часть II. История русской литературы
№ | Виды контрольных мероприятий | Количество баллов за 1 контрольное мероприятие | Модуль 1 «Литература середины 1950-х - 1960-х гг» | Модуль 2 «Литература 1960-х - 1980-х гг.» |
Модуль 3
«Литература 1990-х - 2000-х гг.»
|
Кол-во баллов | Кол-во баллов |
| |||
1 | Текущий контроль |
| 15 | 15 | 20 |
1.1 | Посещение занятий | 1 | 6 | 4 | 6 |
1.2 | Работа над проектными заданиями | 2 | 5 | 5 |
7 |
1.3 | Участие в дискуссии | 1 | 4 | 6 | 7 |
2 | Рубежный контроль |
| 10 | 10 | 10 |
2.1 | Реферат | 8 | 5 | 5 | 5 |
2.2 | Презентация | 8 |
| 5 |
|
2.3 | Тестирование | 9 | 5 |
| 5 |
3 | Промежуточная аттестация |
|
|
|
|
| Экзамен | 6 | 6 |
| 8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Модуль I. Литература конца XIX - начала XX вв. (1890-е – начало 1920-х гг.).
Поэты и писатели в литературном процессе.
В. Вересаев (1867-1945).
Изображение общественных исканий русской демократической интеллигенции начала века. Повести "Без дороги", "Поветрие", "На повороте". Книга "Записки врача". Вересаев в "Среде" и "Знании". Изображение кризиса в деревне ("Лизар", "В сухом тумане"). Книга "Живая жизнь". Публицистичность прозы.
А. Куприн (1870-1938).
Куприн и традиции русского реализма 19 в. Проза 1890-х гг. Демократическая настроенность, особенности гуманизма. Социально-психологическая повесть "Молох". Проблема "естественного человека" в творчестве 1890-х гг. (повесть "Олеся").
Творчество 1900-х гг. Повесть «Поединок» как высшее достижение психологического реализма писателя.
Творчество Куприна 1910-х гг. Утверждение высоких нравственных идеалов и пессимистические настроения (рассказы "Гамбринус", "Гранатовый браслет", повесть "Яма").
Эмиграция в 1919 г. Автобиографический роман "Юнкера". Роман "Жанета". Возвращение на родину в 1937 г.
И. Бунин (1870-1953).
Поэзия И. Бунина. Тема родины, русской природы (сборник "Листопад").
Проза 1890-1900 гг. Изображение распада устоев дворянской усадьбы ("Танька", "На край света", "На хуторе", "Антоновские яблоки").
Космически-пантеистическая тема ("Сосны", "Новая дорога").
Творчество Бунина предоктябрьского десятилетия ("Руда").
"Деревенская эпопея" Бунина. Изображение духовной темноты и экономической отсталости русской деревни ("Веселый двор", "Худая трава", "Захар Воробьев"). Изображение распада помещичье-крестьянской Руси в повести "Суходол". Осмысление опыта революции и русского национального характера в повести "Деревня".
Социальное и космическое зло в рассказах "Братья" и "Господин из Сан-Франциско". Отношение к буржуазной цивилизации.
Отрицательное отношение к революции 1917 г. ("Окаянные дни").
Эмигрантское творчество писателя. Роман "Жизнь Арсеньева" как лирическая исповедь героя и опыт феноменологического романа. Тема любви ("Митина любовь", "Солнечный удар", сборник "Темные аллеи").
Бунин о личности художника ("Освобождение Толстого").
Бунин и модернизм.
Стиль Бунина.
Л. Андреев (1871-1919).
Традиции "натуральной школы" Ф. Достоевского и А. Чехова. Экспрессионизм Л. Андреева.
Рассказы 1890-х гг. Сентиментально-утопический гуманизм рассказов "Баргамот и Гараська", "Петька на даче", "Ангелочек", "Кусака".
Влияние на миропонимание Андреева западных философов (А. Шопенгауэра, Ф. Ницше). Рассказы “Стена”, “Бездна”, “Мысль”.
