logo
УМК Ист

Тема 13. Художественный мир романа а. Платонова «Чевенгур»

  1. Соединение высшего философского смысла и жесточайшей реальности в художественном пространстве романа.

  2. Типы героев в романе. Понятие «мастерства». Мотив мастера. Мотив отцов и сыновей.

  3. Коммунистическая идея и утопическое сознание в идейно-художественной структуре романа. Символический смысл Чевенгура и озера Мутево как двух организующих центров романа. Алогизм как принцип жизнеустройства в Чевенгуре. Мотив вечных загадок существования.

  4. Избыточный язык романа как инструмент для поиска истины о мире и освоения этого мира платоновскими героями. Понятие «речевого гротеска» (С. Бочаров).

Литература:

  1. Платонов А. Чевенгур / Сост., вступ. ст. и коммент. Е. Яблокова. (Серия “Библиотека студента-словесника”).- М., 1991. (См. в этом издании также ст. Л. Шубина, С. Бочарова, С. Семеновой).

  2. Андрей Платонов: Мир творчества - М., 1992.

  3. Гюнтер Г. Жанровые проблемы утопии и «Чевенгур» А. Платонова // Утопия и утопическое мышление. - М., 1991.

  4. Семенова С. Мытарства идеала: к выходу в свет «Чевенгура» // Новый мир. - 1988. - № 4.

  5. Коваленко В. Трудная дорога свободы: О романе А. Платонова «Чевенгур» // Философские науки. - 1990.- № 6.

  6. Золотоносов М. Усомнившийся Платонов // Нева. - 1990.- № 4.

  7. Васильев В. Национальная трагедия: утопия и реальность. Роман А. Платонова «Чевенгур» в контексте его времени // Наш современник. - 1989. -№3.

  8. Чалмаев В. Утонувший колокол // Вопросы литературы.- 1988. - № 7.

  9. Носов С. О стилистике романа А. Платонова «Чевенгур» // Русская речь. - 1989. - № 1.