logo search
УМК Ист

Часть II. История русской литературы

Виды контрольных мероприятий

Количество баллов за 1 контрольное мероприятие

Модуль 1 «Литература середины 1950-х - 1960-х гг»

Модуль 2

«Литература 1960-х - 1980-х гг.»

Модуль 3

«Литература 1990-х - 2000-х гг.»

Кол-во баллов

Кол-во баллов

1

Текущий контроль

15

15

20

1.1

Посещение занятий

1

6

4

6

1.2

Работа над проектными заданиями

2

5

5

7

1.3

Участие в дискуссии

1

4

6

7

2

Рубежный контроль

10

10

10

2.1

Реферат

8

5

5

5

2.2

Презентация

8

5

2.3

Тестирование

9

5

5

3

Промежуточная аттестация

Экзамен

6

6

8

ПРИЛОЖЕНИЕ

Модуль I. Литература конца XIX - начала XX вв. (1890-е – начало 1920-х гг.).

Поэты и писатели в литературном процессе.

В. Вересаев (1867-1945).

Изображение общественных исканий русской демократической интеллигенции начала века. Повести "Без дороги", "Поветрие", "На повороте". Книга "Записки врача". Вересаев в "Среде" и "Знании". Изображение кризиса в деревне ("Лизар", "В сухом тумане"). Книга "Живая жизнь". Публицистичность прозы.

А. Куприн (1870-1938).

Куприн и традиции русского реализма 19 в. Проза 1890-х гг. Демократическая настроенность, особенности гуманизма. Социально-психологическая повесть "Молох". Проблема "естественного человека" в творчестве 1890-х гг. (повесть "Олеся").

Творчество 1900-х гг. Повесть «Поединок» как высшее достижение психологического реализма писателя.

Творчество Куприна 1910-х гг. Утверждение высоких нравственных идеалов и пессимистические настроения (рассказы "Гамбринус", "Гранатовый браслет", повесть "Яма").

Эмиграция в 1919 г. Автобиографический роман "Юнкера". Роман "Жанета". Возвращение на родину в 1937 г.

И. Бунин (1870-1953).

Поэзия И. Бунина. Тема родины, русской природы (сборник "Листопад").

Проза 1890-1900 гг. Изображение распада устоев дворянской усадьбы ("Танька", "На край света", "На хуторе", "Антоновские яблоки").

Космически-пантеистическая тема ("Сосны", "Новая дорога").

Творчество Бунина предоктябрьского десятилетия ("Руда").

"Деревенская эпопея" Бунина. Изображение духовной темноты и экономической отсталости русской деревни ("Веселый двор", "Худая трава", "Захар Воробьев"). Изображение распада помещичье-крестьянской Руси в повести "Суходол". Осмысление опыта революции и русского национального характера в повести "Деревня".

Социальное и космическое зло в рассказах "Братья" и "Господин из Сан-Франциско". Отношение к буржуазной цивилизации.

Отрицательное отношение к революции 1917 г. ("Окаянные дни").

Эмигрантское творчество писателя. Роман "Жизнь Арсеньева" как лирическая исповедь героя и опыт феноменологического романа. Тема любви ("Митина любовь", "Солнечный удар", сборник "Темные аллеи").

Бунин о личности художника ("Освобождение Толстого").

Бунин и модернизм.

Стиль Бунина.

Л. Андреев (1871-1919).

Традиции "натуральной школы" Ф. Достоевского и А. Чехова. Экспрессионизм Л. Андреева.

Рассказы 1890-х гг. Сентиментально-утопический гуманизм рассказов "Баргамот и Гараська", "Петька на даче", "Ангелочек", "Кусака".

Влияние на миропонимание Андреева западных философов (А. Шопенгауэра, Ф. Ницше). Рассказы “Стена”, “Бездна”, “Мысль”.

Рассказы "Жизнь Василия Фивейского" и "Красный смех". Движение к экспрессионизму.

Человек и рок как центральная проблема творчества Андреева.

Произведения периода первой русской революции и предоктябрьского десятилетия. Пьеса "К звездам". Идея детерминированности социальной психологии человека "высшими законами" бытия ("Так было", "Губернатор", "Жизнь Человека", "Рассказ о семи повешенных").

