logo search
Prakticheskie_po_IRL

6 Семестр, 11 модуль

Тема: 51-4ч. Историко-литературная ситуация в России конца XIX века. Творчество

Г.И. Успенского.

Цель: рассмотреть совокупность общеисторического и литературного процессов конца XIX в.;

выявить специфические особенности литературного движения конца XIX в.;

выявить идейно-художественное своеобразие прозы Г. Успенского;

способствовать выработке навыков художественного анализа литературной деятельности Г. Успенского;

указать стилевое и жанровое своеобразие творчества писателя.

Ключевые слова: общественно-экономическое развитие, народничество, «русская идея», нравственно-эстетическая ориентация, расцвет, жанр романа, новаторский характер.

Вопросы:

1. Развитие социально-политических идей, формирование оригинальных философских концепций (народничество, «Русская идея»).

3. Нравственно-этическая ориентация русской литературы как доминирующая тенденция (Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Лесков, М. С.-Щедрин).

4. Народническая литература как специфическое явление русской жизни (Н. Наумов, П. Засодимский, С. Степняк – Кравчинский и др.).

5. Творчество Г.И. Успенского в 1870-1880-е гг. «Критический реализм» в произведениях писателя.

6. Путевые очерки и очерковые циклы («Нравы Растеряевой улицы», «Больная совесть», «Живые цифры», «Квитанция»).

7. Крестьянская тематика в творчестве Г. Успенского, («Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли»).

8. Литературная преемственность, полемика и пародия в творчестве Г. Успенского.

Оборудование: портрет Г.И. Успенского, презентация.

Методические рекомендации:

Приступая к выполнению заданий, поставьте перед собой задачу: понять их значимость

В качестве исходного положения для подготовки к занятию предлагается использовать повторение терминологии: например, сюжет и его структурные элементы, композиция, текстология, палеография, рефрен и т. д., в зависимости от темы занятия. Проверьте, свободно ли вы оперируете этими понятиями. В случае необходимости обратитесь к КЛЭ, ЛЭС и откорректируйте записи в своих собственных словариках. Вторая рекомендация - знакомство с текстом. В ходе чтения рекомендуется выписывать слова и словосочетания, лексическое значение которых вам недостаточно ясно, например: окаянные, вежи половецкие, черные клобуки, берендеи и т.п. Только после этого приступайте к третьей рекомендации - чтению текста. Продолжайте выписывать незнакомые слова и выражения. Закончив чтение, ответьте на вопросы. Первый блок практического занятия, как правило, ознакомительный, желательно составить тезисный план ответа на 1 вопрос. Знакомство со вторым вопросом, как правило, требует какого- либо комментария к тексту. Вы должны представить себе, в какой обстановке жили герои, какую одежду они носили, каким оружием сражались, что они читали и почитали. При необходимости сделайте собственные комментарии. Свой ответ соотнесите с историческим и художественным временем. Для углубленного изучения проблемы обратитесь к работам исследователей- ученых в этой области. Скопируйте отдельные их положения для литературоведческой копилки. Используя материалы учебных пособий, специальной литературы и т. д., ответьте на вопросы, поставленные перед вами. Отрабатывайте навыки самостоятельного сопоставительного анализа, например, соотнесите сюжет с сюжетом, сравните композиции; выясните, какие художественные задачи решал народ в разных произведениях, сопоставьте содержание произведений поэтапно. Желательно составить план ответа каждого вопроса. Мысленно перескажите ответ в их причинно-временной последовательности, после пересказа вычлените сюжетные части и по необходимости внесите их в таблицу, например, элемент сюжета, фрагменты текста, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка примечание: в таблице следует проставить номера страниц процитированных фрагментов текста по изданию, с которым вы работаете. Остается обобщить ваши знания. При необходимости коротко запишите созданные вами характеристики. Выберите направление, в котором вам интересно было бы рассмотреть прямые и ассоциативные связи данного вопросам с разными видами искусства. Решите, в какой форме будете отвечать. Это может быть: а) обзор литературы; б) единый доклад группы; в) система сообщений по вопросам; г) литературно-музыкальная композиция; д) викторина или кроссворд, устный ответ, и т.п. Одно из обязательных условий повышающих эффективность вашего ответа - оформление всех материалов в строгом соответствии с требованиями библиографии и использование иллюстративных материалов: аудиозаписей, репродукций, схем, таблиц, слайдов, выставок книг. Работая над вопросами практического занятия, если вы обнаружили ссылки, обратитесь к источникам. Исходным пунктом вашего ответа будет вывод. После выполнения этих видов работы еще раз обратитесь к тексту и обдумайте нерешенные вопросы. Это будет ваше заключительное обращение к тексту, собственно профессиональное его чтение, осмысление на новом уровне, возможное только после всей проделанной работы. Читаем с карандашом в руках, подчеркиваем или выписываем /если текст не принадлежит вам лично/ например, поэтические характеристики текста и т.д. Свои выводы и наблюдения сопоставьте с изложенными в учебной литературе.

Литература:

Основная:

1. История русской литературы XIX в. 40-60-е гг. [Текст]: Учебное пособие / под. ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. М, 2007.

2. Манн Ю. В. Мировая художественная культура. XIX век. [Текст]: учебное пособие/ Ю. В. Манн.- СПб.: Питер, 2007.- 460 c.

3. История русской литературы XI-XIX вв. [Текст]: Учебное пособие для вузов. М., 2007.

Дополнительная:

1. Бабенко В. Г. Музы русской литературы [Текст]: литературная критика/ В. Г. Бабенко.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.- 344 c.: ил.

2. Русская литература 19 века: Большая хрестоматия [Электронный ресурс] : электронный учебник.- М. : ООО Бизнес-софт, 2007.

3. Хрестоматия по русской литературе: незаменимые для рефератов и сочинений 22000 страниц полных текстов всех произведений (СD) [Текст] : художественная.- М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2009.

4. Хрестоматия по русской литературе: Электронная книга. – М.: Директмедиа, 2007.

Тема: 52-2ч. Интеграция психологизма и сатиры в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Цель: способствовать выработке навыка идейно-художественного анализа романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»; рассмотреть и проанализировать специфику сатиры М.Е. Щедрина; выявить творческую эволюцию сатиры писателя;

выполнение ряда письменных заданий.

Ключевые слова: сатира, типизация, эзопов язык, сатирические циклы, неологизмы, роман, сказки.