Рассказы "Жизнь Василия Фивейского" и "Красный смех". Движение к экспрессионизму.
Человек и рок как центральная проблема творчества Андреева.
Произведения периода первой русской революции и предоктябрьского десятилетия. Пьеса "К звездам". Идея детерминированности социальной психологии человека "высшими законами" бытия ("Так было", "Губернатор", "Жизнь Человека", "Рассказ о семи повешенных").
Обострение противоречий в творчестве писателя. Рассказ "Тьма".
Экзистенциалистские и экспрессионистские тенденции в творчестве. Эмиграция.
И. Шмелев (1873-1950).
Творчество 1900-х гг. Нравственные и социальные искания героев Шмелева. Повесть «Человек из ресторана». Влияние идей Л.Толстого и Ф.Достоевского. Сказ в повести.
Эмиграция. «Солнце мертвых» - первая книга Шмелева в эмиграции. Пафос книги «Плач о России». Автобиографические произведения «Лето Господне» и «Богомолье». Особенности стиля писателя.
М. Горький (1868-1936).
Творческие искания в прозе до 1917 г. Традиции романтической литературы в рассказах 1890-х гг. ("Макар Чудра", "Старуха Изергиль"). "Песня о Соколе". Горький и Ницше.
Рассказы "Челкаш", "Мальва", "Коновалов", "Супруги Орловы".
Роман "Фома Гордеев": борьба с пассивным гуманизмом.
Проза "Окуровского цикла", ее антимещанский пафос ("Городок Оку-ров", "Жизнь Матвея Кожемякина").
Изображение Родины и народа в цикле рассказов и очерков "По Руси", "Сказки об Италии". Своеобразие героики и романтизма.
Автобиографическая трилогия "Детство", "В людях" и "Мои университеты". Личность и окружающая среда, реализм изображения.
Горький в общественной и литературной борьбе.
Драматургия. Социально-философская драма "На дне". Концепция человека. Правда и религия. Пьеса "Мещане". Обличение мещанства и утверждение героя времени. Горьковская социология мещан в "Заметках о мещанстве".
Пьесы об интеллигенции ("Дачники", "Дети солнца", "Варвары").
Драматургия конца 1900-1910-х гг. "Васса Железнова", "Старик", "Зыковы". Этическая и философская проблематика пьес.
Драматургия советских лет. Жанр "семейной драмы". Социальная психология в сюжете и характерах пьесы "Егор Булычев и другие".
Горький как основоположник реализма социалистической идеологии. Статья "Советская литература".
Значение романа "Мать" и пьесы "Враги" в литературной и общественной борьбе.
"Богостроительство" Горького (повесть "Исповедь").
Романы "Дело Артамоновых" и "Жизнь Клима Самгина" как произведения о русской действительности в ее революционном развитии. "Жизнь Клима Самгина" как "энциклопедия русской жизни", роман-эпопея. Проблема авторской позиции.
Документальная проза Горького. Очерки "Лев Толстой" и "В. И. Ленин". Жанр литературного портрета. Проблематика "Несвоевременных мыслей". Цикл "По Советскому Союзу" и статья "Если враг не сдается…". Статьи о литературе.
Гражданская драма Горького. Дискуссия о "новом Горьком".
Д. Мережковский (1865-1941),
З. Гиппиус (1868-1945).
Мережковский как поэт, прозаик, теоретик символизма, литературный критик. Неохристианство Мережковского, идея Третьего Завета.
Трилогия "Христос и Антихрист". Философия истории. Своеобразие проблематики, жанра и поэтики трилогии. История и миф о Петре I и Петербурге в романе «Антихрист. Петр и Алексей».
Основные этапы творческого пути З. Гиппиус. Литературная критика Антона Крайнего.
Основные темы и мотивы лирики З. Гиппиус, тема Божьего Завета, идеи неохристианства Мережковского ("Христу", "За Дьявола Тебя молю…" и др.), мотивы оправдания Антихриста и др.
Враждебное отношение к Октябрю З. Гиппиус и Д. Мережковского. Эмиграция.
