logo
ИРЛ 5 курс

Творчество Пелевина

«Жизнь насекомых» роман

15 персонажейПелевин сумел отразить в своих произведениях сумятицу времени, и напрасные метания в общем то симпатичных людей, и попытки предложить людям, обществу, стране новые и новые фантомы, к которым присоединяются люди власти.

В современной литературе наличествует несколько порой взаимоисключающих точек зрения на современность. Писатели либеральной ориентации. Писатели реалистической ориентации негативно воспринимают происходящее.

ПОСТРЕАЛИЗМО смене соцреализма и соц системе в целом, модернизме, андеграунде….Любое из наиболее значимых литературных явлений ставило задачу приобрести читателя за счет приближения (в том числе иллюзорного) к действительности.Как во все времена приверженцы нового ополчились против реализма и соцреализма.Отказ от идеологической заданности в восприятии окружающей действительности…Постреализм призвал поверить в смысл, который содержится в самой действительности.

Основу эстетики ПР составляют труды Бахтина и его последователей. Бахтин: фольклор и фг изначально амбивалентен, т.е. идеологически не настроен, он «человек вообще», его сюжеты вообще о человечестве; понятие классовости пришло в фольклор гораздо позже.

Жизнь – это карнавал. Роман по Бахтину как главный жанр реалистической литературы формирует свой тип жизни, опирающейся на хронотопы (на представление о времени и пространстве, разработанное в народном сознании). Эстетика ПР опирается на эти разработки Бахтина.Основываясь на исследованиях Бахтина ПР в отличие от постмодернизма никогда не подвергает сомнению реальность, реальность – это объективная сила, определяющая так или иначе особенности человеческой судьбы. В отличие от ПМ, ПР в лучших традициях классики никогда не порывает с человеком, человек, и прежде всего маленький человек, является свободным от идеологии.Самое существенное в человеке ПР-а – это стремление его остаться самим собой, сталкиваясь с самыми парадоксальными необычными ситуациями, герой ПР-а всему и вся предпочитает свободу. Владимир Маканин «Андеграунд, или герой нашего времени».

Еще одна особенности ПР – сочетание детерминизма с рациональными связями героя с миром.

Как пример подобного отношения к человеку исследователи приводят творчество Пастернака, Мандельштама в которых четкая архитектоника стиха сопровождается с изображением человека, оказавшегося в парадоксальных ситуациях.

Человек у Мандельштама – это и человек вообще.В отличии от ПМ, ПР продолжает исследовать социальный облик человека, его психологию в сочетании с родовым. Наиболее характерным примером подобного героя ПР-м является сокровенный человек Андрея Платонова. Он поставлен в определенные социальные условия, в определенные отношения с властью, но в то же время в этом человеке содержатся глубоко запрятанные человеческие качества, запрятанные глубоко в нем.Литература соцреализма открыто пропагандировала свои идеи (образ ребенка – в Поднятой целине).В отличие от социально жестко политически детерминированных героев критического и социалистического реализма персонаж ПМ-ма неоднозначен, он предполагает самые различные, взаимоисключающие порой оценки. Когда была опубликована повесть «Ювенильное море» мнения критиков сильно разошлись по поводу главного героя.

Это показатель амбивалентного изображения персонажа.Героя произведения Давлатова князя ставили рядом то с О. Бендером, то критика поднимала его до небес, то называла аморальным типом.ПМ считал и предполагал дескриптору относится к миру как к тексту. Роль автора как создателя текста сводилась к одному: составлению сочетания разных фрагментов, в качестве для доказательства или опровержения той или иной идеи.

ПР исходя из подхода к человеку как амбивалентному герою составляет перекличку. Диалог как сущность образа мира.

Таким образом, в ПР-е происходит, по мнению исследователей, воссоздание космоса и хаоса как единства (хаосмос).

ПМ разрушает единство мира, стремится вслед за модернизмом разрушить веру.

ПР возвращает литературе и искусству смысл и назначение божественного.

В этом возвращении вслед за серебряным веком необходимо увидеть стремление и в самой жизни некое организующее помимо человеческого восприятия человека.

Амбивалентный герой Трифонова, персонажи произведений В. Маканина - к ним прибавились многочисленные задержанные произведения 20-30х годов, это неопубликованные в свое время стихи Николая Гумилева, Ахматовой, Цветаевой.

В начале 30-х годов – небольшое литературное объединение ОБЭРИУ (Заболоцкий, Олейников, …).

90-е годы – дошла очередь и до публикации ОБЭРИУ.

Эти возвращенные произведения представляют иной взгляд на действительность, открывают для писателя возможность другого эстетического критерия оценки времени.

Вместе с этими возвращенными произведениями в литературу входят и представления о новых возможностях традиционных литературных жанров.

Становится популярным жанр антиутопии, причем малейшее поползновение в сторону антиутопического изображения действительности завершается отрицательным результатом. В сущности в таких случаях мы имеем дело с простым банальным случаем обогащения принципов изображения за счет привлечения опыта прошлых лет. Кроме того форма повести антиутопии позволяет систематизировать, оценивать с художественно-эстетической точки зрения современную действительность. Появляется целая серия традиционных для этого типа деятельности литературных штампов.

ПМ достаточно широко обращался к образу автора.

Классический образец подобного автобиографизма – Венечка из пр. «Москва-Петушки».

Достигается дополнительный эффект достоверности. Новый АБМ становится одним из приобретений ПР-ой литературы.