Введение
Актуальность. Тему моей курсовой работы - «Шагреневая кожа» Оноре де Бальзака и «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда: литературные параллели» я считаю очень интересной. Параллелей много, но особенно это проявляется на уровне фантастики и главных героев.
В истории литературы Оноре де Бальзак вошел как создатель единственной в своем роде художественной энциклопедии жизни Франции XIX века. «Человеческая комедия» охватила все стороны «сцены» театра жизни. Наиболее значительным и ярким произведением в эпопее является роман «Шагреневая кожа». Это не только роман Франции, но и философский роман, в котором присутствует фантастика. Его герой, Рафаэль де Валантен, стал обладателем могущественного волшебного талисмана и должен сделать выбор - жить полнокровно, но кратко, или длить долгую череду дней серого однообразного существования. Став владельцем Шагреневой кожи, которая носит желания, он заключает своего рода договор с дьяволом.
Можно ли выиграть, если заключаешь сделку с дьяволом? Этот вопрос никогда не оставлял равнодушными как писателей, так и читателей. Если ты молод, влюблен и честолюбив, но знаешь, что все твои мечты обречены из-за отсутствия денег, то можно ли устоять перед искушением расплатиться сроком собственной жизни за исполнение желаний?
Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» рассказывает о юноше по имени Дориан. Это роман-притча о человеке, для которого «в иные минуты Зло было лишь одним из средств осуществления того, что он считал красотой жизни». Волшебный портрет, сделав героя вечно молодым - образ явно фантастический, содержащий в себе мотив дьявольского договора.
Роман О.Бальзака «Шагреневая кожа» был создан в 1830-1831 гг., а роман О.Уайльда «Портрет Дориана Грея» много позже - в 1890 г. Тем не менее, эти романы очень похожи.
Цель данной курсовой работы - провести литературные параллели между этими двумя романами.
Таким образом, задачами нашей работы являются:
1. Обнаружить литературные параллели в центральном предметном образе, сюжете и композиции романов, акцентируя внимание на функции фантастических элементов в романах Оноре де Бальза «Шагреневая кожа» и Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».
2. Обнаружить литературные параллели в образах героев, выделить при этом как сходство, так и своеобразие.
3. Выявить сходство и своеобразие в жанре и художественной методологии Оноре де Бальзака и Оскара Уайльда.
Новизна. Сформулированные задачи в рамках одной литературоведческой работы до сих пор не ставились.
Теоретическая основа. Г.Кирий, Г.Э.Ионкис, Д.Обломиевский, Е.П.Кучборская, А.И.Гербстман.
Методологическая основа. В своей работе я использовала два метода: историко-литературный и сравнительный метод.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
- Введение
- Глава 1. Функция фантастики в произведениях «Шагреневая кожа» и «Портрет Дориана Грея»
- 1.1 Синтез фантастики и реализма в «Шагреневой коже» Оноре де Бальзака
- 1.2 Элементы фантастики в «Портрете Дориана Грея» Оскара Уайльда
- Глава 2. Литературные параллели в образах героев
- 2.1 «Демон-искуситель» и «ангел-хранитель»