Вопросы:

1. История создания и жанрово-композиционное своеобразие социально-психологического романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».

2. Критика принципа «семейственности» в «Господах Головлевых». Специфика «Господ Головлевых» как семейного романа.

3. Образ Иудушки в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».

4. Сатирические циклы 1870-1880-х гг. Сатирические типы («Господа ташкентцы», «Благонамеренные речи»)

5. Принципы сатирической типизации в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

6. Жанровое своеобразие «Сказок» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Задания: 1. Портретное описание одного из героев романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».

2. Сделать выписку афоризмов, крылатых фраз, поговорок героев из романа «Господа Головлевы».

3. Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина (на выбор) по сюжетной схеме:

а) экспозиция

б) завязка

в) развитие

г) кульминация

д) развязка

е) эпилог.

Оборудование: портрет писателя, презентация.

Методические рекомендации:

Приступая к выполнению заданий, поставьте перед собой задачу: понять их значимость

В качестве исходного положения для подготовки к занятию предлагается использовать повторение терминологии: например, сюжет и его структурные элементы, композиция, текстология, палеография, рефрен и т. д., в зависимости от темы занятия. Проверьте, свободно ли вы оперируете этими понятиями. В случае необходимости обратитесь к КЛЭ, ЛЭС и откорректируйте записи в своих собственных словариках. Вторая рекомендация - знакомство с текстом. В ходе чтения рекомендуется выписывать слова и словосочетания, лексическое значение которых вам недостаточно ясно, например: окаянные, вежи половецкие, черные клобуки, берендеи и т.п. Только после этого приступайте к третьей рекомендации - чтению текста. Продолжайте выписывать незнакомые слова и выражения. Закончив чтение, ответьте на вопросы. Первый блок практического занятия, как правило, ознакомительный, желательно составить тезисный план ответа на 1 вопрос. Знакомство со вторым вопросом, как правило, требует какого- либо комментария к тексту. Вы должны представить себе, в какой обстановке жили герои, какую одежду они носили, каким оружием сражались, что они читали и почитали. При необходимости сделайте собственные комментарии. Свой ответ соотнесите с историческим и художественным временем. Для углубленного изучения проблемы обратитесь к работам исследователей- ученых в этой области. Скопируйте отдельные их положения для литературоведческой копилки. Используя материалы учебных пособий, специальной литературы и т. д., ответьте на вопросы, поставленные перед вами. Отрабатывайте навыки самостоятельного сопоставительного анализа, например, соотнесите сюжет с сюжетом, сравните композиции; выясните, какие художественные задачи решал народ в разных произведениях, сопоставьте содержание произведений поэтапно. Желательно составить план ответа каждого вопроса. Мысленно перескажите ответ в их причинно-временной последовательности, после пересказа вычлените сюжетные части и по необходимости внесите их в таблицу, например, элемент сюжета, фрагменты текста, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка примечание: в таблице следует проставить номера страниц процитированных фрагментов текста по изданию, с которым вы работаете. Остается обобщить ваши знания. При необходимости коротко запишите созданные вами характеристики. Выберите направление, в котором вам интересно было бы рассмотреть прямые и ассоциативные связи данного вопросам с разными видами искусства. Решите, в какой форме будете отвечать. Это может быть: а) обзор литературы; б) единый доклад группы; в) система сообщений по вопросам; г) литературно-музыкальная композиция; д) викторина или кроссворд, устный ответ, и т.п. Одно из обязательных условий повышающих эффективность вашего ответа - оформление всех материалов в строгом соответствии с требованиями библиографии и использование иллюстративных материалов: аудиозаписей, репродукций, схем, таблиц, слайдов, выставок книг. Работая над вопросами практического занятия, если вы обнаружили ссылки, обратитесь к источникам. Исходным пунктом вашего ответа будет вывод. После выполнения этих видов работы еще раз обратитесь к тексту и обдумайте нерешенные вопросы. Это будет ваше заключительное обращение к тексту, собственно профессиональное его чтение, осмысление на новом уровне, возможное только после всей проделанной работы. Читаем с карандашом в руках, подчеркиваем или выписываем /если текст не принадлежит вам лично/ например, поэтические характеристики текста и т.д. Свои выводы и наблюдения сопоставьте с изложенными в учебной литературе.

Литература:

Основная:

1. История русской литературы XIX в. 40-60-е гг. [Текст]: Учебное пособие / под. ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. М, 2007.

2. Манн Ю. В. Мировая художественная культура. XIX век. [Текст]: учебное пособие/ Ю. В. Манн.- СПб.: Питер, 2007.- 460 c.

3. История русской литературы XI-XIX вв. [Текст]: Учебное пособие для вузов. М., 2007.

4. История русской литературы конца XIX-начала XX вв. В 2 т. Т.1 [Текст] : учебное пособие/ под ред. В.А. Келдыша.- М. : Академия, 2007.- 288 c.

Дополнительная:

1. Бабенко В. Г. Музы русской литературы [Текст]: литературная критика/ В. Г. Бабенко.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.- 344 c.: ил.

2. Русская литература 19 века: Большая хрестоматия [Электронный ресурс] : электронный учебник.- М. : ООО Бизнес-софт, 2007.

3. Хрестоматия по русской литературе: незаменимые для рефератов и сочинений 22000 страниц полных текстов всех произведений (СD) [Текст] : художественная.- М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2009.

4. Хрестоматия по русской литературе: Электронная книга. – М.: Директмедиа, 2007.

Тема: 53-8ч. Творчество Ф.М. Достоевского как целостный художественный мир.

Цель: раскрыть идейно-художественную специфику ранней прозы Ф.М. Достоевского;

рассмотреть произведения позднего периода творчества Ф.М. Достоевского.

раскрыть специфику моральную, философскую, социальную проблематику романов Ф.М. Достоевского; проанализировать проблематику и поэтику романов писателя; способствовать выработке умения выявления специфических особенностей поэтики, эстетики и нравственно-религиозных принципов Ф.М. Достоевского

Ключевые слова: «маленький человек», традиции и новаторство, двойничество, романтизм, «подпольный человек», герой-идеолог, «наполеоновская легенда», христианская проблематика, библейские образы, «положительно прекрасный человек», мотив красоты, «бесовщина», фантастический реализм.