К. Бальмонт (1867-1942).
Бальмонт - поэт импрессионистической стилевой тенденции в поэзии старших символистов. Программный индивидуализм ранней поэзии.
Творческая эволюция поэта. Декларация жизнеутверждения. Сб. «Горящие здания» и «Будем как Солнце». Космогоническая картина мира, гимны стихиям.
Революционная поэзия 1900-х гг.
Неприятие большевизма. Книга «Революционер я или нет?». Эмиграция.
Ф. Сологуб (1863-1927).
Ф. Сологуб и «Северный вестник». Ранняя поэзия. Роман «Тяжелые сны».
«Мелкий бес». Осмысление традиций русского классического реализма (Н. Гоголя, Ф. Достоевского, М. Салтыкова-Щедрина). Концепция человеческой натуры. В. Ленин о социальной типичности Передонова. Г. Адамович: «Передонов - не тип, а «больная выдумка».
Солипсизм в мировоззрении Сологуба.
Символы-мотивы в поэзии Сологуба. Концепция жизни как цепи преображений (сб. «Пламенный круг»).
Неприятие Октября. Последние стихи Сологуба («Подыши еще немного…»).
В. Брюсов (1873-1924).
Брюсов как теоретик и организатор символизма. Особая позиция в символизме.
Основные мотивы лирики. Образы мифологии, истории, современности, урбанизм. Брюсов и революция. Книги "Tertia Vigilia", "Urbi et Orbi", "Stephanos".
Брюсов - прозаик ("Огненный ангел").
А. Блок (1880-1921).
А. Блок как младосимволист.
Лирика А. Блока. Традиции и новаторство. Эволюция мотивов. Проблема цикла в лирике поэта. Эволюция лирического героя в "трилогии вочеловеченья".
Циклы "Стихи о Прекрасной Даме" (мистическая романтика и влияние идей Вл. Соловьева), "Город", "Снежная маска", "Вольные мысли", "Страшный мир" (тема Человека), "Ямбы" (усиление общественных мотивов), "Возмездие", "Арфы и скрипки", "Родина" (тема исторических судеб России).
Театр Блока ("Балаганчик", "Роза и крест").
Поэмы "Соловьиный сад" и "Возмездие", их программное значение в творческих исканиях поэта, жанровые и стилевые особенности.
Блок и революция 1917 г. Поэма "Двенадцать". Статьи "Интеллигенция и Революция", "Крушение гуманизма" и др.
А. Белый (1880-1934).
А. Белый как ведущий теоретик младосимволизма ("Символизм как миропонимание" и др. статьи).
Сб. "Золото в лазури". Мистические чаяния и предвестия.
Революция 1905 г. Сб. "Пепел" и "Урна".
Проза А. Белого. Роман "Петербург". Тематика, проблематика и художественное своеобразие.
Н. Гумилев (1886-1921).
Гумилев как теоретик акмеизма и основатель "Цеха поэтов". Ранняя романтическая лирика. Сб. "Романтические цветы". Книга стихотворений "Жемчуга". Сб. "Чужое небо". Мистическое своеобразие стихов. Военные стихи. Сб. "Колчан".
Сб. "Огненный столп" - итог творческих исканий поэта.
Трагическая судьба поэта.
С. Есенин (1895-1925).
Крестьянская Русь в раннем творчестве ("Поет зима - аукает…", "Гой ты, Русь…", "Устал я жить в родном краю…").
Идейное разногласие стихов о советской России ("Я последний поэт деревни…", "Русь советская" и др.). Метафизика революции в поэмах 1916-1918 гг. (поэма "Инония").
Лиро-эпос "Анна Снегина", идейное содержание и поэтика. Стихотворные поэмы "Пугачев" и "Страна негодяев". Особенности образа лирического героя в "Москве кабацкой".
Интимная лирика. "Персидские мотивы". Эстетика С. Есенина. "Ключи Марии".
В. Маяковский (1893-1930).
Футуристический дебют: "Ночь", "Утро", ”А вы могли бы?”, литературные декларации.
