32.Жанровое своеобразие романа Ильфа и Петрова «12 стульев», «Золотой теленок»
Сатирические фигуры раскрываются в действии, авторы отказываются от манеры саморазоблачительных монологов, душеспасительных бесед и скоропалительных обличений и избирают принцип комического самораскрытия образа. Иными становятся и средства сатиры, разнообразятся приёмы поэтики комического. На смену буффонаде и стилистическому гротеску (у Булгакова) приходит комизм характеров. Обилие разнообразных персонажей создаёт многокрасочный, пёстрый фон (др. герои раскрыты средствами графического шаржа). Они первыми в советской сатирической прозе создали художественный образ, который стал нарицательным, продолжив галерею известных типов классической сатиры. Определяющую роль в романах играют социально-классовые симпатии и антипатии. Остап Бендер «качается» между 2 полюсами, противостоя каждому из них, что придаёт его образу особый интерес. Остап Бендер умён, даже остроумен. Но предметом сатиры является отнюдь не ум, а глупость, следовательно, на лицо противоречие. Однако «снижение» героя ведётся планомерно. Начинается оно с того, что рядом с бендеровским умом соседствует не мудрость, а хитрость, а рядом с остроумием – изворотливость, и нет ни грамма великодушия. Принцип стяжания достоен всякого осуждения. Не делая героя подлецом, авторы тем не самым усиливают нападки на весь институт частной собственности.Советская сатира 20-х годов запечатлела процесс разрушения «содружества» тёмных личностей, тёмных сил в новом обществе.
Сатира Ильфа и Петрова обладает рядом особенностей.
Во-первых, это пародия, которой насыщены все сатирико-юмористические произведения Ильфа и Петрова. Пародировались сюжеты, характеры, имена собственные. Создавались пародии на типические факты, явления (знаменитая контора по заготовке рогов и копыт, «Сухаревская конвенция» Шуры Балаганова, описанные в «Золотом телёнке»).
Если в «Двенадцати стульях» можно говорить только о преобладании сатирических картин, то «Золотой теленок» задуман и построен как произведение целиком сатирическое.
Пародия придала авторскому тексту насмешливый оттенок. Например: «Все регулируется, течет по расчищенным руслам, совершает свой кругооборот в полном соответствии с законом и под его защитой. И один лишь рынок особой категории жуликов, именующих себя детьми лейтенанта Шмидта, находился в хаотическом состоянии. Анархия раздирала корпорацию детей лейтенанта».
Пародировались и известные формулы политического и военного жаргона («навалился класс-гегемон на миллионера-одиночку»; «Пиво отпускается только членам профсоюза»; «Командовать парадом буду я!»).
Пародия окрашивала реплики и рассказы Остапа Бендера, знатока штампов, официальных формул и общепринятых выражений («Широкие массы миллиардеров знакомятся с бытом новой советской деревни»; «Какой же я партиец? Я беспартийный монархист. Слуга царю, отец солдатам. В общем, взвейтесь, соколы, орлами, полно горе горевать»), концентрировалась в речевых характеристиках персонажей (знаменитый лексикон людоедки Эллочки, нудные ямбические словоизлияния Васисуалия Лоханкина).
Второй особенностью произведений Ильфа и Петрова является сдержанность. Острые словесные находки давались Ильфу и Петрову не слишком легко. Слово заносилось и записную книжку, кочевало из произведения в произведение. Так, прежде чем мелькнуть в «Золотом теленке», Спасо-Кооперативпая площадь была «испробована» в «Необыкновенных историях из жизни города Колоколамска». Самые веселые пародийные имена Ильф и Петров давали, как правило, второстепенным или даже третьестепенным персонажам.
Ещё одной отличительной чертой романов является размеренный ритм: «По аллее, в тени августейших лип, склоняясь немного на бок, двигался немолодой уже гражданин. Твердая соломенная шляпа с рубчатыми краями боком сидела па его голове».
Авторы используют многочисленные художественные средства, такие, как аллегория, образы-маски, гротеск и шарж.
В основе комического повествования Ильфа и Петрова лежит ирония, т.е. особый талант обостренного видения противоречий действительности. Художественную речь Ильфа и Петрова отличают афористичность, блеск юмора и оригинальность.
Роман «Двенадцать стульев» привлек внимание читателей, но критики его не заметили. О. Мандельштам с возмущением писал в 1929 о том, что этот «брызжущий весельем памфлет» оказался не нужен рецензентам. Рецензия А. Тарасенкова в «Литературной газете» была озаглавлена «Книга, о которой не пишут». Российская ассоциация пролетарских писателей назвала роман «серенькой посредственностью» и отметила, что в нем нет «зарядки глубокой ненависти к классовому врагу».
Ильф и Петров начали работать над продолжением романа. Для этого им пришлось «воскресить» Остапа Бендера, зарезанного в финале «Двенадцати стульев» Кисой Воробьяниновым. Новый роман «Золотой теленок» был опубликован в 1931 в журнале «30 дней», в 1933 вышел отдельной книгой в издательстве «Федерация». После выхода «Золотого теленка» дилогия стала необыкновенно популярной не только в СССР, но и за границей. Западные критики сравнивали ее с «Приключениями бравого солдата Швейка» Я. Гашека. Л. Фейхтвангер писал, что никогда не видел, чтобы «содружество переросло в такое творческое единство». Даже В. Набоков, презрительно отзывавшийся о советской литературе, отметил поразительную одаренность Ильфа и Петрова и назвал их произведения «совершенно первоклассными».
