15. Модернизм и Авангард.
Модернизм (культурно, а не хронологически) оказывается уже не концом XIX, а началом XX века, культурной эпохой, которая приходит на смену реализму и принципиально полемизирует с ним. Соответственно, историки культуры говорят об эпохе модерна, стиле модерн и т.п. Зарождение и расцвет модернизма приходится на 1890–1910-е годы.
Целью модернизма становится обоснование принципов нового искусства, отвечающего современности. Современность модернисты, вслед за декадентами, понимают как время, когда основные моральные и художественные ценности потеряли прежнее значение, и поэтому искусство нужно строить на новых принципах, искать новые пути. Модернисты ориентируются на городскую, урбанистическую культуру вместо культуры деревенской, пытаются использовать в своём творчестве принципы современной науки но, с другой стороны, часто говорят об исчерпанности рационалистического подхода к действительности, характерного для реализма, и воспевают иррациональность бытия, бездны сознания, стихийный порыв.
Модернистский круг интересов и комплекс мотивов хорошо представляет поэма Андрея Белого «Первое свидание» (1921), в которой он вспоминает начало века, времена своей юности.
Авангард — крайние авангардисты понимают искусство уже не как художественную деятельность, а как непосредственное действие, прямой способ воздействия на публику, провокацию читателя-зрителя.
Авангардисты воспринимают как своих противников уже не только писателей-реалистов, но и модернистов, с их точки зрения, слишком зависимых от прежних традиций. Начало русского авангарда приходится на 1910-е годы.
Декаданс — преддверие и составная часть некоторых модернистских направлений в состоянии кризиса, падения. Авангард — их передовая линия. Лишь в конце ХХ века появляется новая глобальная эстетическая концепция — постмодернизм. Декаданс, модернизм, авангард — мировоззренческие и культурологические понятия, имеющие отношение к разным родам искусства. На протяжении ХХ века они воплощались в конкретных направлениях, школах и художественных методах.
- Русская литра 1-ой половины 19 века. Общая характеристика
- Романтизм в русской литре
- Реализм в русской лит-ре. Его течения, представители.
- Новаторство прозы и драматургии Пушкина.
- Место Лермонтова в истории р,лит 19в.
- Новаторство Гоголя писателя.
- Русский роман 2-ой половины 19в. На примере Лескова.
- Братья Карамазовы.
- Этапы творчества Толстого.
- Анна Каренина.
- Русская поэзия 2 половины 19в.
- Русская драматургия 19в.
- 14. Конец 19 – начало 20 века.
- 15. Модернизм и Авангард.
- 16. Серебряный век.
- 17. Реалистическая проза.
- 18. Творческий путь Маяковского.
- 19. Революционная действительность в творчестве Пастернака.
- 21. Художник и эпоха. Творческая и личная судьба Ахматовой
- 22. Шолохов «Тихий Дон». История, человек, народ в романе
- 24. Русская сатира 20 века.
- 26. Великая Отечественная война в лит-ре.
- 27. Современный литературный процесс.
- 28. Неоклассическая проза
- 29. Постмодернизм в прозе.
- 30. Современная поэзия.
- 31. Современная драма
- 32. Польская литра 19-20 вв. Общ характеристика
- 33. Чешская литра 19-20 вв:история развития, лит направления, представители
- 35. Исторический и детективный роман в славянской литературе.