Обострение противоречий в творчестве писателя. Рассказ "Тьма".

Экзистенциалистские и экспрессионистские тенденции в творчестве. Эмиграция.

И. Шмелев (1873-1950).

Творчество 1900-х гг. Нравственные и социальные искания героев Шмелева. Повесть «Человек из ресторана». Влияние идей Л.Толстого и Ф.Достоевского. Сказ в повести.

Эмиграция. «Солнце мертвых» - первая книга Шмелева в эмиграции. Пафос книги «Плач о России». Автобиографические произведения «Лето Господне» и «Богомолье». Особенности стиля писателя.

М. Горький (1868-1936).

Творческие искания в прозе до 1917 г. Традиции романтической литературы в рассказах 1890-х гг. ("Макар Чудра", "Старуха Изергиль"). "Песня о Соколе". Горький и Ницше.

Рассказы "Челкаш", "Мальва", "Коновалов", "Супруги Орловы".

Роман "Фома Гордеев": борьба с пассивным гуманизмом.

Проза "Окуровского цикла", ее антимещанский пафос ("Городок Оку-ров", "Жизнь Матвея Кожемякина").

Изображение Родины и народа в цикле рассказов и очерков "По Руси", "Сказки об Италии". Своеобразие героики и романтизма.

Автобиографическая трилогия "Детство", "В людях" и "Мои университеты". Личность и окружающая среда, реализм изображения.

Горький в общественной и литературной борьбе.

Драматургия. Социально-философская драма "На дне". Концепция человека. Правда и религия. Пьеса "Мещане". Обличение мещанства и утверждение героя времени. Горьковская социология мещан в "Заметках о мещанстве".

Пьесы об интеллигенции ("Дачники", "Дети солнца", "Варвары").

Драматургия конца 1900-1910-х гг. "Васса Железнова", "Старик", "Зыковы". Этическая и философская проблематика пьес.

Драматургия советских лет. Жанр "семейной драмы". Социальная психология в сюжете и характерах пьесы "Егор Булычев и другие".

Горький как основоположник реализма социалистической идеологии. Статья "Советская литература".

Значение романа "Мать" и пьесы "Враги" в литературной и общественной борьбе.

"Богостроительство" Горького (повесть "Исповедь").

Романы "Дело Артамоновых" и "Жизнь Клима Самгина" как произведения о русской действительности в ее революционном развитии. "Жизнь Клима Самгина" как "энциклопедия русской жизни", роман-эпопея. Проблема авторской позиции.

Документальная проза Горького. Очерки "Лев Толстой" и "В. И. Ленин". Жанр литературного портрета. Проблематика "Несвоевременных мыслей". Цикл "По Советскому Союзу" и статья "Если враг не сдается…". Статьи о литературе.

Гражданская драма Горького. Дискуссия о "новом Горьком".

Д. Мережковский (1865-1941),

З. Гиппиус (1868-1945).

Мережковский как поэт, прозаик, теоретик символизма, литературный критик. Неохристианство Мережковского, идея Третьего Завета.

Трилогия "Христос и Антихрист". Философия истории. Своеобразие проблематики, жанра и поэтики трилогии. История и миф о Петре I и Петербурге в романе «Антихрист. Петр и Алексей».

Основные этапы творческого пути З. Гиппиус. Литературная критика Антона Крайнего.

Основные темы и мотивы лирики З. Гиппиус, тема Божьего Завета, идеи неохристианства Мережковского ("Христу", "За Дьявола Тебя молю…" и др.), мотивы оправдания Антихриста и др.

Враждебное отношение к Октябрю З. Гиппиус и Д. Мережковского. Эмиграция.

К. Бальмонт (1867-1942).

Бальмонт - поэт импрессионистической стилевой тенденции в поэзии старших символистов. Программный индивидуализм ранней поэзии.

Творческая эволюция поэта. Декларация жизнеутверждения. Сб. «Горящие здания» и «Будем как Солнце». Космогоническая картина мира, гимны стихиям.

Революционная поэзия 1900-х гг.

Неприятие большевизма. Книга «Революционер я или нет?». Эмиграция.

