logo
Metodichka_Russkaya_literatura_i_kultura_pervoy

Тема 15. Комедия н.В.Гоголя «ревизор»

Н.В. Гоголь: «В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости... и за одним разом посмеяться надо сем».

Эту комедию «завязывает» «сила всеобщего страха» (В.И. Немирович-Данченко). Вместе с тем Гоголь подчеркивал, что «испуг каждого из действующих лиц не похож один на другой, как не похожи их характеры».

1. Роль «Театрального разъезда», «Предуведомления для тех, которые желали бы сыграть как следует «Ревизора» и «Развязки «Ревизора» в понимании художественного смысла комедии.

2. Сочетание социального и общечеловеческого, среда, формирующая личность, общество в целом.

3. Изображение пороков общества:

• равнодушие к Отечеству;

•халатное отношение к служебному долгу;

•ложь во всех сферах жизни;

•казнокрадство, взяточничество;

• чинопочитание.

4. Хлестаков и «хлестаковское начало» в комедии:

• Хлестаков как культурно-исторический тип;

• Хлестаков и герои «петербургских повестей (майор Ковалев, Поприщин);

• стремление «быть чином повыше» в героях комедии (Сквозник-Дмухановский, Анна Андреевна, Добчинский и др.);

• Хлестаков как герой страха.

5. Особенности построения комедии:

• «миражная интрига»;

• положительный герой комедии;

• своеобразие речи персонажей;

• появление во второй редакции эпиграфа и «немой сцены».

Литеpaтypa

Гоголь Н.В. Ревизор - читать.

Гоголь Н.В. Театральный разъезд - читать.

Войтоловская Э.В. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»: Комментарий. Л., 1994 – читать.

Гуковский Г. Реализм Гоголя. М.; Л., 1959.

Лотман Ю.М. О Хлестакове // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М-, 1988 - конспект.

Манн Ю.В. «Ревизор» Н.В Гоголя. М., 1976.

Машинский С.Г. Художественный мир Гоголя. М., 1979 – выборочный конспект.