Вопросы:

1. Романтический герой и романтическая традиция в творчестве молодого Ф. Достоевского («Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова»).

2. Развитие сюжета и конфликта в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

3. «Преступление и наказание»: мотивы «предопределения» и «двойничества», христианская проблематика, библейские образы и символы.

4. Система характеров в романе «Преступление и наказание» как средство испытания героя и как способ широкого художественного исследования философской проблемы.

5. Содержание теории Раскольникова. Отражение в ней социально-психологических и идеологических явлений новой эпохи.

6. Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

7. Новаторское решение проблемы «положительно прекрасного человека» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».

8. Образ Настасьи Филипповны, героини романа Ф.М. Достоевского «Идиот».

9. Идейно-тематическая направленность и жанровое своеобразие романа «Бедные люди».

10. Сюжетная основа и характеристика главных героев романа «Бедные люди».

11. Роман «Бесы» как роман предупреждение против тоталитаризма.

12. Тематическая основа и проблемитака романа «Бесы».

13. «Братья Карамазовы» - итоговый роман, отражение в нем важнейших тем и идей творчества Ф.М. Достоевского. Философская проблематика и жанрово-композиционная структура романа.

14. Проблема нравственного падения («карамазовщина») русского человека в романе «Братья Карамазовы».

15. Фантастический реализм, художественность, полифонизм в творчестве Ф.М. Достоевского.

Задания: 1. Портретное описание героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова.

2. Раскрыть значение понятия «карамазовщина», ее социальный, национальный и общечеловеческий аспекты.

Оборудование: портрет писателя, видеозапись, презентация.

Методические рекомендации:

Приступая к выполнению заданий, поставьте перед собой задачу: понять их значимость

В качестве исходного положения для подготовки к занятию предлагается использовать повторение терминологии: например, сюжет и его структурные элементы, композиция, текстология, палеография, рефрен и т. д., в зависимости от темы занятия. Проверьте, свободно ли вы оперируете этими понятиями. В случае необходимости обратитесь к КЛЭ, ЛЭС и откорректируйте записи в своих собственных словариках. Вторая рекомендация - знакомство с текстом. В ходе чтения рекомендуется выписывать слова и словосочетания, лексическое значение которых вам недостаточно ясно, например: окаянные, вежи половецкие, черные клобуки, берендеи и т.п. Только после этого приступайте к третьей рекомендации - чтению текста. Продолжайте выписывать незнакомые слова и выражения. Закончив чтение, ответьте на вопросы. Первый блок практического занятия, как правило, ознакомительный, желательно составить тезисный план ответа на 1 вопрос. Знакомство со вторым вопросом, как правило, требует какого- либо комментария к тексту. Вы должны представить себе, в какой обстановке жили герои, какую одежду они носили, каким оружием сражались, что они читали и почитали. При необходимости сделайте собственные комментарии. Свой ответ соотнесите с историческим и художественным временем. Для углубленного изучения проблемы обратитесь к работам исследователей- ученых в этой области. Скопируйте отдельные их положения для литературоведческой копилки. Используя материалы учебных пособий, специальной литературы и т. д., ответьте на вопросы, поставленные перед вами. Отрабатывайте навыки самостоятельного сопоставительного анализа, например, соотнесите сюжет с сюжетом, сравните композиции; выясните, какие художественные задачи решал народ в разных произведениях, сопоставьте содержание произведений поэтапно. Желательно составить план ответа каждого вопроса. Мысленно перескажите ответ в их причинно-временной последовательности, после пересказа вычлените сюжетные части и по необходимости внесите их в таблицу, например, элемент сюжета, фрагменты текста, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка примечание: в таблице следует проставить номера страниц процитированных фрагментов текста по изданию, с которым вы работаете. Остается обобщить ваши знания. При необходимости коротко запишите созданные вами характеристики. Выберите направление, в котором вам интересно было бы рассмотреть прямые и ассоциативные связи данного вопросам с разными видами искусства. Решите, в какой форме будете отвечать. Это может быть: а) обзор литературы; б) единый доклад группы; в) система сообщений по вопросам; г) литературно-музыкальная композиция; д) викторина или кроссворд, устный ответ, и т.п. Одно из обязательных условий повышающих эффективность вашего ответа - оформление всех материалов в строгом соответствии с требованиями библиографии и использование иллюстративных материалов: аудиозаписей, репродукций, схем, таблиц, слайдов, выставок книг. Работая над вопросами практического занятия, если вы обнаружили ссылки, обратитесь к источникам. Исходным пунктом вашего ответа будет вывод. После выполнения этих видов работы еще раз обратитесь к тексту и обдумайте нерешенные вопросы. Это будет ваше заключительное обращение к тексту, собственно профессиональное его чтение, осмысление на новом уровне, возможное только после всей проделанной работы. Читаем с карандашом в руках, подчеркиваем или выписываем /если текст не принадлежит вам лично/ например, поэтические характеристики текста и т.д. Свои выводы и наблюдения сопоставьте с изложенными в учебной литературе.

Литература:

Основная:

1. История русской литературы XIX в. 40-60-е гг. [Текст]: Учебное пособие / под. ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. М, 2007.

2. Манн Ю. В. Мировая художественная культура. XIX век. [Текст]: учебное пособие/ Ю. В. Манн.- СПб.: Питер, 2007.- 460 c.

3. История русской литературы XI-XIX вв. [Текст]: Учебное пособие для вузов. М., 2007.

4. История русской литературы конца XIX-начала XX вв. В 2 т. Т.1 [Текст] : учебное пособие/ под ред. В.А. Келдыша.- М. : Академия, 2007.- 288 c.

Дополнительная:

1. Бутаева, А. «Суд над Раскольниковым» [Текст] / А. Бутаева. // Русский язык и литература. Преподавание в школе, колледже и ВУЗе. – 2012г. - № 1 (январь-февраль). – С. – 20-22.

2. Русская литература 19 века: Большая хрестоматия [Электронный ресурс] : электронный учебник.- М. : ООО Бизнес-софт, 2007.

3. Хрестоматия по русской литературе: незаменимые для рефератов и сочинений 22000 страниц полных текстов всех произведений (СD) [Текст] : художественная.- М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2009.

4. Хрестоматия по русской литературе: Электронная книга. – М.: Директмедиа, 2007.

Тема: 54-4ч. Мастерство Н.С. Лескова.

