«Сентиментальные повести» Зощенко: особенность конфликта и героя
«Сентиментальные повести» отличались не только своеобразием объекта (по словам Зощенко, он берет в них "человека исключительно интеллигентного", в мелких же рассказах пишет "о человеке более простом"), но и были написаны в иной манере, чем рассказы.
Повествование ведется не от имени мещанина, обывателя, а от имени писателя Коленкорова, и этим как бы воскрешаются традиции русской классической литературы. На самом деле у Коленкорова вместо следования гуманистическим идеалам XIX века получается подражательство и эпигонство. Зощенко пародирует, иронически преодолевает эту внешне сентиментальную манеру.
«Сентиментальные повести» назвал автор книгу своих рассказов. Действительно, в этой новой книжке перед нами Зощенко особого рода, «сентиментальный» Зощенко. Стяжав себе славу, как веселый и занимательный рассказчик, он в данной книжке занимается тем, что «пужает» читателя и сам «пужается». Само собой разумеется, что в этой книге перед нами все тот же старый зощенковский герой, маленький гнусненький человечек, плотоядный и косноязычный, глупый и ничтожный. Этого добра царская полукрепостническая Россия создала и воспитала немало. Зощенко полными пригоршнями берет из этой сокровищницы, густо кладет краски умелой рукой. И оттого, что все его герои — герои сегодняшнего дня, что автор изображает их в новой жизни все такими же «черненькими», для некоторой категории читателей это кажется особенно «пикантным» и привлекательным. Это для них, до некоторой степени, сладкий отдых от громких лозунгов революции с возвеличиванием коллектива пролетария и крестьянина, поднявшихся на борьбу за лучшие идеалы человечества.
Для такого читателя Зощенко, хочет он этого или не хочет (а он, действительно, этого хочет), как бы говорит: «Революция отзвучала, как далекий гром, пронеслась, как мимолетная гроза, стороной, а человек — мелочный, жадный, вороватый и тупой — остался таким же, как был, и от него никуда не уйдешь». Если бы у Зощенко-сатирика за бичующими строками проглядывала хоть тень любви к человеку и веры в его будущее, его творчество не было бы таким тяжелым и жутким. (Говоря так, мы, конечно, оставляем в стороне веселую и легкую форму его фельетона, а берем его творчество по существу.) Но у Зощенко нет этой любви, этой веры, у него ничего за душой нет. Это — обыкновенный, рядовой обыватель, который с некоторым даже злорадством копается, переворачивает человеческие отбросы и, зло посмеиваясь, набрасывает мрачнейшие узоры своего своеобразного зощенковского фольклора. Тут хоть бы кто завоет от тоски и безысходности.
Язык фактов слишком очевидно говорит всем читателям Зощенко, что двигателем жизни остается не то мелкое, тупое и вороватое, что видит Зощенко, а тот здоровый классовый инстинкт масс, вооруженных сознанием величия задач своей эпохи, который преодолевает это корыстное и тупое в человеке и помогает ему быть творцом своего будущего.
60-тво как культурно-общественное явление
60-70-е г.
Происходит изменение в теории соц ре. Обнаруж-ся стремление к расширен понятия соц ре и преодоление догматич постулатов этого метода. На эт этапе начин утрачивать авторитет уставное определение соц ре, котор начин ассоциироваться с гос, казармен, заказным ре. Особ-ти: 1. новое мифотв-во 2 сакрализация отдельн деятелей революц движения. Внимание л-ры соц ре к биографич жанру 3. создание нов типа воспитат романа (Островск «Как закалялась сталь»). 4. формир с-мы двойных смыслов: тайн и явного. 5. принцип тиражирования и копирования. 6. подстановка истин веры на место разума и познания. Эт тенденция проявл-ся в акцентировании черт нов героев: аскетичность, мученичество, жертвенность, презрение к настоящему. 7. нов концепция взаимоотнош мира и чел-а. С 56 г. - начало перемен в л-ре и всей об-венной жизни. Нормы соцреализма сменяются более свободными худож. решениями. Этот трудный путь л-ры к себе составлял незримое содержание л-ры за 40 лет. Этот процесс был длительным, не всегда последовательным, были св. внутр. градации. 3 периода: с середины 50-х до конца 60-х - условно "шестидесятые годы"; с конца 60-х до конца 70-х - условно "семидесятые"; с середины 80-х до 1991 г. - условно "восьмидесятые". "Шестидесятые". Предпр. пропытка усовершенствовать режим, не меняя его основ. Постоянные рецидивы насилия, репрессий в духовной жизни, л-ре, издевательства над людьми. Интерес к истории отечества, философским учениям Запада, Востока и самой России. Возрос интерес к поэзии, л-ре, новая плеяда писателей. Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Аксенов, Вампилов. "Один день Ивана Денисовича" Солженицына, "Теркин на том свете" Твардовского. Это был 1 шаг возвр. России к нормальному существованию. Особая роль в этом - ж-л "Новый мир" под ред. А. Твардовского. С сердины 50-х возникали и возродились журналы - "Москва", "Юность", "Молодая гвардия" (возобновлен), "Нева" (возобновлен вместо "Ленинград"). Вновь у журналов стало появляться собственное лицо, позиция, различие в направлении, эстетическая и даже духовная программа, расхождения во взглядах на общество и литературу. Особенно четко противостояние журналов "Новый мир" и "Октябрь". Воинствующие выступления против обновления, за прежнюю жизнь и образ мысли. "Новый мир" 60-х гг. явление незаурядное. Оказавшись в силовом поле Твардовского, журнал "Новый мир" поднялся на новый уровень. Публ. в «Н.м.» служ. верн. знаком качества для прозы. Многообразие и новизна худ. решений. На стр. "Н.м." в 60-е появл. все новации ("1 день Ив. Денис." и "Матренин двр" С. Пов-ть Залыгина "На Иртыше). Существование ж-ла было непрерывной борьбой. Нужно яростно и непрерывно сражаться с цензурой. "Н.м." доказывал, что еще есть тв-во, что м. быть верным правде и себе, не мириться с несправедливостью и возвысить голос на всю страну, служа л-ре, а не партии. Разгром редакции "Н.м." и был знаком полного окончания оттепели и обновления. 70-е годы. оч. плодотворн. время в л-ре. Трифонов, Искандер, Битов, Шукшин, Белов. Нач. возвр. все богатство нравствен., психолог., духовн. пробл., кот. б и остаются реальным содержанием бытия. В 70-е вновь они увидели в народе совокупность людей, живущих кажд. собств. жизнью, проблемы этих людей не менее важны чем государственные проблемы эк., политики. Этим привл. проза Шукшина. Главн. в расск. Ш. - умение видеть действительность в многообразии характеров. Он как бы утверждал право каждого на непохожесть. Ш. обр. к людям до сих пор составлявшим русск. народ. "Обида». Все публ. в "Новом мире".
- Символизм в русской литературе
- Своеобразие героев в рассказах в. Шукшина
- Изображение гражданской войны в повести Лавренева «Сорок первый»
- Лирическая поэзия 60-80-х гг.
- Русская сатирическая проза 20-30-х гг.
- Лирика периода вов
- «Сентиментальные повести» Зощенко: особенность конфликта и героя
- 9.Роман-эпопея Шолохова «Тихий Дон»: история создания и проблематика
- 10. Тема октябрьской революции в публицистике: м. Горький «Несвоевременные мысли», Бунин «Окаянные дни»
- 11. Акмеизм как литературное течение
- 12 Тема вов в русской литературе: лейтенантская проза
- 13 Сатирические пьесы Маяковского «Клоп» или «Баня» (общая хар-ка)
- 14.Деревенская проза как литературно-эстетический феномен
- 15 Жанр фельетона в русской литературе 1920-30-х гг
- 16. Декадентские течения в русской литературе начало 20 века (общая х-ка, символизм)
- 17. Характеры и обстоятельства в повести Белова «Привычное дело» (характеристика Белова как первого деревенщика, тема труда).
- 18. Поэма Блока «12» (история создания, образы символика).
- 19. Развитие жанра монументального рассказа Солженицын «Матренин двор»
- 20. Культурная атмосфера оттепели
- 21. Футуризм и Маяковский
- 22. Гоголевские традиции в творчестве Булгакова
- 23. Новокрестьянская поэзия и творчество с. А. Есенина.
- 24. Реальность и вымысел в произведениях м. Булгакова 20-х гг. («Роковые яйца», «Собачье сердце», «Иван Васильевич» и «Ева и Адам»).
- 25. Особенности конфликта в драматургии Вампилова. (как пример, взяла «Утиную охоту»).
- 26. «М и м» как закатный роман
- 27. История создания романа и эстетические приемы романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
- 28. Поэмное творчество Маяковского
- 27. Сюжетно- композиционные особенности романа «Мастер и Маргарита»
- 30.Художественное открытие русского авангарда.
- 31.Творческая история поэмы Ахматовой «Реквием»
- 32.Жанровое своеобразие романа Ильфа и Петрова «12 стульев», «Золотой теленок»
- 33. Возвращенная литература: имена, произведения.
- 34. Феномен авторской песни.
- 36. Космизм образов поэмы Блока «12»
- 37)Поэмное творчество Есенина
- 38)Имажинизм как литературное течение
- 39)Психологизм военной прозы(на выбор автора и произведение)
- 40)Поэзия б. Пастернака: темы, образы, худ. Строй
- 41)Нравственные проблемы в русской прозе 60-70 гг («Коллеги» Аксенов)
- 42) Функции метафоры Маяковского
- 43) Женские образы в романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон»
- 44. Любовная лирика Анны Ахматовой
- 45.Система образов в романе-эпопее Шолохова «т.Д»
- 46. Любовная лирика Сергея Есенина
- 47. Общественно-культурная жизнь России на рубеже 19-20-го веков. Философская доминанта начала века
- 48. Антитеза 2-х миров в стихотворении Блока «Скифы»
- 49. Тема любви в цикле Бунина «Тёмные аллеи»
- 50.Общая характеристика творчества а. Толстого