Иосиф Бродский
Есть желание отстоять свою личность от нивелирующего коллективного всеобщего.
Много занимался самообразованием, знал 3-4 иностранных языка, прекрасно знал мировую художественную литературу.
На формирование и развитие Бродского как человека огромное влияние оказала поэзия серебряного века.
Более всего из трех направлений серебряного века на Бродского оказала влияние эстетика акмеизма. Выражение «беру кусок жизни, грубый и пошлый, и из него легенду творю»(Сологуб).
В каждом предмете, в каждой пылинке быта Бродский видит выражение бытия.
Стихотворение «Сон Джона Дона», в котором равновеликими, равнозначными оказываются и морская рыбка, галька на пляже. Эта излишняя детализация служит прославлению первенства человеческого начала надо всем.
В творчестве Иосифа Бродского не встретить каких-либо политических деклараций, прямой или косвенной оценки событий и фактов действительности 70-80х годов. Как и Евгений Реин, Бродский подчеркнуто аполитичен, попытка увидеть в строках «я увидел вместо дикого зверя в клетку», политический контекст оказался не очень уместным.
Стихотворение казалось как бы подразумевающее политический подтекст, но в сущности стихотворение это несмотря на неэстетическую лексику является видом различного проявления жизни.
Перечисляя возможно потенциально пережитые лирическим героем данного стихотворения муки и страдания, поэт обращает своего читателя к примерам русской классики.
Последователи поспешили причислить его творчество к этому направлению (инерционный прием – раз Бродский побывал в ссылке, отправлен в эмиграцию – он против страны, следовательно, он – постмодернист).
В 60-е годы 20 века любой человек обязан был обязан или трудиться или учиться.
Был осужден за тунеядство.
В это время Бродский переживает противоречивые чувства: с одной стороны в нем сохраняется желание стать большим поэтом…
Во время ссылки он написал стихотворение о том, как ранним утром вместе с лирическим героем идут на работу радостные, воодушевленные идеей доярки.
Благодаря заступничеству ряда крупных деятелей литературы и культуры (Чуковский) срок ссылки был сокращен.
Вскоре после отбывания ссылки Бродский покинул пределы России. Начинается второй этап его творчества как представителя третьей волны русской эмиграции. Для первой волны эмиграции проблемой было сохранение о России как родине, сохранение культуры.
Для второй волны РЭ, самой малочисленной важна была проблема выживания, сохранения себя, собственной жизни от преследований органов.Для третьей волны - проблема сохранения языка.
В написанных в Америке произведениях господствуют два направления:
- тоска по городу на берегу моря, который взрастил его, в котором остались друзья и в котором, несмотря на большое невнимание исследователя, осталась и любовь. Обращая внимание на высокую интеллектуальную наполненность творчества, авторы почему-то обходят стороной одну из самых главных тем – тему любви.
Эмиграция воспринята и осмыслена Бродским в традициях романтической традиции как изгнание, как одиночество, но в отличие от произведений, в которых одиночество человека перед лицом космоса, вселенной, перед лицом окружающего мира, теперь по мнению критики становится более холодным. Как аргументация приводится стихотворение «осенний крик ястреба».
Наиболее характерным примером подобного равенства в восприятии истории – это стихотворение «На смерть Жукова».
(можно рассматривать как постреалистическое произведение).
И стихотворение о римской империи.
Александр СоколовПриход его в литературу связан с той высокой оценкой, которую дал его произведениям Владимир Набоков.
В произведении «Школа для дураков» много говорится о насекомых, что, скорее всего, заинтересовало Набокова, но так же из-за стилистики русского языка, утраченная к тому времени в русской речи. Массовая литература 60-70-х гг, поддерживающая коммунистический проект, постепенно утрачивала и интерес к слову, которое является главным … для художника слова. Зависимость от идеологии уводила писателя в сторону от слова.
Саша Соколов, получивший элитное по советским понятиям образование, приобщившийся к высокой культуре, сын дипломата, свободно получивший доступ к западным произведениям, уже в первом своем произведении показал себя достаточно высоким стилистом, мастером слова.
Желая всячески уйти от идеологизированной, политизированной тематики советской литературы тех лет, он избрал необычный ракурс изображения – резкий, почти контрастный … оппозиции. В советской литературе с 20-30х годов была принята традиция изображения детства, оказавшегося вне общественного, правительственного государственного внимания. Изображение того, как этих, оказавшихся у обочины жизни …, удается приобщить к общественному труду, почувствовать себя полноценными людьми.Макаренко «Педагогическая поэма»
Александр Огнев «О перевоспитании вчерашних беспризорников»
После ВОВ – литература об участии детей в общенародной борьбе против фашизма.