Цель: рассмотреть творчество Н.С. Лескова, его место в литературном движении второй половины XIX в.;

раскрыть идейно-художественное и стилевое своеобразие прозы Н.С. Лескова;

проанализировать проблематику и поэтику произведений писателя.

Ключевые слова: стихийный демократизм, национальный характер, «праведники», образ, фольклор, стиль, сказ.

Вопросы:

1. Стихийный демократизм Н.С. Лескова в очерке из «простого народного быта» «Леди Макбет Мценского уезда».

2. Идейная направленность и проблематика в очерке «Леди Макбет Мценского уезда».

3. Образ главной героини очерка, страшный грех Катерины Измайловой во имя любви.

4. Поиск «праведников» в творчестве Н.С. Лескова («Соборяне», «Несмертельный Голован», «Человек на часах» и т.д.).

5. Произведения о талантливости и героизме русского человека («Очарованный странник», «Левша).

6. Сатира в творчестве Н.С. Лескова («Загон», «Заячий ремиз» и др.).

Задания: Анализ произведения Н.С. Лескова «Тупейный художник» по схеме:

1. История сохдания.

2. Сюжетные линии (герои; события).

3. Композиция произведения (порядок событий; расстоновка персонажей).

4. Образы главных действующих лиц (внешность, характеры, взаимоотношения между персонажами, их типичность или уникальность).

5. Стиль. Специфика письма писателя (общая культура, мировоззрение).

6. Тематика.

7. Проблематика.

8. Идейная направленность.

9. Использование художественных выразительных средств (тропы, стилистические фигуры).

10. Литературное направление и жанр произведения.

Оборудование: портрет писателя, видеозапись, презентация.

Методические рекомендации:

Приступая к выполнению заданий, поставьте перед собой задачу: понять их значимость

В качестве исходного положения для подготовки к занятию предлагается использовать повторение терминологии: например, сюжет и его структурные элементы, композиция, текстология, палеография, рефрен и т. д., в зависимости от темы занятия. Проверьте, свободно ли вы оперируете этими понятиями. В случае необходимости обратитесь к КЛЭ, ЛЭС и откорректируйте записи в своих собственных словариках. Вторая рекомендация - знакомство с текстом. В ходе чтения рекомендуется выписывать слова и словосочетания, лексическое значение которых вам недостаточно ясно, например: окаянные, вежи половецкие, черные клобуки, берендеи и т.п. Только после этого приступайте к третьей рекомендации - чтению текста. Продолжайте выписывать незнакомые слова и выражения. Закончив чтение, ответьте на вопросы. Первый блок практического занятия, как правило, ознакомительный, желательно составить тезисный план ответа на 1 вопрос. Знакомство со вторым вопросом, как правило, требует какого- либо комментария к тексту. Вы должны представить себе, в какой обстановке жили герои, какую одежду они носили, каким оружием сражались, что они читали и почитали. При необходимости сделайте собственные комментарии. Свой ответ соотнесите с историческим и художественным временем. Для углубленного изучения проблемы обратитесь к работам исследователей- ученых в этой области. Скопируйте отдельные их положения для литературоведческой копилки. Используя материалы учебных пособий, специальной литературы и т. д., ответьте на вопросы, поставленные перед вами. Отрабатывайте навыки самостоятельного сопоставительного анализа, например, соотнесите сюжет с сюжетом, сравните композиции; выясните, какие художественные задачи решал народ в разных произведениях, сопоставьте содержание произведений поэтапно. Желательно составить план ответа каждого вопроса. Мысленно перескажите ответ в их причинно-временной последовательности, после пересказа вычлените сюжетные части и по необходимости внесите их в таблицу, например, элемент сюжета, фрагменты текста, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка примечание: в таблице следует проставить номера страниц процитированных фрагментов текста по изданию, с которым вы работаете. Остается обобщить ваши знания. При необходимости коротко запишите созданные вами характеристики. Выберите направление, в котором вам интересно было бы рассмотреть прямые и ассоциативные связи данного вопросам с разными видами искусства. Решите, в какой форме будете отвечать. Это может быть: а) обзор литературы; б) единый доклад группы; в) система сообщений по вопросам; г) литературно-музыкальная композиция; д) викторина или кроссворд, устный ответ, и т.п. Одно из обязательных условий повышающих эффективность вашего ответа - оформление всех материалов в строгом соответствии с требованиями библиографии и использование иллюстративных материалов: аудиозаписей, репродукций, схем, таблиц, слайдов, выставок книг. Работая над вопросами практического занятия, если вы обнаружили ссылки, обратитесь к источникам. Исходным пунктом вашего ответа будет вывод. После выполнения этих видов работы еще раз обратитесь к тексту и обдумайте нерешенные вопросы. Это будет ваше заключительное обращение к тексту, собственно профессиональное его чтение, осмысление на новом уровне, возможное только после всей проделанной работы. Читаем с карандашом в руках, подчеркиваем или выписываем /если текст не принадлежит вам лично/ например, поэтические характеристики текста и т.д. Свои выводы и наблюдения сопоставьте с изложенными в учебной литературе.

Литература:

Основная:

1. История русской литературы XIX в. 40-60-е гг. [Текст]: Учебное пособие / под. ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. М, 2007.

2. Манн Ю. В. Мировая художественная культура. XIX век. [Текст]: учебное пособие/ Ю. В. Манн.- СПб.: Питер, 2007.- 460 c.

3. История русской литературы XI-XIX вв. [Текст]: Учебное пособие для вузов. М., 2007.

4. История русской литературы конца XIX-начала XX вв. В 2 т. Т.1 [Текст] : учебное пособие/ под ред. В.А. Келдыша.- М. : Академия, 2007.- 288 c.

Дополнительная:

1. Бабенко В. Г. Музы русской литературы [Текст]: литературная критика/ В. Г. Бабенко.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.- 344 c.: ил.

2. Русская литература 19 века: Большая хрестоматия [Электронный ресурс] : электронный учебник.- М. : ООО Бизнес-софт, 2007.

3. Хрестоматия по русской литературе: незаменимые для рефератов и сочинений 22000 страниц полных текстов всех произведений (СD) [Текст] : художественная.- М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2009.

4. Хрестоматия по русской литературе: Электронная книга. – М.: Директмедиа, 2007.

Тема: 55- 8ч. Мировое значение Л.Н. Толстого как художника и мыслителя.

