logo search
ИРЛ 5 курс

Сергей Довлатов

Парадокс в том, что произведения, обозначившие эстетику нового времени появились чуть раньше, но пришли к читателю с задержкой.

Довлатов пережил военные годы в Уфе (был эвакуирован в Уфу).

Довлатов родился в Ленинграде, обучался в университете, стал знаменит как писатель тем, что превратил свою биографию в предмет художественного изображения.

АБимз Довлатова особого склада. Внешне не выходя за пределы жизнеподобия, Довлатов в своих произведениях стремится раскрыть не столько жизненно правдивую, сколько художественно достоверную сторону этой действительности.

Довлатов относится к своей биографии как к материалу художественного изображения (в это сказывается постмодернистская концепция).

Но путь к такому постреализму был достаточно сложным: та ленинградская школа литературного андеграунда была на крючке КГБ, поэтому попытки опубликоваться в центральных журналах сопровождались гласной и негласной подсказкой соответствующих органов. И только оказавшись в Эстонии, в Америке, Довлатов получает возможность писать и печататься там, где ему хотелось.

Все, что пережито Довлатовым, вошло в его произведение – работа в качестве экскурсовода, служба в тюрьме, журналистская деятельность, общение с соотечественниками за рубежом – все это стало основой его произведений.Одна из главных особенностей этих произведений – автобиографический материал превращен в своеобразные анекдоты, через которые проглядывают две темы: взаимоотношение литературы и действительности, взаимоотношение нормы и абсурда. В обоих случаях центральным является характерная для ПР проблема – диалог человека с хаосом жизни.

Рассказы сопровождаются комментариями к возможному издателю книги, в них прямое указание на способ правильного понимания рассказа:

  1. Автор, представляющий себя Алифановым, не видит разницы между тюрьмой и соцреализмом.

  2. Тюрьма – это воплощение общества в целом.

Как свойственно ПР-му, в его произведениях автор достаточно фамильярно относится к предшественникам, ирония, перешедшая от модернизма СВ в ПР-ме Довлатова служит созданию творческой атмосферы.

Вслед за этим в произведениях Довлатова нет одного носителя абсолютной истины. Мировосприятие Довлатова как героя, как действующего лица не зависит от него.

Для Довлатова мир тюрьмы- отражение большого мира, находящегося за ее пределами. Поэтому зона – это реализация абсурда, именно из-за абсурда между миром и зоной существует единство, которое заключается во внутреннем сходстве между заключенными и администрацией охраны тюрьмы.

Не только охрана, но даже наемные рабочие начинали «тянуть по фене».

Из-за того, как лагерь оказывает влияние на волю через администрацию, создаются плоды в будущем связи и контакты.

Жизнь вскоре подтвердила, что этот канал влияния тюрьмы а окружающий мир весьма продуктивен.

90-е годы – лексика уголовного мира оказала огромное влияние на все общество в целом.

С этой т.зр. в повести «Зона» особую роль играет сюжет рассказа-представления.

Изображение народа в творчестве Довлатова.

Народ – это официозная, наделенная властью определенными качествами субстанция.

В финале рассказа происходит сближение мира соцреалистических иллюзий и …, происходит окончательное разъяснение понятия «народ».

Человек – носитель тех или иных нравственных и политических предубеждений независимо от того, где он пребывает.

Сергей Довлатов заложил основу ПР в русской литературе (?).