Лирика периода вов
Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была"голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!"непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее, первое слово сказали лирики и публицисты. Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключит особенностью лирики 1941-1945 годов. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.
В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине Исаковского. Видоизменился в лирике военных лет и характер так называемого лирического героя: прежде всего он стал более земным, близким, чем в лирике.
Предшествующего периода. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всеми её батальными и бытовыми подробностями в поэзию. "Приземление" лирики не помешало поэтам передавать грандиозность событий и красоту подвига нашего народа. Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеческие лишения и страдания. Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов. В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы).
Проза представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки. Статьи писали: Леонов, А. Толстой, Шолохов.
-
Содержание
- Символизм в русской литературе
- Своеобразие героев в рассказах в. Шукшина
- Изображение гражданской войны в повести Лавренева «Сорок первый»
- Лирическая поэзия 60-80-х гг.
- Русская сатирическая проза 20-30-х гг.
- Лирика периода вов
- «Сентиментальные повести» Зощенко: особенность конфликта и героя
- 9.Роман-эпопея Шолохова «Тихий Дон»: история создания и проблематика
- 10. Тема октябрьской революции в публицистике: м. Горький «Несвоевременные мысли», Бунин «Окаянные дни»
- 11. Акмеизм как литературное течение
- 12 Тема вов в русской литературе: лейтенантская проза
- 13 Сатирические пьесы Маяковского «Клоп» или «Баня» (общая хар-ка)
- 14.Деревенская проза как литературно-эстетический феномен
- 15 Жанр фельетона в русской литературе 1920-30-х гг
- 16. Декадентские течения в русской литературе начало 20 века (общая х-ка, символизм)
- 17. Характеры и обстоятельства в повести Белова «Привычное дело» (характеристика Белова как первого деревенщика, тема труда).
- 18. Поэма Блока «12» (история создания, образы символика).
- 19. Развитие жанра монументального рассказа Солженицын «Матренин двор»
- 20. Культурная атмосфера оттепели
- 21. Футуризм и Маяковский
- 22. Гоголевские традиции в творчестве Булгакова
- 23. Новокрестьянская поэзия и творчество с. А. Есенина.
- 24. Реальность и вымысел в произведениях м. Булгакова 20-х гг. («Роковые яйца», «Собачье сердце», «Иван Васильевич» и «Ева и Адам»).
- 25. Особенности конфликта в драматургии Вампилова. (как пример, взяла «Утиную охоту»).
- 26. «М и м» как закатный роман
- 27. История создания романа и эстетические приемы романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
- 28. Поэмное творчество Маяковского
- 27. Сюжетно- композиционные особенности романа «Мастер и Маргарита»
- 30.Художественное открытие русского авангарда.
- 31.Творческая история поэмы Ахматовой «Реквием»
- 32.Жанровое своеобразие романа Ильфа и Петрова «12 стульев», «Золотой теленок»
- 33. Возвращенная литература: имена, произведения.
- 34. Феномен авторской песни.
- 36. Космизм образов поэмы Блока «12»
- 37)Поэмное творчество Есенина
- 38)Имажинизм как литературное течение
- 39)Психологизм военной прозы(на выбор автора и произведение)
- 40)Поэзия б. Пастернака: темы, образы, худ. Строй
- 41)Нравственные проблемы в русской прозе 60-70 гг («Коллеги» Аксенов)
- 42) Функции метафоры Маяковского
- 43) Женские образы в романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон»
- 44. Любовная лирика Анны Ахматовой
- 45.Система образов в романе-эпопее Шолохова «т.Д»
- 46. Любовная лирика Сергея Есенина
- 47. Общественно-культурная жизнь России на рубеже 19-20-го веков. Философская доминанта начала века
- 48. Антитеза 2-х миров в стихотворении Блока «Скифы»
- 49. Тема любви в цикле Бунина «Тёмные аллеи»
- 50.Общая характеристика творчества а. Толстого