Тема 16. «социальное» и «субстанциальное» в поэме н.В.Гоголя «мертвые души»
1. Смысл авторского определения жанра «Мертвых душ».
2. Сочетание социального и общечеловеческого. «Гоголь более поэт социальный» (Белинский). Творческая история I тома и полемика В.Г.Белинского с К.С.Аксаковым о сходстве Гоголя с Гомером.
3.Структура сатирического образа в поэме:
доминанта характера, гиперболизация как принцип изображения помещиков;
• возрастающая роль художественной детали, роль «вещного мира» (интерьер, бытовые детали, животные и проч.) в сатирическом изображении характера;
• отсутствие индивидуализации как основа группового портрета чиновников (отсутствие портретов, имен, характеров и т.д.);
• биография как принцип изображения «хозяина, приобретателя» Чичикова.
4. Художественные средства выражения положительного начала в поэме:
• место и функция лирических отступлений в композиции поэмы;
• критицизм и патриотизм в системе ценностей Гоголя (притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче. «Повесть о капитане Копейкине»).
5. «Тайное содержание всей <...> поэмы» (К.С. Аксаков). Полемика К.С. Аксакова с В.Г. Белинским о «субстанциальном» в характере русского народа и история второго тома «Мертвых душ».
Литература
Гоголь Н.В. Мертвые души - читать.
Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1981 (Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души; Объяснение) – конспект.
Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1955. T.V с. 209-222, 253-260, 410-433 (Похождения Чичикова, или Мертвые души; Несколько слов о поэме Гоголя: «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; «Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души») - конспект.
Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.;Л., 1959.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова- Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. (Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине»: К истории замысла и композиции «Мертвых душ») - конспект.
Манн Ю.В. В поисках живой души. М., 1984.
Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М., 1979 – выборочный конспект.
Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души»: Литературный комментарий. М., Л., 1964 - читать.
- Русская литература и культура первой трети XIX века
- Список текстов для чтения
- Вопросы для самопроверки
- Практические занятия
- Тема 1. Басенное творчество и.А. Крылова
- Тема 2. Принципы романтического искусства
- Тема 3. Комедия а.С. Грибоедова «горе от ума»
- Tема 4. Романтические поэмы а.С.Пушкина
- Тема 5. Тематическое своеобразие лирики а.С.Пушкина
- Тема 6. Судьба человеческая, судьба народная в трагедии пушкина «борис годунов»
- Тема 7. «маленькие трагедии» а.С.Пушкина как культурный эпос новоевропейской истории
- Тема 8. Роман а.С. Пушкина «евгений онегин»
- Тема 9. «повести белкина» а.С. Пушкина как образец новой русской прозы
- Тема 10. Историческое и художественное осмысление пушкиным восстания под предводительством емельяна пугачева 1773-1775 гг.
- Тема 11. История россии и личность петра великого в творчестве пушкина.
- «Песни западных славян» и «сказки» а.С.Пушкина
- Тема 12. Герой времени в лирике м.Ю. Лермонтова
- Тема. 13. Герой времени в романе м.Ю.Лермонтова «герой нашего времени»
- Тема 14. Романтические поэмы м.Ю. Лермонтова
- Социально-психологическая драма м.Ю. Лермонтова «маскарад»
- Художественные особенности циклов н.В. Гоголя «вечера на хуторе близ диканьки» и «миргород»
- Тема 15. Комедия н.В.Гоголя «ревизор»
- Тема 16. «социальное» и «субстанциальное» в поэме н.В.Гоголя «мертвые души»
- Тема 17. «петербургские повести» н.В.Гоголя и «натуральная школа» в русской литературе