Ф. Сологуб (1863-1927).

Ф. Сологуб и «Северный вестник». Ранняя поэзия. Роман «Тяжелые сны».

«Мелкий бес». Осмысление традиций русского классического реализма (Н. Гоголя, Ф. Достоевского, М. Салтыкова-Щедрина). Концепция человеческой натуры. В. Ленин о социальной типичности Передонова. Г. Адамович: «Передонов - не тип, а «больная выдумка».

Солипсизм в мировоззрении Сологуба.

Символы-мотивы в поэзии Сологуба. Концепция жизни как цепи преображений (сб. «Пламенный круг»).

Неприятие Октября. Последние стихи Сологуба («Подыши еще немного…»).

В. Брюсов (1873-1924).

Брюсов как теоретик и организатор символизма. Особая позиция в символизме.

Основные мотивы лирики. Образы мифологии, истории, современности, урбанизм. Брюсов и революция. Книги "Tertia Vigilia", "Urbi et Orbi", "Stephanos".

Брюсов - прозаик ("Огненный ангел").

А. Блок (1880-1921).

А. Блок как младосимволист.

Лирика А. Блока. Традиции и новаторство. Эволюция мотивов. Проблема цикла в лирике поэта. Эволюция лирического героя в "трилогии вочеловеченья".

Циклы "Стихи о Прекрасной Даме" (мистическая романтика и влияние идей Вл. Соловьева), "Город", "Снежная маска", "Вольные мысли", "Страшный мир" (тема Человека), "Ямбы" (усиление общественных мотивов), "Возмездие", "Арфы и скрипки", "Родина" (тема исторических судеб России).

Театр Блока ("Балаганчик", "Роза и крест").

Поэмы "Соловьиный сад" и "Возмездие", их программное значение в творческих исканиях поэта, жанровые и стилевые особенности.

Блок и революция 1917 г. Поэма "Двенадцать". Статьи "Интеллигенция и Революция", "Крушение гуманизма" и др.

А. Белый (1880-1934).

А. Белый как ведущий теоретик младосимволизма ("Символизм как миропонимание" и др. статьи).

Сб. "Золото в лазури". Мистические чаяния и предвестия.

Революция 1905 г. Сб. "Пепел" и "Урна".

Проза А. Белого. Роман "Петербург". Тематика, проблематика и художественное своеобразие.

Н. Гумилев (1886-1921).

Гумилев как теоретик акмеизма и основатель "Цеха поэтов". Ранняя романтическая лирика. Сб. "Романтические цветы". Книга стихотворений "Жемчуга". Сб. "Чужое небо". Мистическое своеобразие стихов. Военные стихи. Сб. "Колчан".

Сб. "Огненный столп" - итог творческих исканий поэта.

Трагическая судьба поэта.

С. Есенин (1895-1925).

Крестьянская Русь в раннем творчестве ("Поет зима - аукает…", "Гой ты, Русь…", "Устал я жить в родном краю…").

Идейное разногласие стихов о советской России ("Я последний поэт деревни…", "Русь советская" и др.). Метафизика революции в поэмах 1916-1918 гг. (поэма "Инония").

Лиро-эпос "Анна Снегина", идейное содержание и поэтика. Стихотворные поэмы "Пугачев" и "Страна негодяев". Особенности образа лирического героя в "Москве кабацкой".

Интимная лирика. "Персидские мотивы". Эстетика С. Есенина. "Ключи Марии".

В. Маяковский (1893-1930).

Футуристический дебют: "Ночь", "Утро", ”А вы могли бы?”, литературные декларации.

Поэма "Облако в штанах" как программное произведение. Проблематика, композиция, лирический герой. Романтический пафос творчества ("Надоело", "Дешевая распродажа", “Послушайте”, “Вам!”, “Революция. Поэтохроника”). Трагедия “Владимир Маяковский”.

Лирика в период революции ( "Ода революции", "Левый марш"). Концепция человека ("Товарищу Нетте…", “Письмо товарищу Кострову о сущности любви”, поэма "Человек", "Флейта-позвоночник").

Стихи о «месте поэта в рабочем строю»: “Сергею Есенину”, “Разговор с фининспектором ”, “Во весь голос”.

