logo
Russkaya_litra_shpory

18. Творческий путь Маяковского.

Творчество Маяковского было экспрессивно и метафорично («Пойду рыдать, что перекрёстком распяты городовые», «А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?»), сочетало энергию митинга и демонстрации с лиричнейшей камерностью («Скрипка издёргалась упрашивая»), ницшеанское богоборчество и тщательно замаскированное в душе религиозное. В дореволюционном творчестве исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия «Владимир Маяковский», 1914, поэмы «Облако в штанах», 1915; «Флейта-позвоночник», 1916; «Человек» 1916—1917). Вслед за «Флейтой» было написано стихотворение, впервые напечатанное в первом томе полного собрания сочинений, «Лиличке!». Маяковский не признавал стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм; графической подачей стиха: сперва разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а с 1923 года знаменитой «лесенкой», которая стала «визитной карточкой» Маяковского. Благодаря мощному голосу, блестящим артистическим способностям он стал лидером всех публичных выступлений футуристов. Однако только декламировал.

После 1917 года Маяковский творил в бойком и энергичном ритме побеждающего социализма (пьеса «Мистерия-буфф», 1918, поэмы «150 000 000», 1921, «Владимир Ильич Ленин», 1924, «Хорошо!», 1927). Однако впоследствии в работах Маяковского стали появляться тревожные и беспокойные мысли. Автор изобличает пороки нового общества, недостатки нового строя (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929). Ещё одна особенность поэта — сочетание пафосности и лиричности с ядовитейшей щедринской сатирой. Существует мнение, что даже в панегирической поэме «Хорошо» Маяковский издевается над парадным официозом. В поэме «Во весь голос» (1930) — утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в «коммунистическом далеке». Однако таинственным образом исчезла поэма «Плохо». Маяковский все свои записные книжки хранил. Из репертуара были изъяты его резко сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Из уже отпечатанного журнала по распоряжению сверху были вырваны его юбилейные портреты. Покончил жизнь самоубийством (застрелился) 14 апреля 1930 года. В своё время было много слухов, что это было убийство,но в 1990-х годах была проведена экспертиза на основе вещей Маяковского, пришедшая к выводу, что стрелял он сам. В последних стихах поэт несомненно прощается с жизнью и причины ухода отнюдь не политические: «любовная лодка разбилась о быт».