Поэма "Облако в штанах" как программное произведение. Проблематика, композиция, лирический герой. Романтический пафос творчества ("Надоело", "Дешевая распродажа", “Послушайте”, “Вам!”, “Революция. Поэтохроника”). Трагедия “Владимир Маяковский”.
Лирика в период революции ( "Ода революции", "Левый марш"). Концепция человека ("Товарищу Нетте…", “Письмо товарищу Кострову о сущности любви”, поэма "Человек", "Флейта-позвоночник").
Стихи о «месте поэта в рабочем строю»: “Сергею Есенину”, “Разговор с фининспектором ”, “Во весь голос”.
Поэмы "Люблю", "Про это". Личное и общественное в поэмах. Трагические мотивы в поэме "Про это".
Реализм и революционная романтика в поэмах "Владимир Ильич Ленин" и "Хорошо".
Сатира Маяковского ("О дряни", "Прозаседавшиеся", "Подлиза"). Дореволюционные "гимны": "Гимн ученому", "Гимн критику" и т.д.
Пьесы "Клоп" и "Баня". Их идейное содержание и художественные особенности. Гражданская трагедия Маяковского.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы социально-политические и культурно-исторические факторы, оказавшие влияния на формирование художественной системы модернизма?
2. Против каких трех категорий предыдущей культурной эпохи, с точки зрения Н. Бердяева, выступили представители модернизма?
3. Что, по Н. Бердяеву, является источниками русского модернизма?
4. Какими чертами характеризуется русский модернизм?
5. Как выражался синэстетизм в искусстве и – уже – в литературе к. 19 – начала 20 вв.?
6. Какие литературные течения в русской литературе представляют модернизм?
7. Кто входил в товарищество «Знание», каковы были их идейно-эстетические позиции?
8. Что такое «декаданс»?
9. В чем суть «ницшеанства» в русской литературе начале 20 в.?
10. В чем отличие декаданса от символизма в контексте русской литературы начала 20 века?
11. Какие философские источники русского символизма вы знаете?
12. Что такое «двоемирие» в философско-эстетической концепции символизма?
13. Что такое символ с точки зрения символистов?
14. Какие два периода были в развитии русского символизма?
15. Что такое символистский роман?
16. Как А. Блок называл свои три тома лирики?
17. Что, по замыслу А. Белого, должно было входить в его первую прозаическую трилогию?
18. Как соотносится система эстетических взглядов акмеистов с художественным мировидением русских символистов?
19. Какова роль «вещи» в ранней поэзии А. Ахматовой?
20. Почему акмеизм иногда расценивают как третью волну символизма?
21. Что являлось преобладающей стилевой сферой поэзии И. Анненского?
22. Что такое «узкое» и «широкое» понимание феномена русского футуризма?
23. Творчество каких поэтов и писателей начала 20 в. рассматривается вне контекста течений и направлений?
24. Как проявляется феноменологичность художественного мышления И. Бунина в его «Антоновских яблоках»?
25. В каких произведениях и как проявлялось богостроительство М. Горького?
26. Какие типы героев были выделены Михайловским в ранних рассказах М. Горького?
27. Как и в каких произведениях Л. Андреева решается проблема взаимоотношений человека и рока?
28. Какие темы являются центральными в послереволюционной поэзии В.Маяковского?
29. В чем отличие взглядов А. Блока, М. Горького и И. Бунина на события революции в России?
30. В чем суть историософской концепции Д. Мережковского в его трилогии «Христос и Антихрист»?
31. В чем заключался смысл работы В. Хлебникова со словом?
32. Что такое «новокрестьянская» поэзия?
Модуль II.
Литература начала1920-х - середины 1950-х гг.
Поэты и писатели в литературном процессе.
А. Ахматова (1889-1966).
Акмеистическая лирика. Книги стихотворений "Вечер", "Четки", "Белая стая". Особенности художественного мира, основные мотивы лирики.
Поэзия Ахматовой в годы революции и гражданской войны. Лирическая книга "Подорожник".