Цель: способствовать выработке навыка идейно-художественного анализа произведений Л.Н. Толстого; рассмотреть роман «Война и мир» Л.Н. Толстого как национальную эпопею и как исторический роман в контексте творчества писателя; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; выявить новые специфические черты мировоззрения и творчества писателя; способствовать выработке умения выявления специфических особенностей поэтики, эстетики и концепции любви Л.Н. Толстого.

Ключевые слова: эволюция, «диалектика души», роман-эпопея, философия истории, «мысль народная», духовные искания, «мысль семейная», духовный кризис, толстовство, моралист, общественный роман, «народная правда».

Вопросы:

1. Художественное исследование душевной жизни и духовного развития Л.Н. Толстого в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

2. Классификация любви Николенькой Иртеньевым в повести «Отрочество».

3. Философская и социальная проблематика рассказов и повестей 1850-1860-х гг. «Альберт», «Люцерн», «Три смерти», «Холстомер» - тема природы и культуры.

4. Тема войны в прозе 1850-х гг. «Рубка леса», «Набег», «Севастопольские рассказы».

5. Крестьянская тема в творчестве Л.Н. Толстого. Отношение барина и мужика в крепостной деревне («Утро помещика», «Поликушка»).

6. Проблемно-жанровое единство романа «Война и мир».

7. Поэтическое изображение первой влюбленности в романе «Война и мир». Проблема соединения чувственного и нравственного, плотского и духовного в любви.

8. «Мысль народная» и изображение народа в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев – две ипостаси русского народа.

9. Философия истории Л.Н. Толстого и принципы изображения человека на войне. Антитеза Кутузов и Наполеон.

10. Мысль семейная в романе «Война и мир». Толстовский идеал семьи и перемены в героях в эпилоге романа.

11. Новые черты стиля Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина».

12. Причины трагедии Анны Карениной и смысл эпиграфа романа.

13. Цели и поиски Константина Левина проблемно-композиционное единство романа.

14. Роман «Воскресение» - итоговое произведение русского реализма XIX в. Критика государственного и общественного устройства России. Проблема нравственного совершенствования героя.

15. Противоречия толстовской концепции любви в повестях 1880-х годов («Крейцерова соната», «Дьявол»).

16. Национальная проблематика в повести «Хаджи – Мурат».

17. Нравственные принципы «непротивления злу насилием» в рассказах «После бала», «Алеша Горшок».

Задания: 1. Образный анализ героев романа «Война и мир»: Наташи Ростовой, Андрея Болконского, Пьера Безухова.

2. Проведение викторины по теме: «Творческая деятельность Л.Н. Толстого».

Оборудование: портрет писателя, видеозапись, презентация.

Методические рекомендации:

Приступая к выполнению заданий, поставьте перед собой задачу: понять их значимость

В качестве исходного положения для подготовки к занятию предлагается использовать повторение терминологии: например, сюжет и его структурные элементы, композиция, текстология, палеография, рефрен и т. д., в зависимости от темы занятия. Проверьте, свободно ли вы оперируете этими понятиями. В случае необходимости обратитесь к КЛЭ, ЛЭС и откорректируйте записи в своих собственных словариках. Вторая рекомендация - знакомство с текстом. В ходе чтения рекомендуется выписывать слова и словосочетания, лексическое значение которых вам недостаточно ясно, например: окаянные, вежи половецкие, черные клобуки, берендеи и т.п. Только после этого приступайте к третьей рекомендации - чтению текста. Продолжайте выписывать незнакомые слова и выражения. Закончив чтение, ответьте на вопросы. Первый блок практического занятия, как правило, ознакомительный, желательно составить тезисный план ответа на 1 вопрос. Знакомство со вторым вопросом, как правило, требует какого- либо комментария к тексту. Вы должны представить себе, в какой обстановке жили герои, какую одежду они носили, каким оружием сражались, что они читали и почитали. При необходимости сделайте собственные комментарии. Свой ответ соотнесите с историческим и художественным временем. Для углубленного изучения проблемы обратитесь к работам исследователей- ученых в этой области. Скопируйте отдельные их положения для литературоведческой копилки. Используя материалы учебных пособий, специальной литературы и т. д., ответьте на вопросы, поставленные перед вами. Отрабатывайте навыки самостоятельного сопоставительного анализа, например, соотнесите сюжет с сюжетом, сравните композиции; выясните, какие художественные задачи решал народ в разных произведениях, сопоставьте содержание произведений поэтапно. Желательно составить план ответа каждого вопроса. Мысленно перескажите ответ в их причинно-временной последовательности, после пересказа вычлените сюжетные части и по необходимости внесите их в таблицу, например, элемент сюжета, фрагменты текста, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка примечание: в таблице следует проставить номера страниц процитированных фрагментов текста по изданию, с которым вы работаете. Остается обобщить ваши знания. При необходимости коротко запишите созданные вами характеристики. Выберите направление, в котором вам интересно было бы рассмотреть прямые и ассоциативные связи данного вопросам с разными видами искусства. Решите, в какой форме будете отвечать. Это может быть: а) обзор литературы; б) единый доклад группы; в) система сообщений по вопросам; г) литературно-музыкальная композиция; д) викторина или кроссворд, устный ответ, и т.п. Одно из обязательных условий повышающих эффективность вашего ответа - оформление всех материалов в строгом соответствии с требованиями библиографии и использование иллюстративных материалов: аудиозаписей, репродукций, схем, таблиц, слайдов, выставок книг. Работая над вопросами практического занятия, если вы обнаружили ссылки, обратитесь к источникам. Исходным пунктом вашего ответа будет вывод. После выполнения этих видов работы еще раз обратитесь к тексту и обдумайте нерешенные вопросы. Это будет ваше заключительное обращение к тексту, собственно профессиональное его чтение, осмысление на новом уровне, возможное только после всей проделанной работы. Читаем с карандашом в руках, подчеркиваем или выписываем /если текст не принадлежит вам лично/ например, поэтические характеристики текста и т.д. Свои выводы и наблюдения сопоставьте с изложенными в учебной литературе.

Литература:

Основная:

1. История русской литературы XIX в. 40-60-е гг. [Текст]: Учебное пособие / под. ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. М, 2007.

2. Манн Ю. В. Мировая художественная культура. XIX век. [Текст]: учебное пособие/ Ю. В. Манн.- СПб.: Питер, 2007.- 460 c.

