Тема 1: Поэма а. Блока «Двенадцать». Проблема творческого метода.
I. Рассказать об истории создания поэмы.
1. Отношение поэта к Октябрьской революции: ознакомиться со статьей А. Блока «Интеллигенция и революция», попутно отметив в ней те мотивы и образы, которые затем войдут в поэму.
2. Эволюция отношения Блока к Октябрьской революции (по дневникам
1917-1920 гг.).
II. Подготовить тезисы реферативного сообщения на тему: «Полемика о творческом методе поэмы «Двенадцать» в современном литературоведении», сопоставив исследования В. Орлова, М. Пьяных, В. Енишерлова.
III. Раскрыть символическую образность поэмы; особенности композиции, полифонизм.
Проблема финала: образ Христа
Литература:
Блок А. Интеллигенция и революция. О романтизме. Дневники 1917 – 1920 гг.// Собр. соч.: В 8 т. М.; Л. 1962. Т. 6,8.
Орлов В. Поэма А. Блока «Двенадцать». 2-е изд., доп. - М., 1976. Гл. 2,3.
Долгополов Л. Поэма А. Блока «Двенадцать». - Л., 1979. Гл. 2,3. С. 40-149.
Пьяных М.Ф. Слушайте революцию. (Поэзия А. Блока советской эпохи). - М., 1980.
Енишерлов В. Александр Блок: (Штрихи судьбы). - М., 1980. Гл. «На пути реализма». С. 234-270.
Финал «Двенадцати» - взгляд из 2000 года. (Конференц-зал «Знамени») // Знамя - 2000. - № 11.
Эткинд Е. Композиция поэмы А. Блока «Двенадцать» // Русская литература. - 1972. - № 1. Его же. Там, внутри: О русской поэзии ХХ века. - СПб., 1996.
Приходько И. С. Образ Христа в поэме А. Блока «Двенадцать»: Историко-культурная и религиозно-мифологическая традиция // Изв. АН СССР. Сер лит. и яз.1991. - Т. 50. - № 5.
Иванова Е. Загадочный финал «Двенадцати» // Москва. - 1991.- № 8.
Розенблюм Л. «Да, так диктует вдохновенье»: Явление Христа в поэме А. Блока «Двенадцать» // Вопросы литературы. - 1994. - № 6.
Якобсон А. Конец трагедии. - М., 1992.
- Учебно-методический комплекс дисциплины
- 1.2 Задачи дисциплины:
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- 4. Структура и содержание дисциплины
- 4.1 Структура дисциплины
- 4.2. Содержание дисциплины
- Часть I. История русской литературы к. 1890-х – сер. 50-х г.
- Часть II. История русской литературы сер. 50-х – 2000-х гг.
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- 6.1. Виды самостоятельной работы:
- 6.2. Порядок выполнения самостоятельной работы и формы контроля:
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 7.1. Основная литература
- 7.2. Дополнительная литература
- 7.3. Программное и коммуникационное обеспечение
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Часть I. История русской литературы к. 1890-х – сер. 50-х г.
- Часть II. История русской литературы
- 3. Рекомендуемая литература к курсу
- 3.1. Художественные тексты:
- 3.2.Учебная литература
- 3.3. Научная литература
- 3.4. Литература о творчестве поэтов и писателей
- 3.5. Справочные издания
- 4. Планы практических занятий:
- Тема 1. Полемика о партийности литературы и свободе творчества в начале хх в.
- Тема 2. Социально-психологическая повесть в творчестве а. Куприна
- Тема 3. Поэзия «старших символистов»: к. Бальмонт и ф. Сологуб
- Тема 4. Лирика а. Блока
- Тема 5. Роман а. Белого «Петербург»
- Тема 6. М. Горький и Ницше
- Тема 7. Повесть м. Горького «Исповедь» как произведение богостроительного этапа в творчестве писателя
- Тема 8. Личность в дореволюционном творчестве в. Маяковского
- Тема 9. Поэзия в. Маяковского советской эпохи
- Тема 10. Поэзия Анны Ахматовой
- Тема 11. Изображение природы в поэзии с. Есенина
- Тема 12. Эстетика м. Шолохова в проблематике романа-эпопеи
- Тема 13. Художественный мир романа а. Платонова «Чевенгур»
- Тема 14. Творчество м. Цветаевой.
- Тема 15. Роман и. Бунина «Жизнь Арсеньева»
- Тема 16. Поэзия Осипа Мандельштама
- Тема 17. Эпос и лирика б. Пастернака: роман «Доктор Живаго»
- Тема 18. Роман м. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- 5. Задания для самостоятельной работы
- 5.1.Групповые тематические консультации
- Тема 1: Поэма а. Блока «Двенадцать». Проблема творческого метода.
- Тема 2: Литературные группировки в 1920-е гг.: теоретические программы и творческая практика.
- Тема 3: Теоретическая платформа и творческая практика группы «обэриу».
- Тема 4: Литературный портрет поэта периода Великой Отечественной войны.
- 5.2. Темы письменных работ
- 5.3. Вопросы к зачету
- 6. Темы курсовых и дипломных работ
- 6.1. Курсовые работы:
- 6. 2. Дипломные работы:
- 7. Глоссарий
- 8. Образец контрольной тестовой работы по курсу
- Часть II. История русской литературы сер. 50-х – 2000-х гг.