Идейное содержание и художественные особенности "Реквиема".
Военная лирика Ахматовой.
Идейно-художественное своеобразие "Поэмы без героя".
Личностный мир, история, философия в лирике 1950-1960 гг.
Итоговый сб. "Бег времени".
Поэтика Ахматовой.
О. Мандельштам (1891-1938).
Связи ранней лирики с поэзией позднего символизма. Книга стихотворений «Камень». Поэзия Мандельштама и традиции мировой культуры. Стихи как «поэзия поэзии». Сб. “Tristia”. Расхождение со вторым “Цехом поэтов”.
Лирика первой половины 1920-х гг. От оправдания революции (“Прославим, братья, сумерки свободы…”) до темы одиночества лирического героя в Стране Советов (“1 января 1924” и др.).
Проза Мандельштама («Шум времени», «Египетская марка»).
Поэзия 1930-х гг. Мотивы отчаяния. «Мы живем, под собою не чуя страны…».
Воронежские стихи. Раздвоенность лирического героя. «Стансы», «Ода Сталину». Трагическая судьба поэта.
М. Цветаева (1890-1941).
Внегрупповая литературная позиция М. Цветаевой. Первые книги «Молитва», «Волшебный фонарь», «Из двух книг». Импрессионистичность поэтики. Дневниковость лирики. Поэзия 1913-1915 гг. - от условности к реальности.
«Лебединый стан». Революционная Россия в историческом контексте: темы самозванства, невинной крови. Метафизическое содержание образа Белой гвардии. Образ лирической героини. Проза о революционной России. «Октябрь в вагоне».
Интимная лирика 1920-х гг.
Эмиграция и возвращение на родину.
Поэмы Цветаевой «Поэма горы», «Поэма конца», «Поэма лестницы». Романтика. Цикл стихов о Чехии.
Трагедия гибели.
Б. Пастернак (1890-1960).
Творческая программа поэта в книге "Сестра моя - жизнь". Поэмы о революции "Высокая болезнь", "Девятьсот пятый год", "Лейтенант Шмидт".
Проза 1920-начала 1930-х гг.
Природа и человек. Книга "На ранних поездах".
Общечеловеческие мотивы в посвящениях "Анне Ахматовой", "Марине Цветаевой", "Брюсову", стихотворениях "Хлеб", "Ева". Идейно-худо-жественное своеобразие циклов "Второе рождение", "Когда разгуляется".
Эпоха и человек в романе "Доктор Живаго".
М. Булгаков (1891-1940).
Первые рассказы. "Записки юного врача". Сатира. Идейно-художественные особенности повестей "Собачье сердце" и "Роковые яйца".
Изображение гражданской войны в романе "Белая гвардия". Автобиографическая повесть "Тайному другу" и памфлет "Театральный роман".
Драматургия М. Булгакова. Гражданская война в драмах "Дни Турбиных" и "Бег". Булгаков - комедиограф ("Зойкина квартира").
Социально-философская проблематика в коллизиях драм "Кабала святош" ("Мольер") и "Последние дни" ("Пушкин").
"Мастер и Маргарита". Социально-философская проблематика. Многоплановость композиции. Критическое изображение литературной среды 1920-1930 гг. Образ Мастера. Дискуссия о романе в критике 1960-1980-х гг.
А. Толстой (1883-1945).
Ранние поэзия и проза. Фольклорные мотивы ("За синими реками", "Сорочьи сказки"). Сатирическое изображение дворянского усадебного мира ("Приключение Растегина", "Мишука Налимов").
Негативное восприятие Октябрьской революции. Пьеса "Смерть Дантона". Эмиграция.
Литературные искания 1920-х гг.: "Голубые города", "Аэлита".
Россия и революция в трилогии "Хождение по мукам". Главная тема - судьба России, интеллигенция и революция. Жанрово-стилевые особенности. Политическая конъюнктура в повести "Хлеб".
"Петр Первый". Особенности замысла. Идейно-художественное своеобразие.
Великая Отечественная война в изображении А. Толстого ("Русский характер", "Разгневанная Россия").