В обоих романах Ильф и Петров пародировали советскую действительность – например, ее идеологические клише («Пиво отпускается только членам профсоюза»). Предметом пародии стали и спектакли Мейерхольда («Женитьба» в театре Колумба), и опубликованная в 1920-е годы переписка Ф. М. Достоевского с женой (письма отца Федора), и искания постреволюционной интеллигенции («сермяжная правда» Васисуалия Лоханкина). Это дало основания некоторым представителям первой русской эмиграции назвать романы Ильфа и Петрова «пасквилем на русскую интеллигенцию».
В 1948 году секретариат Союза писателей постановил считать «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» пасквилянтскими и клеветническими книгами, переиздание которых «может вызвать только возмущение со стороны советских читателей». Запрет на переиздание был закреплен и специальным постановлением ЦК ВКП (б), действовавшим до 1956 года.
"Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" были опять востребованы хрущевской пропагандой - именно в качестве "лучших образцов советской сатиры".
Тем не менее "канонизация" Ильфа и Петрова в качестве классиков потребовала от тогдашних либералов немалых усилий. Следы полемики можно обнаружить, например, в предисловии, которое написал К. М. Симонов к переизданию дилогии в 1956 году. Во втором абзаце он оговаривает, что "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" созданы "людьми, глубоко верившими в победу светлого и разумного мира социализма над уродливым и дряхлым миром капитализма".
Подобного рода оговорки использовались и в 1960-е годы. Отечественные исследователи постоянно объясняли читателям, что Ильф и Петров не были противниками политического режима СССР, не были "внутренними эмигрантами". Например, в предисловии к пятитомному собранию сочинений, вышедшему в 1961 году, Б. Галанов настаивал, "что веселый смех Ильфа и Петрова в своей основе глубоко серьезен. Он служит задачам революционной борьбы со всем старым, отжившим, борьбы за новый строй, новую, социалистическую мораль". Таким же образом защищала Ильфа и Петрова Л. Яновская, автор вышедшей в 1963 году монографии "Почему вы пишете смешно?". По ее словам, "жадный интерес к советскому сатирическому роману за рубежом не имел ничего общего со злопыхательским интересом к недостаткам или неудачам Советской России. Неизвестно ни одного случая, когда сатира Ильфа и Петрова была бы использована нашими противниками против нас".
- Символизм в русской литературе
- Своеобразие героев в рассказах в. Шукшина
- Изображение гражданской войны в повести Лавренева «Сорок первый»
- Лирическая поэзия 60-80-х гг.
- Русская сатирическая проза 20-30-х гг.
- Лирика периода вов
- «Сентиментальные повести» Зощенко: особенность конфликта и героя
- 9.Роман-эпопея Шолохова «Тихий Дон»: история создания и проблематика
- 10. Тема октябрьской революции в публицистике: м. Горький «Несвоевременные мысли», Бунин «Окаянные дни»
- 11. Акмеизм как литературное течение
- 12 Тема вов в русской литературе: лейтенантская проза
- 13 Сатирические пьесы Маяковского «Клоп» или «Баня» (общая хар-ка)
- 14.Деревенская проза как литературно-эстетический феномен
- 15 Жанр фельетона в русской литературе 1920-30-х гг
- 16. Декадентские течения в русской литературе начало 20 века (общая х-ка, символизм)
- 17. Характеры и обстоятельства в повести Белова «Привычное дело» (характеристика Белова как первого деревенщика, тема труда).
- 18. Поэма Блока «12» (история создания, образы символика).
- 19. Развитие жанра монументального рассказа Солженицын «Матренин двор»
- 20. Культурная атмосфера оттепели
- 21. Футуризм и Маяковский
- 22. Гоголевские традиции в творчестве Булгакова
- 23. Новокрестьянская поэзия и творчество с. А. Есенина.
- 24. Реальность и вымысел в произведениях м. Булгакова 20-х гг. («Роковые яйца», «Собачье сердце», «Иван Васильевич» и «Ева и Адам»).
- 25. Особенности конфликта в драматургии Вампилова. (как пример, взяла «Утиную охоту»).
- 26. «М и м» как закатный роман
- 27. История создания романа и эстетические приемы романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
- 28. Поэмное творчество Маяковского
- 27. Сюжетно- композиционные особенности романа «Мастер и Маргарита»
- 30.Художественное открытие русского авангарда.
- 31.Творческая история поэмы Ахматовой «Реквием»
- 32.Жанровое своеобразие романа Ильфа и Петрова «12 стульев», «Золотой теленок»
- 33. Возвращенная литература: имена, произведения.
- 34. Феномен авторской песни.
- 36. Космизм образов поэмы Блока «12»
- 37)Поэмное творчество Есенина
- 38)Имажинизм как литературное течение
- 39)Психологизм военной прозы(на выбор автора и произведение)
- 40)Поэзия б. Пастернака: темы, образы, худ. Строй
- 41)Нравственные проблемы в русской прозе 60-70 гг («Коллеги» Аксенов)
- 42) Функции метафоры Маяковского
- 43) Женские образы в романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон»
- 44. Любовная лирика Анны Ахматовой
- 45.Система образов в романе-эпопее Шолохова «т.Д»
- 46. Любовная лирика Сергея Есенина
- 47. Общественно-культурная жизнь России на рубеже 19-20-го веков. Философская доминанта начала века
- 48. Антитеза 2-х миров в стихотворении Блока «Скифы»
- 49. Тема любви в цикле Бунина «Тёмные аллеи»
- 50.Общая характеристика творчества а. Толстого