3. История русской литературы XI-XIX вв. [Текст]: Учебное пособие для вузов. М., 2007.

4. История русской литературы конца XIX-начала XX вв. В 2 т. Т.1 [Текст] : учебное пособие/ под ред. В.А. Келдыша.- М. : Академия, 2007.- 288 c.

Дополнительная:

1. Бабенко В. Г. Музы русской литературы [Текст]: литературная критика/ В. Г. Бабенко.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.- 344 c.: ил.

2. Русская литература 19 века: Большая хрестоматия [Электронный ресурс] : электронный учебник.- М. : ООО Бизнес-софт, 2007.

3. Хрестоматия по русской литературе: незаменимые для рефератов и сочинений 22000 страниц полных текстов всех произведений (СD) [Текст] : художественная.- М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2009.

4. Хрестоматия по русской литературе: Электронная книга. – М.: Директмедиа, 2007.

Тема: 56- 4ч. Литературное движение конца XIX в. Творчество В.М. Гаршина.

Цель: рассмотреть литературное движение конца XIX в. на фоне общественно-политической эпохи; выявить общие тенденции и специфические особенности литературного периода конца XIX в., выявить идейно-художественное своеобразие прозы В. Гаршина.

Ключевые слова: «безвременье», идеалистическая философия, натурализм, неоромантизм, русский декаданс, реализм.

Вопросы:

1. Кризис народничества: возрождение русской идеалистической философии. Возрастание общественной и литературной роли газеты («Неделя», «Новое время», «Русские ведомости»)

2. Новый подъем поэзии: гражданская поэзия С.Я. Надсона (романтизм); революционная поэзия П.Ф. Якубовича; любовная поэзия А.Н. Апухтина.

3. Философская лирика Вл. Соловьева, Д. Мережковского, Н. Минского.

4. Стиль «сгущенного» реализма В.М. Гаршина.

5. Антивоенные рассказы Гаршина («Из воспоминаний рядового Иванова»).

6. Проблема борьбы с общественным злом («Художники», «Происшествие», «Надежда Николаевна»).

7. Аллегорические рассказы о борцах - одиночках («Красный цветок»).

Оборудование: портрет писателя, видеозапись, презентация.

Методические рекомендации:

Приступая к выполнению заданий, поставьте перед собой задачу: понять их значимость

В качестве исходного положения для подготовки к занятию предлагается использовать повторение терминологии: например, сюжет и его структурные элементы, композиция, текстология, палеография, рефрен и т. д., в зависимости от темы занятия. Проверьте, свободно ли вы оперируете этими понятиями. В случае необходимости обратитесь к КЛЭ, ЛЭС и откорректируйте записи в своих собственных словариках. Вторая рекомендация - знакомство с текстом. В ходе чтения рекомендуется выписывать слова и словосочетания, лексическое значение которых вам недостаточно ясно, например: окаянные, вежи половецкие, черные клобуки, берендеи и т.п. Только после этого приступайте к третьей рекомендации - чтению текста. Продолжайте выписывать незнакомые слова и выражения. Закончив чтение, ответьте на вопросы. Первый блок практического занятия, как правило, ознакомительный, желательно составить тезисный план ответа на 1 вопрос. Знакомство со вторым вопросом, как правило, требует какого- либо комментария к тексту. Вы должны представить себе, в какой обстановке жили герои, какую одежду они носили, каким оружием сражались, что они читали и почитали. При необходимости сделайте собственные комментарии. Свой ответ соотнесите с историческим и художественным временем. Для углубленного изучения проблемы обратитесь к работам исследователей- ученых в этой области. Скопируйте отдельные их положения для литературоведческой копилки. Используя материалы учебных пособий, специальной литературы и т. д., ответьте на вопросы, поставленные перед вами. Отрабатывайте навыки самостоятельного сопоставительного анализа, например, соотнесите сюжет с сюжетом, сравните композиции; выясните, какие художественные задачи решал народ в разных произведениях, сопоставьте содержание произведений поэтапно. Желательно составить план ответа каждого вопроса. Мысленно перескажите ответ в их причинно-временной последовательности, после пересказа вычлените сюжетные части и по необходимости внесите их в таблицу, например, элемент сюжета, фрагменты текста, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка примечание: в таблице следует проставить номера страниц процитированных фрагментов текста по изданию, с которым вы работаете. Остается обобщить ваши знания. При необходимости коротко запишите созданные вами характеристики. Выберите направление, в котором вам интересно было бы рассмотреть прямые и ассоциативные связи данного вопросам с разными видами искусства. Решите, в какой форме будете отвечать. Это может быть: а) обзор литературы; б) единый доклад группы; в) система сообщений по вопросам; г) литературно-музыкальная композиция; д) викторина или кроссворд, устный ответ, и т.п. Одно из обязательных условий повышающих эффективность вашего ответа - оформление всех материалов в строгом соответствии с требованиями библиографии и использование иллюстративных материалов: аудиозаписей, репродукций, схем, таблиц, слайдов, выставок книг. Работая над вопросами практического занятия, если вы обнаружили ссылки, обратитесь к источникам. Исходным пунктом вашего ответа будет вывод. После выполнения этих видов работы еще раз обратитесь к тексту и обдумайте нерешенные вопросы. Это будет ваше заключительное обращение к тексту, собственно профессиональное его чтение, осмысление на новом уровне, возможное только после всей проделанной работы. Читаем с карандашом в руках, подчеркиваем или выписываем /если текст не принадлежит вам лично/ например, поэтические характеристики текста и т.д. Свои выводы и наблюдения сопоставьте с изложенными в учебной литературе.

Литература:

Основная:

1. История русской литературы XIX в. 40-60-е гг. [Текст]: Учебное пособие / под. ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. М, 2007.

2. Манн Ю. В. Мировая художественная культура. XIX век. [Текст]: учебное пособие/ Ю. В. Манн.- СПб.: Питер, 2007.- 460 c.

3. История русской литературы XI-XIX вв. [Текст]: Учебное пособие для вузов. М., 2007.

4. История русской литературы конца XIX-начала XX вв. В 2 т. Т.1 [Текст] : учебное пособие/ под ред. В.А. Келдыша.- М. : Академия, 2007.- 288 c.

Дополнительная:

1. Бабенко В. Г. Музы русской литературы [Текст]: литературная критика/ В. Г. Бабенко.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.- 344 c.: ил.