Фадеев «Молодая гвардия»
Саша Соколов своим произведением пошел наперерез этой тенденции.
Главный персонаж – не вполне адекватный человек, оказавшийся вместе с подобными себе в интернате, школе, которую прозвали школой дураков.
Принцип цитатности, характерный для литературы постмодернизма.
Автор передает своему персонажу свои филологические литературные предпочтения.
Стремясь передать логику мышления, автор действует по принципу спирали. Она заключается в том, что то или иное событие, персонаж первоначально только упоминается, а затем происходит неоднократное возвращение к нему, оно дополняется.
Создается представление о застывших, завершенных формах.
Станция «Меловая», завершающая движение поезда (и жизни).
Школа для дураков; предлагая для персонажа человека неординарного, в сознании которого стираются пространственно-временные границы.
Необходимо отметить еще одно качество, позволяющее рассматривать его в контексте русской литературы (изображая странности мировосприятия неординарного человека, мир дураков, Соколов не перестает сострадать, сочувствовать этому человеку). В течение всего произведения мы не встретим ни одной фразы насмешки, издевательства, сарказма по отношению к изображаемому персонажу (в крайнем случае – объективизм).
Очень большую роль в изображении персонажа как героя амбивалентного играет то, что автор передал ему свое филологическое чутье, с этой точки зрения и стилистика произведения, и частое обращение и персонажа и автора становится тем алгоритмом (человек в тисках системы). По мнению автора, в одном из эпиграфов, проведенных наугад, на выбор представлена (гнать, держать, вертеть, зависеть, терпеть).
То же имя, тот же облик (облик) – цитата из произведения Эдгара По.
Палисандрия – следующий роман Соколова, от этого романа берут начало многие произведения постмодернизма в виде прямой, беззастенчивой цитаты.
Владимир Семенович МаканинРодился в 1937 году.Как и С. Соколов Маканин – один из тех представителей задержанного поколения, куда относят Руслана Киреева, русскоязычного корейца Анатолия Кима, Алексея Афанасьева, Владимира Крупина и др.
Как уже сказано, это поколение, родившееся до и в годы ВОВ, вступило в литературное творчество с опозданием. Причины опоздания – позднее получение образования…
- получение атмосферы оттепели, той кратковременной свободы не успели перевоплотиться в творчество.1-е произведения этого поколения появились в то время, когда основные тенденции стали привычными, а критика переключилась на другие темы, имена.
Между тем Владимир Маканин один из этого поколения имеет к нам и непосредственное отношение.Окончил одну из средних школ в Черниковске (Уфе), психология «человека поселка» идет от впечатлений детских и школьных лет, полученных в Черниковке. Одним из показетелей того, что это поколение пришло в литературу, уже разрабатывающую темы с опозданием, стал роман «Прямая линия».
Само собой подразумевалось в 60-е годы, что тема деревни и рабочая тема - области идеологической, политической зависимости пишущего.
Тема интеллигента, ищущего свое место в жизни, продолжающего идеи студенческого свободолюбия, независимости от политики и идеологии.
Он работал над повестью «голубое и красное» (1975), «Отдушина», Ключкарев и Анимушкин» (1977), «Гражданин убегающий» (рассказ),… «Человек свиты» (1982), «Предтеча», «Где сходилось небо с холмами» (Черниковка), «Утрата», «Отставший», «Лаз» (1991), «Кавказский пленный» (1995).
Начиная с 2001 года одна за другой издаются книги Маканина, он становится хорошо известным за рубежом.
В 2000 году наконец он удостаивается государственной премии России.
В чем же заключается причина довольно долгого непринятия того персонажа, того мира…
Окружающий по определению Андрея Платонова «прекрасный мир» сталкивается в его произведениях с безобразным отношением человека к этому миру.
Удается или не удается человеку сохранить себя в окружающем его социуме.
Критики отмечают, что знаковыми, узнаваемыми для него являются такие понятия, как «лаз», «гражданин убегающий».
Удается ли человеку менять жизнь и себя? Или это только существо, которое дергается туда сюда в поисках только потому, что он не нашел свою биологическую нишу.
На эти вопросы писатель отвечает одним выражением: надо во всех ситуациях любить людей высокой любовью.
Вместе со старшим товарищем по перу Ю. Трифоновым Маканин принес в жизнь того амбивалентного героя, который вызвал возмущение официальной критики.
Через житейскую прозу проявляется история.