Поэмы "Люблю", "Про это". Личное и общественное в поэмах. Трагические мотивы в поэме "Про это".

Реализм и революционная романтика в поэмах "Владимир Ильич Ленин" и "Хорошо".

Сатира Маяковского ("О дряни", "Прозаседавшиеся", "Подлиза"). Дореволюционные "гимны": "Гимн ученому", "Гимн критику" и т.д.

Пьесы "Клоп" и "Баня". Их идейное содержание и художественные особенности. Гражданская трагедия Маяковского.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы социально-политические и культурно-исторические факторы, оказавшие влияния на формирование художественной системы модернизма?

2. Против каких трех категорий предыдущей культурной эпохи, с точки зрения Н. Бердяева, выступили представители модернизма?

3. Что, по Н. Бердяеву, является источниками русского модернизма?

4. Какими чертами характеризуется русский модернизм?

5. Как выражался синэстетизм в искусстве и – уже – в литературе к. 19 – начала 20 вв.?

6. Какие литературные течения в русской литературе представляют модернизм?

7. Кто входил в товарищество «Знание», каковы были их идейно-эстетические позиции?

8. Что такое «декаданс»?

9. В чем суть «ницшеанства» в русской литературе начале 20 в.?

10. В чем отличие декаданса от символизма в контексте русской литературы начала 20 века?

11. Какие философские источники русского символизма вы знаете?

12. Что такое «двоемирие» в философско-эстетической концепции символизма?

13. Что такое символ с точки зрения символистов?

14. Какие два периода были в развитии русского символизма?

15. Что такое символистский роман?

16. Как А. Блок называл свои три тома лирики?

17. Что, по замыслу А. Белого, должно было входить в его первую прозаическую трилогию?

18. Как соотносится система эстетических взглядов акмеистов с художественным мировидением русских символистов?

19. Какова роль «вещи» в ранней поэзии А. Ахматовой?

20. Почему акмеизм иногда расценивают как третью волну символизма?

21. Что являлось преобладающей стилевой сферой поэзии И. Анненского?

22. Что такое «узкое» и «широкое» понимание феномена русского футуризма?

23. Творчество каких поэтов и писателей начала 20 в. рассматривается вне контекста течений и направлений?

24. Как проявляется феноменологичность художественного мышления И. Бунина в его «Антоновских яблоках»?

25. В каких произведениях и как проявлялось богостроительство М. Горького?

26. Какие типы героев были выделены Михайловским в ранних рассказах М. Горького?

27. Как и в каких произведениях Л. Андреева решается проблема взаимоотношений человека и рока?

28. Какие темы являются центральными в послереволюционной поэзии В.Маяковского?

29. В чем отличие взглядов А. Блока, М. Горького и И. Бунина на события революции в России?

30. В чем суть историософской концепции Д. Мережковского в его трилогии «Христос и Антихрист»?

31. В чем заключался смысл работы В. Хлебникова со словом?

32. Что такое «новокрестьянская» поэзия?

Модуль II.

Литература начала1920-х - середины 1950-х гг.

Поэты и писатели в литературном процессе.

А. Ахматова (1889-1966).

Акмеистическая лирика. Книги стихотворений "Вечер", "Четки", "Белая стая". Особенности художественного мира, основные мотивы лирики.

Поэзия Ахматовой в годы революции и гражданской войны. Лирическая книга "Подорожник".

Идейное содержание и художественные особенности "Реквиема".

Военная лирика Ахматовой.

Идейно-художественное своеобразие "Поэмы без героя".

Личностный мир, история, философия в лирике 1950-1960 гг.

Итоговый сб. "Бег времени".

Поэтика Ахматовой.

О. Мандельштам (1891-1938).

Связи ранней лирики с поэзией позднего символизма. Книга стихотворений «Камень». Поэзия Мандельштама и традиции мировой культуры. Стихи как «поэзия поэзии». Сб. “Tristia”. Расхождение со вторым “Цехом поэтов”.

Лирика первой половины 1920-х гг. От оправдания революции (“Прославим, братья, сумерки свободы…”) до темы одиночества лирического героя в Стране Советов (“1 января 1924” и др.).