2. Русская литература 19 века: Большая хрестоматия [Электронный ресурс] : электронный учебник.- М. : ООО Бизнес-софт, 2007.

3. Хрестоматия по русской литературе: незаменимые для рефератов и сочинений 22000 страниц полных текстов всех произведений (СD) [Текст] : художественная.- М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2009.

4. Хрестоматия по русской литературе: Электронная книга. – М.: Директмедиа, 2007.

Тема: 57- 4ч. Поэтика прозы В.Г.Короленко.

Цель: рассмотреть творчество В.Г. Короленко в русле литературного процесса конца XIXв.; выявить специфические особенности прозы писателя.

Ключевые слова: тема народа, поэзия «вольной волюшки», синтез романтизма и реализма, аллегорические рассказы, философия, психологизм.

Вопросы:

1. Тема народа, разнообразие народных типов в творчестве В.Г. Короленко («Сон Макара», «Река играет»).

2. Новые черты в изображении народа («Лес шумит», «Без языка»).

3. Символико-философские рассказы В.Г. Короленко («Сказание о Флоре», «Мгновение», «Огоньки»).

4. Идейно тематическая направленность повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

5. Проблема нравственного выбора в повести «Слепой музыкант».

6. Мастерство Короленко-психолога в воссоздании мировосприятия детей («Парадокс», «В дурном обществе»).

Оборудование: портрет писателя, видеозапись, презентация.

Методические рекомендации:

Приступая к выполнению заданий, поставьте перед собой задачу: понять их значимость

В качестве исходного положения для подготовки к занятию предлагается использовать повторение терминологии: например, сюжет и его структурные элементы, композиция, текстология, палеография, рефрен и т. д., в зависимости от темы занятия. Проверьте, свободно ли вы оперируете этими понятиями. В случае необходимости обратитесь к КЛЭ, ЛЭС и откорректируйте записи в своих собственных словариках. Вторая рекомендация - знакомство с текстом. В ходе чтения рекомендуется выписывать слова и словосочетания, лексическое значение которых вам недостаточно ясно, например: окаянные, вежи половецкие, черные клобуки, берендеи и т.п. Только после этого приступайте к третьей рекомендации - чтению текста. Продолжайте выписывать незнакомые слова и выражения. Закончив чтение, ответьте на вопросы. Первый блок практического занятия, как правило, ознакомительный, желательно составить тезисный план ответа на 1 вопрос. Знакомство со вторым вопросом, как правило, требует какого- либо комментария к тексту. Вы должны представить себе, в какой обстановке жили герои, какую одежду они носили, каким оружием сражались, что они читали и почитали. При необходимости сделайте собственные комментарии. Свой ответ соотнесите с историческим и художественным временем. Для углубленного изучения проблемы обратитесь к работам исследователей- ученых в этой области. Скопируйте отдельные их положения для литературоведческой копилки. Используя материалы учебных пособий, специальной литературы и т. д., ответьте на вопросы, поставленные перед вами. Отрабатывайте навыки самостоятельного сопоставительного анализа, например, соотнесите сюжет с сюжетом, сравните композиции; выясните, какие художественные задачи решал народ в разных произведениях, сопоставьте содержание произведений поэтапно. Желательно составить план ответа каждого вопроса. Мысленно перескажите ответ в их причинно-временной последовательности, после пересказа вычлените сюжетные части и по необходимости внесите их в таблицу, например, элемент сюжета, фрагменты текста, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка примечание: в таблице следует проставить номера страниц процитированных фрагментов текста по изданию, с которым вы работаете. Остается обобщить ваши знания. При необходимости коротко запишите созданные вами характеристики. Выберите направление, в котором вам интересно было бы рассмотреть прямые и ассоциативные связи данного вопросам с разными видами искусства. Решите, в какой форме будете отвечать. Это может быть: а) обзор литературы; б) единый доклад группы; в) система сообщений по вопросам; г) литературно-музыкальная композиция; д) викторина или кроссворд, устный ответ, и т.п. Одно из обязательных условий повышающих эффективность вашего ответа - оформление всех материалов в строгом соответствии с требованиями библиографии и использование иллюстративных материалов: аудиозаписей, репродукций, схем, таблиц, слайдов, выставок книг. Работая над вопросами практического занятия, если вы обнаружили ссылки, обратитесь к источникам. Исходным пунктом вашего ответа будет вывод. После выполнения этих видов работы еще раз обратитесь к тексту и обдумайте нерешенные вопросы. Это будет ваше заключительное обращение к тексту, собственно профессиональное его чтение, осмысление на новом уровне, возможное только после всей проделанной работы. Читаем с карандашом в руках, подчеркиваем или выписываем /если текст не принадлежит вам лично/ например, поэтические характеристики текста и т.д. Свои выводы и наблюдения сопоставьте с изложенными в учебной литературе.

Литература:

Основная:

1. История русской литературы XIX в. 40-60-е гг. [Текст]: Учебное пособие / под. ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. М, 2007.

2. Манн Ю. В. Мировая художественная культура. XIX век. [Текст]: учебное пособие/ Ю. В. Манн.- СПб.: Питер, 2007.- 460 c.

3. История русской литературы XI-XIX вв. [Текст]: Учебное пособие для вузов. М., 2007.

4. История русской литературы конца XIX-начала XX вв. В 2 т. Т.1 [Текст] : учебное пособие/ под ред. В.А. Келдыша.- М. : Академия, 2007.- 288 c.

Дополнительная:

1. Бабенко В. Г. Музы русской литературы [Текст]: литературная критика/ В. Г. Бабенко.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.- 344 c.: ил.

2. Русская литература 19 века: Большая хрестоматия [Электронный ресурс] : электронный учебник.- М. : ООО Бизнес-софт, 2007.

3. Хрестоматия по русской литературе: незаменимые для рефератов и сочинений 22000 страниц полных текстов всех произведений (СD) [Текст] : художественная.- М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2009.

4. Хрестоматия по русской литературе: Электронная книга. – М.: Директмедиа, 2007.

Тема: 58-6ч. Жанровая специфика и психологизм творчества А.П.Чехова.

Цель: способствовать выработке навыка идейно-художественного анализа пьесы А.П. Чехова; способствовать выработке умения выявления специфики драматургического мастерства и новаторства А.П. Чехова.