Как писатель, как мыслитель математического плана Владимир Маканин довольно жестко выстраивает темы своих произведений, располагая персонажей по некоему ранжиру, выстраивая коллекцию современных человеческих типов.
Рассказ «Гражданин убегающий».
Наиболее близки проблематике произведения Распутина «Пожар».
Личность-общество-природа - три компонента произведения.
Павел Костюков, строитель, взрывник, пробник, осваивающий просторы Сибири, превратился в разрушителя.
Название рассказа «убегающий» - он убегает от всего: от женщин, от сыновей, от земли, сотрясаемой взрывами, от деревьев, взлетающих в воздух. Он стал таким же перекати-поле, как и персонажи Валентина Распутина.
Как и названия «антилидер», «человек свиты» - нравственные поиски персонажей.
Персонажи – это люди, которые стремятся убежать от самих себя.
В контекст взрывов входит и символический контекст лошади, которая пытается выпутать ноги при пожаре.
Писатель представляет нам человека убывающего, он становится из крепкого могучего человека, привлекающего женщин, человеком с волчьей жестокостью, жаждой разрушения.
Как и Валентин Распутин, Маканин говорит о том, что оторванный от корней, от естественных связей с родной землей достоин лишь осуждения.
Как и персонаж Шукшина «Калина красная», Костюков пишет письмо матери.Костюков сравнивают с мифическим образом Сизифа, человеком, делающим напрасную работу.
Каждый вечер в приемной у секретаря директора Аглаи Петровны по ее приглашению собирается определенная группа на чаепитие.
Творчество Арбузова Концепция «вовлечение человека, считающего, что для счастья достаточно благополучия в личной жизни, в процессы, происходящие во всей стране».
По этому же принципу была построена пьеса Арбузова «…»В период оттепели Арбузов выступил с пьесой, оказавшей огромное влияние на советскую драматургии, создание «арбузовской школы драматургического искусства».Пьеса, увидевшая свет в 1959 году, еще в самый разгар оттепели и оттепельных ожиданий, предлагала зрителю привычную фабульную схему «о рабочем классе».
Бригада экскаваторщиков, участвующая в строительстве гидроэлектростанции. «Иркутская история» с ее рассказом о истории …Драма «Мой бедный Марат» (1964 г.)
Эта пьеса представляет собой своеобразный дневник встречи героев пьесы
1902 Ленинград
1959, время оттепели.Война
Внутренне противоречие притяжения и отталкивания определяет фабулу этого произведения.Вера в то, что человек способен и сохранить себя, и найти свое подлинное место делает его творцом, определяет пафос драматургии 60-х 70-х годов.
ДраматургияВ. РозовИменно в годы оттепели больших ожиданий Розов вступил на путь художественного творчества с пьесой «В добрый час».Путь Розова-драматурга располагается между драмой «В добрый час» и драмой «Гнездо глухаря.Драматург перестает выполнять требуемые условия идеологии сценического действа. Пьесы обозначили проведенный Розовым анализ того, что стало с людьми за истекшие годыСвоеобразным судьей, равнодушно оценивающим все, что происходит в доме, во взаимоотношениях между людьми, ему прекрасно видно, зачем и почему стал зятем в доме вчерашний инженер.Последнее произведение Розова - «Кабанчик».
Еще одним драматургом, пришедшим на сцену в годы оттепели и определившим … драматургии 60-70 гг. стал ленинградский автор Володин. Человек той же судьбы, того же поколения Володин стал известен широкому кругу зрителей…В газете появляется обличительная статья «Нам стыдно за подруг».Последняя пьеса Володина «Пять вечеров», «Фокусник» - продолжили важную для него тему маленького человека Чеховских традиций.
- 1933 – Был выслан из Москвы, 1936 – опять был арестован, затем выпущен, 1939, 1949 – аресты, 1956 – оправдан за отсутствием состава преступления.
- Роман Гроссмана «Жизнь и судьба»
- Твардовский «По праву памяти Ахматова «Реквием
- 1938 – По страницам всех детских юношеских изданий, на которых был изображен Сталин с девочкой в галстуке на руках (это была девочка репрессированного секретаря обкома) (сын за отца не в ответе).
- Творчество Николая Рубцова и концепции развития страны в 50-е 70-е годы.
- Стихотворение «Последний пароход».
- Изменения в жанре и стиле военной прозы.
- Создание возможно более полной истории вов.
- Творчество в. Распутина
- Творчество Толстой
- 3 Часть «Истребительно-трудовые».
- Творчество Пелевина
- Сергей Довлатов
- Иосиф Бродский
- Пьеса «Пять вечеров»