5. Задания для самостоятельной работы
Творческая история «последнего закатного романа» Булгакова. Путь произведения к читателю.
Жанровая природа романа. Композиционные особенности: временные пласты, «роман в романе».
Мотивная структура и система персонажей произведения.
Смысл сюжетной линии Иешуа и Понтия Пилата.
Проблемы творчества. Образы Мастера и Маргариты. Смысл финала романа.
Дьяволиада Булгакова. Условность и действительность. Народ и литературная среда СССР 1920-1930-х гг.
Литература:
Соколов Б. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Очерк творческой истории. -М., 1991.
Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. - М., 1996. - С. 156-168, 222-225, 288-325.
Вулис А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». - М., 1991.
Творчество Михаила Булгакова. - СПб., 1991-1995. - Вып. 1-3.
Чудакова М. Творческая история романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вопросы литературы.- 1976. -№ 1.
Бэлза И. Генеалогия Мастера и Маргариты // Контекст. 1978. - М., 1978. - С. 156-248.
Бэлза И. К вопросу о пушкинских традициях в отечественной литературе (на примере М. А. Булгакова) // Контекст. 1980. - М., 1981. - С. 191-224.
Зеркалов А. Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри // Наука и религия. - 1986. - № 9.
Гаспаров Б. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Его же. Литературные лейтмотивы. - М., 1994.
Кораблев А. Тайнодействие в «Мастере и Маргарите» // Вопросы литературы. - 1991. - № 5.
Лекманов О. О чем написан роман «Мастер и Маргарита» (цитаты с комментарием) // Новое литературное обозрение. - 1997. - № 24.
Белобровцева И., Кульюс С. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как эзотерический текст // Блоковский сб. – Тарту, 1993.- Вып. 12.; Их же Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: опыт комментария. – М., 2007.
- Учебно-методический комплекс дисциплины
- 1.2 Задачи дисциплины:
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- 4. Структура и содержание дисциплины
- 4.1 Структура дисциплины
- 4.2. Содержание дисциплины
- Часть I. История русской литературы к. 1890-х – сер. 50-х г.
- Часть II. История русской литературы сер. 50-х – 2000-х гг.
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- 6.1. Виды самостоятельной работы:
- 6.2. Порядок выполнения самостоятельной работы и формы контроля:
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 7.1. Основная литература
- 7.2. Дополнительная литература
- 7.3. Программное и коммуникационное обеспечение
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Часть I. История русской литературы к. 1890-х – сер. 50-х г.
- Часть II. История русской литературы
- 3. Рекомендуемая литература к курсу
- 3.1. Художественные тексты:
- 3.2.Учебная литература
- 3.3. Научная литература
- 3.4. Литература о творчестве поэтов и писателей
- 3.5. Справочные издания
- 4. Планы практических занятий:
- Тема 1. Полемика о партийности литературы и свободе творчества в начале хх в.
- Тема 2. Социально-психологическая повесть в творчестве а. Куприна
- Тема 3. Поэзия «старших символистов»: к. Бальмонт и ф. Сологуб
- Тема 4. Лирика а. Блока
- Тема 5. Роман а. Белого «Петербург»
- Тема 6. М. Горький и Ницше
- Тема 7. Повесть м. Горького «Исповедь» как произведение богостроительного этапа в творчестве писателя
- Тема 8. Личность в дореволюционном творчестве в. Маяковского
- Тема 9. Поэзия в. Маяковского советской эпохи
- Тема 10. Поэзия Анны Ахматовой
- Тема 11. Изображение природы в поэзии с. Есенина
- Тема 12. Эстетика м. Шолохова в проблематике романа-эпопеи
- Тема 13. Художественный мир романа а. Платонова «Чевенгур»
- Тема 14. Творчество м. Цветаевой.
- Тема 15. Роман и. Бунина «Жизнь Арсеньева»
- Тема 16. Поэзия Осипа Мандельштама
- Тема 17. Эпос и лирика б. Пастернака: роман «Доктор Живаго»
- Тема 18. Роман м. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- 5. Задания для самостоятельной работы
- 5.1.Групповые тематические консультации
- Тема 1: Поэма а. Блока «Двенадцать». Проблема творческого метода.
- Тема 2: Литературные группировки в 1920-е гг.: теоретические программы и творческая практика.
- Тема 3: Теоретическая платформа и творческая практика группы «обэриу».
- Тема 4: Литературный портрет поэта периода Великой Отечественной войны.
- 5.2. Темы письменных работ
- 5.3. Вопросы к зачету
- 6. Темы курсовых и дипломных работ
- 6.1. Курсовые работы:
- 6. 2. Дипломные работы:
- 7. Глоссарий
- 8. Образец контрольной тестовой работы по курсу
- Часть II. История русской литературы сер. 50-х – 2000-х гг.