Ключевые слова: юмор, ирония, эмоциональная выразительность, экспрессия, музыкальность, открытость финала, образность, новаторство, конфликт, символика, «подводное течение», система пауз.

Вопросы:

1. Стилевое своеобразие и мастерство А.П. Чехова – рассказчика.

2. Своеобразие юмора ранних произведений А.П. Чехова («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Злоумышленник», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев»).

3. Социальная и философская проблематика в рассказах «Тоска», «Припадок», «Именины».

4. Постановка важнейших проблем эпохи и человеческого бытия в повестях и рассказах 1890-х гг. («Дуэль», «Дом с мезонином», «Палата №6», «Черный монах»).

5. Проблема счастья в творчестве А.П. Чехова («Учитель словесности», «Скрипка Ротшильда», «Крыжовник»), проблема любви («Мужики», «В овраге»).

6. Новый этап развития русской драматургии в творчестве А.П. Чехова.

7. Проблематика пьесы «Чайка» (проблема соотношения таланта и личности творца, проблема любви и счастья).

8. Треплев и Тригорин – разный взгляд на художественное новаторство.

9. Тема счастья в пьесе «Три сестры».

10. Проблема смены «культурных эпох» в пьесе «Вишневый сад».

Задания: 1. Анализ рассказа А.П. Чехова (на выбор) по сюжетной схеме:

а) экспозиция

б) завязка

в) развитие

г) кульминация

д) развязка

е) эпилог.

2. Ответить письменно на вопросы: 1. Кто «чайка» - Нина Заречная или Треплев? 2. Чем является талант для человека? В чем состоит суть антитезы: Треплев и Нина – два отношения к творчеству – две судьбы?

Оборудование: портрет писателя, видеозапись, презентация.

Методические рекомендации:

Приступая к выполнению заданий, поставьте перед собой задачу: понять их значимость

В качестве исходного положения для подготовки к занятию предлагается использовать повторение терминологии: например, сюжет и его структурные элементы, композиция, текстология, палеография, рефрен и т. д., в зависимости от темы занятия. Проверьте, свободно ли вы оперируете этими понятиями. В случае необходимости обратитесь к КЛЭ, ЛЭС и откорректируйте записи в своих собственных словариках. Вторая рекомендация - знакомство с текстом. В ходе чтения рекомендуется выписывать слова и словосочетания, лексическое значение которых вам недостаточно ясно, например: окаянные, вежи половецкие, черные клобуки, берендеи и т.п. Только после этого приступайте к третьей рекомендации - чтению текста. Продолжайте выписывать незнакомые слова и выражения. Закончив чтение, ответьте на вопросы. Первый блок практического занятия, как правило, ознакомительный, желательно составить тезисный план ответа на 1 вопрос. Знакомство со вторым вопросом, как правило, требует какого- либо комментария к тексту. Вы должны представить себе, в какой обстановке жили герои, какую одежду они носили, каким оружием сражались, что они читали и почитали. При необходимости сделайте собственные комментарии. Свой ответ соотнесите с историческим и художественным временем. Для углубленного изучения проблемы обратитесь к работам исследователей- ученых в этой области. Скопируйте отдельные их положения для литературоведческой копилки. Используя материалы учебных пособий, специальной литературы и т. д., ответьте на вопросы, поставленные перед вами. Отрабатывайте навыки самостоятельного сопоставительного анализа, например, соотнесите сюжет с сюжетом, сравните композиции; выясните, какие художественные задачи решал народ в разных произведениях, сопоставьте содержание произведений поэтапно. Желательно составить план ответа каждого вопроса. Мысленно перескажите ответ в их причинно-временной последовательности, после пересказа вычлените сюжетные части и по необходимости внесите их в таблицу, например, элемент сюжета, фрагменты текста, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка примечание: в таблице следует проставить номера страниц процитированных фрагментов текста по изданию, с которым вы работаете. Остается обобщить ваши знания. При необходимости коротко запишите созданные вами характеристики. Выберите направление, в котором вам интересно было бы рассмотреть прямые и ассоциативные связи данного вопросам с разными видами искусства. Решите, в какой форме будете отвечать. Это может быть: а) обзор литературы; б) единый доклад группы; в) система сообщений по вопросам; г) литературно-музыкальная композиция; д) викторина или кроссворд, устный ответ, и т.п. Одно из обязательных условий повышающих эффективность вашего ответа - оформление всех материалов в строгом соответствии с требованиями библиографии и использование иллюстративных материалов: аудиозаписей, репродукций, схем, таблиц, слайдов, выставок книг. Работая над вопросами практического занятия, если вы обнаружили ссылки, обратитесь к источникам. Исходным пунктом вашего ответа будет вывод. После выполнения этих видов работы еще раз обратитесь к тексту и обдумайте нерешенные вопросы. Это будет ваше заключительное обращение к тексту, собственно профессиональное его чтение, осмысление на новом уровне, возможное только после всей проделанной работы. Читаем с карандашом в руках, подчеркиваем или выписываем /если текст не принадлежит вам лично/ например, поэтические характеристики текста и т.д. Свои выводы и наблюдения сопоставьте с изложенными в учебной литературе.

Литература:

Основная:

1. История русской литературы XIX в. 40-60-е гг. [Текст]: Учебное пособие / под. ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. М, 2007.

2. Манн Ю. В. Мировая художественная культура. XIX век. [Текст]: учебное пособие/ Ю. В. Манн.- СПб.: Питер, 2007.- 460 c.

3. История русской литературы XI-XIX вв. [Текст]: Учебное пособие для вузов. М., 2007.

4. История русской литературы конца XIX-начала XX вв. В 2 т. Т.1 [Текст] : учебное пособие/ под ред. В.А. Келдыша.- М. : Академия, 2007.- 288 c.

Дополнительная:

1. Бабенко В. Г. Музы русской литературы [Текст]: литературная критика/ В. Г. Бабенко.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.- 344 c.: ил.

2. Русская литература 19 века: Большая хрестоматия [Электронный ресурс] : электронный учебник.- М. : ООО Бизнес-софт, 2007.

3. Хрестоматия по русской литературе: незаменимые для рефератов и сочинений 22000 страниц полных текстов всех произведений (СD) [Текст] : художественная.- М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2009.

4. Хрестоматия по русской литературе: Электронная книга. – М.: Директмедиа, 2007.