logo
Metodichka_Russkaya_literatura_i_kultura_pervoy

Тема 3. Комедия а.С. Грибоедова «горе от ума»

1. Личность Александра Сергеевича Грибоедова. Грибоедов и драматургия его времени. Ранние комедии и незавершенные драматические замыслы писателя.

2. Комедия «Горе от ума». История создания и публикации.

3. Конфликт и сюжет. Любовная комедия и общественная драма.

4. Чацкий и проблема положительного героя. Споры о Чацком и его «уме». Комическое или трагическое лицо герой комедии?

5. Значение остальных действующих лиц комедии для характеристики общества Фамусовых.

6. Художественные традиции и новаторство Грибоедова (элементы классицизма и реализма в пьесе).

Литература

Лебедев А. Грибоедов: Факты и гипотезы. М., 1980 - читать.

А.С. Грибоедов в русской критике. М., 1958 (письмо А.С.Пушкина к А.Бестужеву 1825г.; И.А.Гончаров «Мильон терзаний») - конспект.

Билинкис Я.С. На повороте истории, на повороте литературы// Русская классическая литература. Разборы и анализы. М., 1969.

Медведева И. «Горе от ума» Грибоедова. М., 1974.

Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. М., 1951 (гл. «Два лагеря», «Новатор в борьбе со старым миром», «Репетилов») - читать.

Спицына Н.А. Грибоедов в школе. М.-Л., 1964.

Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. М., 1983 - читать.

При подготовке к практическому занятию обратите особое внимание на образ Чацкого. Прокомментируйте мысль И.А.Гончарова: «Чацкого роль – роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная». Как эту мысль развивает критик дальше в своей статье «Мильон терзаний»? Сравните Чацкого и Молчалина, Чацкого и Репетилова, Чацкого и Онегина.