А. Платонов (1899-1951).
"Прекрасный и яростный мир" революционной России в изображении Платонова: "Сокровенный человек", "Родина электричества", "Фро". Сомнения в гуманистических ценностях революции. "Усомнившийся Макар".
Переплетение социально-исторических и универсалистских взглядов в художественном мире Платонова. Повести "Ювенильное море" и "Город Градов".
Конкретно-историческая и философская проблематика романа "Чевенгур". Жанрово-композиционное своеобразие. Трагическое и комическое.
Идейно-художественные особенности повести "Котлован".
Творчество Платонова в годы войны.
Стиль и язык А. Платонова.
М. Шолохов (1905-1984).
"Донские рассказы", "Лазоревая степь" в новеллистике 1920-х гг.
Творческая история романа-эпопеи "Тихий Дон". Семья Мелеховых в идейно-художественной структуре. Образ Григория Мелехова. Истоки его трагедии. Проблема трагического в эпопее и споры о ней. Народ и личность. Народ и революция. Мир людей и мир природы. Объективность в изображении реальных исторических героев романа-эпопеи. Литературно-критическая полемика вокруг "Тихого Дона".
Творческая история "Поднятой целины". Система образов в романе, характер разрешения конфликта и проблема художественной правды. Проблема личности и истории, народа и власти.
Рассказ "Наука ненависти". Народные характеры в главах из романа "Они сражались за Родину". Русский человек в рассказе "Судьба человека".
Публицистика Шолохова ("Слово о Родине", "Гуманист тот, кто борется»).
В. Набоков (1899-1977)
Особенности пути в мировой литературе. «Европейский период» творчества – 1920-1930 гг. Набоков – поэт. Тема России в поэзии. Понятие литературы как феномена языка. Творчество на русском языке. Новеллы «Возвращение Чорба», романы «Защита Лужина», «Машенька», «Камера Обскура». Роман «Приглашение на казнь» как роман-антиутопия.
Роман «Дар». Тема эмигрантской современности. Прием текста в тексте.
«Русская тема» в творчестве писателя. Роман «Другие берега». Тема памяти.
Американский период творчества. Англоязычная проза. Переводческая работа.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем суть феномена первой волны русской эмиграции?
2. На какие три подсистемы начинает делиться русская литература после Октябрьской революции?
3. Какие литературные группы 1920-х годов вы знаете?
4. Что такое соцреализм и какой роман считался первым его образцом?
5. Борьбой каких двух противоположных тенденций в сфере государственного руководства литературой и культурой характеризуются 20-е годы (с 1917 по начало 1930-х годов)?
6. Какие эмигрантские произведения о гражданской войне и революции вы знаете?
7. В чем разница идейно-эстетических позиций Серапионовых братьев и ЛЕФа?
8. К чему призывали конструктивисты?
9. Какое жанровое определение дал М. Горький своей книге «Жизнь Клима Самгина» и почему?
10. Какой период в жизни и творчестве А. Ахматовой считается самым трагическим? Что было создано поэтессой в этот период?
11. Как воплотилась в творчестве А. Ахматовой тема Великой Отечественной войны?
12. Почему современное литературоведение относит творчество С. Есенина к контексту постсимволизма?
13. Какое произведение С. Есенина, в котором личная судьба поэта осмыслена в связи с народной судьбой, считается во многом итоговым для его творчества и почему?
14. В чем проявляются особенности художественного мифологизма в лирике М. Цветаевой?
15. Каковы две основные тенденции в поэзии 1920-х годов?
16. Какие поэмы Б. Пастернака посвящены теме революции?
17. В каких произведениях 1920-х годов выведен в качестве центрального образ народной массы?
18. Как проявило себя общечеловеческое и классовое в романтической прозе 1920-х годов?
19. В чем суть эстетических принципов социалистического реализма?
20. В каких произведениях 1920-х годов гражданская война изображена в контексте трагического миропонимания?
21. Какова историософская концепция революции в романе Б. Пильняка «Голый год»?