Проза Мандельштама («Шум времени», «Египетская марка»).

Поэзия 1930-х гг. Мотивы отчаяния. «Мы живем, под собою не чуя страны…».

Воронежские стихи. Раздвоенность лирического героя. «Стансы», «Ода Сталину». Трагическая судьба поэта.

М. Цветаева (1890-1941).

Внегрупповая литературная позиция М. Цветаевой. Первые книги «Молитва», «Волшебный фонарь», «Из двух книг». Импрессионистичность поэтики. Дневниковость лирики. Поэзия 1913-1915 гг. - от условности к реальности.

«Лебединый стан». Революционная Россия в историческом контексте: темы самозванства, невинной крови. Метафизическое содержание образа Белой гвардии. Образ лирической героини. Проза о революционной России. «Октябрь в вагоне».

Интимная лирика 1920-х гг.

Эмиграция и возвращение на родину.

Поэмы Цветаевой «Поэма горы», «Поэма конца», «Поэма лестницы». Романтика. Цикл стихов о Чехии.

Трагедия гибели.

Б. Пастернак (1890-1960).

Творческая программа поэта в книге "Сестра моя - жизнь". Поэмы о революции "Высокая болезнь", "Девятьсот пятый год", "Лейтенант Шмидт".

Проза 1920-начала 1930-х гг.

Природа и человек. Книга "На ранних поездах".

Общечеловеческие мотивы в посвящениях "Анне Ахматовой", "Марине Цветаевой", "Брюсову", стихотворениях "Хлеб", "Ева". Идейно-худо-жественное своеобразие циклов "Второе рождение", "Когда разгуляется".

Эпоха и человек в романе "Доктор Живаго".

М. Булгаков (1891-1940).

Первые рассказы. "Записки юного врача". Сатира. Идейно-художественные особенности повестей "Собачье сердце" и "Роковые яйца".

Изображение гражданской войны в романе "Белая гвардия". Автобиографическая повесть "Тайному другу" и памфлет "Театральный роман".

Драматургия М. Булгакова. Гражданская война в драмах "Дни Турбиных" и "Бег". Булгаков - комедиограф ("Зойкина квартира").

Социально-философская проблематика в коллизиях драм "Кабала святош" ("Мольер") и "Последние дни" ("Пушкин").

"Мастер и Маргарита". Социально-философская проблематика. Многоплановость композиции. Критическое изображение литературной среды 1920-1930 гг. Образ Мастера. Дискуссия о романе в критике 1960-1980-х гг.

А. Толстой (1883-1945).

Ранние поэзия и проза. Фольклорные мотивы ("За синими реками", "Сорочьи сказки"). Сатирическое изображение дворянского усадебного мира ("Приключение Растегина", "Мишука Налимов").

Негативное восприятие Октябрьской революции. Пьеса "Смерть Дантона". Эмиграция.

Литературные искания 1920-х гг.: "Голубые города", "Аэлита".

Россия и революция в трилогии "Хождение по мукам". Главная тема - судьба России, интеллигенция и революция. Жанрово-стилевые особенности. Политическая конъюнктура в повести "Хлеб".

"Петр Первый". Особенности замысла. Идейно-художественное своеобразие.

Великая Отечественная война в изображении А. Толстого ("Русский характер", "Разгневанная Россия").

А. Платонов (1899-1951).

"Прекрасный и яростный мир" революционной России в изображении Платонова: "Сокровенный человек", "Родина электричества", "Фро". Сомнения в гуманистических ценностях революции. "Усомнившийся Макар".

Переплетение социально-исторических и универсалистских взглядов в художественном мире Платонова. Повести "Ювенильное море" и "Город Градов".

Конкретно-историческая и философская проблематика романа "Чевенгур". Жанрово-композиционное своеобразие. Трагическое и комическое.

Идейно-художественные особенности повести "Котлован".

Творчество Платонова в годы войны.

Стиль и язык А. Платонова.

М. Шолохов (1905-1984).

"Донские рассказы", "Лазоревая степь" в новеллистике 1920-х гг.

