Происхождение искусств. Тотемизм, магия, их связь с фольклором и литературой.
Синкретизм в искусстве.
Из особенностей первобытного искусства родились первоначальные мировоззренческие системы тотемизма, фетишизма и анимизма. Для них характерна развитость магических, колдовских ритуалов и вера в возможность средствами магии влиять на ход событий.
Тотемизм (тотем - род) характеризуется верованием в кровную родство с некоторой животным или растением. Тотемизм возник в верхнем палеолите: уже тогда с явилась вера в охранный связь человека и его тотему. Распространенными тотемами-хранителями наших предков были: среди животных и птиц - коза, медведь, лошадь, аист, ласточка, журавль, среди растений - дуб, ива, береза, калина, полынь, рута-мята, базилик и т.д.
Фетишизм (фетиш - амулет) в виде культа не одухотворенных предметов был древнейшей формой первобытной религии. Это своего рода приписывание неодушевленным предметам способности влиять на судьбу и здоровье людей, вера в приметы и поклонение вещам, объектам природы. В Украине от древнейших времен до сегодняшнего дня сохранились такие фетиши, как звезда, луна, вода, огонь, каравай, подкова, мак, цветной камень и т.д.
Анимизм (анима - душа) - вера в существование различных нематериальных существ (Духов). Это значительно сложнее шаг в развитии первобытного мировоззрения - рождения представлений о духах, заселение мира многими невидимыми существами, способными влиять на людей. Если ритуальные и колдовские действия согласно фетишизмом и тотемизмом направлены на предметы, то на стадии анимизма внимание обращается на контакты со сверхъестественными силами в Ораза духов. Итак, логического мышлению было свойственно отождествление человеческих черт и его поведения с предметами, явлениями природы, животным миром.
Синкретизм – объединение различных систем и взглядов.
Синкретизм - неделимое единство разных видов творчества, - существовал на ранней стадии развития человеческого общества. Это было связано с фантастическими представлениями первобытных племён о мире, в котором они жили, с антропоморфизмом в осознании природных явлений - одушевлением сил природы, уподоблением их человеку. Это выразилось в первобытной магии - представлении о способах воздействия на природу, попытках сделать так, чтобы она благоприятствовала жизни человека, его поступкам. Магия была отражением веры в то, что определённые явления в природе и человеческой жизни можно вызвать путём их имитации. Одним из первых проявлений магии был тотемизм - комплекс верований и обрядов, связанных с представлениями о родстве между родами и определённым видами животных или растений. Первобытные люди рисовали на стенах пещер зверей, вырезали их из дерева или камня, делали их своими заступниками, а чтобы задобрить их, танцевали и пели под звуки первых музыкальных инструментов. Так родились живопись и скульптура, пантомима и музыка, художественное слово. Постепенно обряды становились разнообразнее, люди стали совершать ритуальные действия не только перед своими тотемами, но и собираясь на охоту, перед приходом весны, сбором урожая, а также перед войнами, в связи с рождением, бракосочетанием и смертью. Появились уже не только обрядовые, но и обычные лирические песни, а также другие не связанные с обрядностью жанры - сказки, позднее - легенды. Так стал развиваться фольклор - устное народное творчество.
- Предмет и задачи литературоведения.
- Структура литературоведения. Основные отрасли науки о литературе.
- Вспомогательные отрасли литературоведения. Взаимосвязь между ними.
- Текстология и библиография.
- Общее и разное в художественной и научной формах познания.
- Художественная литература и фольклор.
- Происхождение искусств. Тотемизм, магия, их связь с фольклором и литературой.
- Художественная литература как вид искусства. Предмет и объект литературного творчества.
- Художественный образ. Образ и понятие. Термин.
- Время и пространство в худож. Литературе. Понятие хронотопа.
- Художественный вымысел. Образ и прототип. Автобиографизм.
- Форма худож. Произведения, её структурные компоненты.
- Типизация в художественной литературе. Образ, характер, тип.
- Сюжет литературного произведения. Сюжет как средство раскрытия характеров персонажей.
- Композиция литературного произведения. Традиционные композиционные приемы. Монтаж. Архитектоника.
- Внесюжетные элементы и их художественные функции.
- Конфликт и его роль в развитии сюжета.
- Литературный язык и язык художественной литературы. Основные функции. Речь автора и речь персонажа.
- Тропы, их художественная функция, образно-эстетические возможности.
- Сравнение, эпитет, их эстетическая роль.
- Метафора, ее разновидности и изобразительно-выразительные средства.
- Метонимия и синекдоха, их изобразительно-выразительные функции.
- Перифраза, оксюморон, эвфемизм. Гипербола и литота. Их художественные функции.
- Фигуры поэтического синтаксиса.
- Проза и стих. Ритмичность художественной речи.
- Основные системы стихосложения
- Особенности силлабо- тонической системы стихосложения.
- Античная система стихосложения.
- Соотношение понятий стопа, размер, метр, Виды стоп.
- Звуковая организация поэтической речи. Повторы, их виды.
- Рифма, её функции.
- Классификация рифм.
- Белый, вольный, свободный стих.
- Понятие строфы, виды строф. Онегинская строфа. Ее строение, происхождение и художественная функция.
- Твёрдые (классические) формы стиха.
- Понятие о родах, видах и жанрах художественной литературы.
- Эпос как литературный род.
- Повесть и рассказ, их разновидности.
- Роман и эпопея.
- Лирика как литературный род. Жанры лирики.
- Драма как литературный род. Жанры драматических произведений.
- Лиро-эпические произведения.
- Художественная публицистика.
- Художественный перевод, его функции.
- Понятие о форме и содержании художественного произведения.
- Тема, идея, проблематика, пафос художественного произведения.
- Принципы анализа художественного произведения.
- Литературная критика.
- Литературный процесс. Традиции и новаторство.
- Литературные методы (направления) Проблемы художественного метода и стиля; различные толкования этих понятий в литературоведческой науке.
- Стиль писателя. Стилеобразующие факторы. Стиль и метод.
- Литературные течения, школы.
- Речь как средство индивидуализации образа.
- Психологический анализ в литературе.
- Пейзаж в литературном произведении.
- Портрет в литературном произведении.
- Комическое в литературе. Сатира и юмор.
- Личность писателя и его творчество. Автор и читатель.
- Массовая литература.
- Художественная литература среди других искусств.
- Литературные связи, их формы.
- Литературные направления хх века. Модернизм, реализм, экзистенциализм в литературе. Постмодернизм.
- Функции художественной литературы.
- Сатирические средства создания художественного образа.