22. С какими событиями были связаны первая и вторая «волны» русской эмиграции?
23. В чем проявляется трагизм образа Григория Мелехова в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон»?
24. В чем особенность архитектоники романа А. Платонова «Чевенгур»?
25. Каков «человек эпохи Москвошвея» в стихах О. Мандельштама 1930-х годов?
26. В каких своих произведениях М. Булгаков обращается к теме «художник и власть»?
27. В каких произведениях первой половины 20 в. авторы обращаются к теме Первой мировой войны?
28. Каковы две тенденции в драматургии 1930-х годов?
29. Какие жанры выдвинулись на передний план в прозе периода Великой Отечественной войны?
30. Какие произведения послевоенного десятилетия можно назвать крайне значимыми для истории русской литературы?
31. Что такое «теория бесконфликтности» и в каких произведениях она нашла свое воплощение?
32. Как в современном литературоведении определяют жанровое своеобразие романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» и романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
33. Как повлиял ХХ съезд КПСС на развитие отечественной литературы 20 века?
- Учебно-методический комплекс дисциплины
- 1.2 Задачи дисциплины:
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- 4. Структура и содержание дисциплины
- 4.1 Структура дисциплины
- 4.2. Содержание дисциплины
- Часть I. История русской литературы к. 1890-х – сер. 50-х г.
- Часть II. История русской литературы сер. 50-х – 2000-х гг.
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- 6.1. Виды самостоятельной работы:
- 6.2. Порядок выполнения самостоятельной работы и формы контроля:
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 7.1. Основная литература
- 7.2. Дополнительная литература
- 7.3. Программное и коммуникационное обеспечение
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Часть I. История русской литературы к. 1890-х – сер. 50-х г.
- Часть II. История русской литературы
- 3. Рекомендуемая литература к курсу
- 3.1. Художественные тексты:
- 3.2.Учебная литература
- 3.3. Научная литература
- 3.4. Литература о творчестве поэтов и писателей
- 3.5. Справочные издания
- 4. Планы практических занятий:
- Тема 1. Полемика о партийности литературы и свободе творчества в начале хх в.
- Тема 2. Социально-психологическая повесть в творчестве а. Куприна
- Тема 3. Поэзия «старших символистов»: к. Бальмонт и ф. Сологуб
- Тема 4. Лирика а. Блока
- Тема 5. Роман а. Белого «Петербург»
- Тема 6. М. Горький и Ницше
- Тема 7. Повесть м. Горького «Исповедь» как произведение богостроительного этапа в творчестве писателя
- Тема 8. Личность в дореволюционном творчестве в. Маяковского
- Тема 9. Поэзия в. Маяковского советской эпохи
- Тема 10. Поэзия Анны Ахматовой
- Тема 11. Изображение природы в поэзии с. Есенина
- Тема 12. Эстетика м. Шолохова в проблематике романа-эпопеи
- Тема 13. Художественный мир романа а. Платонова «Чевенгур»
- Тема 14. Творчество м. Цветаевой.
- Тема 15. Роман и. Бунина «Жизнь Арсеньева»
- Тема 16. Поэзия Осипа Мандельштама
- Тема 17. Эпос и лирика б. Пастернака: роман «Доктор Живаго»
- Тема 18. Роман м. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- 5. Задания для самостоятельной работы
- 5.1.Групповые тематические консультации
- Тема 1: Поэма а. Блока «Двенадцать». Проблема творческого метода.
- Тема 2: Литературные группировки в 1920-е гг.: теоретические программы и творческая практика.
- Тема 3: Теоретическая платформа и творческая практика группы «обэриу».
- Тема 4: Литературный портрет поэта периода Великой Отечественной войны.
- 5.2. Темы письменных работ
- 5.3. Вопросы к зачету
- 6. Темы курсовых и дипломных работ
- 6.1. Курсовые работы:
- 6. 2. Дипломные работы:
- 7. Глоссарий
- 8. Образец контрольной тестовой работы по курсу
- Часть II. История русской литературы сер. 50-х – 2000-х гг.