Творческая история романа-эпопеи "Тихий Дон". Семья Мелеховых в идейно-художественной структуре. Образ Григория Мелехова. Истоки его трагедии. Проблема трагического в эпопее и споры о ней. Народ и личность. Народ и революция. Мир людей и мир природы. Объективность в изображении реальных исторических героев романа-эпопеи. Литературно-критическая полемика вокруг "Тихого Дона".

Творческая история "Поднятой целины". Система образов в романе, характер разрешения конфликта и проблема художественной правды. Проблема личности и истории, народа и власти.

Рассказ "Наука ненависти". Народные характеры в главах из романа "Они сражались за Родину". Русский человек в рассказе "Судьба человека".

Публицистика Шолохова ("Слово о Родине", "Гуманист тот, кто борется»).

В. Набоков (1899-1977)

Особенности пути в мировой литературе. «Европейский период» творчества – 1920-1930 гг. Набоков – поэт. Тема России в поэзии. Понятие литературы как феномена языка. Творчество на русском языке. Новеллы «Возвращение Чорба», романы «Защита Лужина», «Машенька», «Камера Обскура». Роман «Приглашение на казнь» как роман-антиутопия.

Роман «Дар». Тема эмигрантской современности. Прием текста в тексте.

«Русская тема» в творчестве писателя. Роман «Другие берега». Тема памяти.

Американский период творчества. Англоязычная проза. Переводческая работа.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем суть феномена первой волны русской эмиграции?

2. На какие три подсистемы начинает делиться русская литература после Октябрьской революции?

3. Какие литературные группы 1920-х годов вы знаете?

4. Что такое соцреализм и какой роман считался первым его образцом?

5. Борьбой каких двух противоположных тенденций в сфере государственного руководства литературой и культурой характеризуются 20-е годы (с 1917 по начало 1930-х годов)?

6. Какие эмигрантские произведения о гражданской войне и революции вы знаете?

7. В чем разница идейно-эстетических позиций Серапионовых братьев и ЛЕФа?

8. К чему призывали конструктивисты?

9. Какое жанровое определение дал М. Горький своей книге «Жизнь Клима Самгина» и почему?

10. Какой период в жизни и творчестве А. Ахматовой считается самым трагическим? Что было создано поэтессой в этот период?

11. Как воплотилась в творчестве А. Ахматовой тема Великой Отечественной войны?

12. Почему современное литературоведение относит творчество С. Есенина к контексту постсимволизма?

13. Какое произведение С. Есенина, в котором личная судьба поэта осмыслена в связи с народной судьбой, считается во многом итоговым для его творчества и почему?

14. В чем проявляются особенности художественного мифологизма в лирике М. Цветаевой?

15. Каковы две основные тенденции в поэзии 1920-х годов?

16. Какие поэмы Б. Пастернака посвящены теме революции?

17. В каких произведениях 1920-х годов выведен в качестве центрального образ народной массы?

18. Как проявило себя общечеловеческое и классовое в романтической прозе 1920-х годов?

19. В чем суть эстетических принципов социалистического реализма?

20. В каких произведениях 1920-х годов гражданская война изображена в контексте трагического миропонимания?

21. Какова историософская концепция революции в романе Б. Пильняка «Голый год»?

22. С какими событиями были связаны первая и вторая «волны» русской эмиграции?

23. В чем проявляется трагизм образа Григория Мелехова в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон»?

24. В чем особенность архитектоники романа А. Платонова «Чевенгур»?

25. Каков «человек эпохи Москвошвея» в стихах О. Мандельштама 1930-х годов?

26. В каких своих произведениях М. Булгаков обращается к теме «художник и власть»?

27. В каких произведениях первой половины 20 в. авторы обращаются к теме Первой мировой войны?

28. Каковы две тенденции в драматургии 1930-х годов?

29. Какие жанры выдвинулись на передний план в прозе периода Великой Отечественной войны?

30. Какие произведения послевоенного десятилетия можно назвать крайне значимыми для истории русской литературы?

31. Что такое «теория бесконфликтности» и в каких произведениях она нашла свое воплощение?

32. Как в современном литературоведении определяют жанровое своеобразие романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» и романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

33. Как повлиял ХХ съезд КПСС на развитие отечественной литературы 20 века?