logo
ИРЛ 5 курс

3 Часть «Истребительно-трудовые».

В ней 22 главы. Прослежено, как возникает концентрационный лагерь на севере, в Соловецком монастыре.

На острове в нескольких десятках км от Архангельска, туда, начиная с 20-х годов, ссылаются на разные сроки пребывания представители самых разных национальностей, партий, объединений.

Глава «Персты Авроры» - повествуется, как арестованные прямо на поле представители Азии оказываются на Соловках, к ним добавляется интеллигенция Москвы, Ленинграда, др. гор. Показывается и контингент охраны (потомки раскулаченных). Создается противодействие. Изобретается форма охраны, форма одежды для заключенных, которая быстро изнашивается, заключенные шьют себе подобие одежды из мешков. Внимательно анализируется та атмосфера, которая царит на архипелаге, система отношения к человеку, как к единице, которую обрекают на уничтожение.

Таким образом Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН) - типичный пример ГуЛАГа в целом.

Вплоть до 30-х годов власть стремится смешать уголовников и интеллигентов, чтобы уголовники господствовали. В 30-е, 40-е годы эта ситуация меняется, образуются своеобразные философские научные школы.

В следующих главах АГ Солженицын анализирует различные социальные группы: благонамеренные, стукачи, женщины в лагере, те, кто по тем или иным причинам оказывается в ряду руководителей, особая глава посвящена тому, как из среды детей формируются будущие преступники, психология малолеток в лагере исследована глазами педагога, учителя. Как «умные звери» они легко обманывали взрослых, отбирая у них еду, одежду, а при попытки урезонить, усовестить, налетают кучей и избивают, убивают. Внимательно исследована Солженицыным такая проблема – изменение психологии людей под воздействием зоны.

Глава «Зеки как нация» - своеобразное учебное пособие, здесь исследованы элементы формирования психологии заключенного, постоянно находящегося в состояние обороны, или же попасть в положение подчиненного с соответствующим отношением.

Изображая внутренний мир ГУЛАГа как систему уничтожения личности, каждый раз автор отмечает людей, кому удалось сохранить себя (Солженицын – человек в любых обстоятельствах должен оставаться человеком). Особое место занимает повествование и о героической женщине. Глава о восстании в кингирском лагере – это многодневное восстание имело последствия: был ослаблен режим, сменилось руководство, было положено начало концу ГУЛАГа.

Спустя годы Солженицын вернулся из США в Россию. Не все оправдалось в его ожиданиях. Очень многое изменилось, на смену политическим антипатиям пришла забота о куске хлеба. Поэтому триумфальной встречи с Солженицыным не получилось.

Во-вторых, власти, имеющей свой взгляд на происходящее, он был не нужен, поэтому его трактаты «Как нам обустроить Россию», его интервью на радио и тв были встречены с недоумением. В ряде выступлений АИС стал проповедовать идеи, положенные в основу Красного колеса, но оказалось, что люди и жизнь так изменились, что из советов вернуться в прошлое мало что оказалось принятым.

Он изменил представление о стране, об этапах развития ХЛ.

Т.о. явления ХЛ 90-2000 годов, связанные с их развитием вне рамок метода соцреализма, обогатили литературу новыми фактами, новыми представлениями об истории страны и подготовили появление новых эстетических явлений, послужили своеобразным фундаментом