14.Деревенская проза как литературно-эстетический феномен
Деревня как архетип. Деревня* как архетипическая "сквозная" модель, определяя развитие русской литературы со времен Карамзина, Радищева и Пушкина, получает свое - во многом итоговое, завершающее - воплощение в конце ХХ столетия, в деревенской прозе. С пушкинской поры (и даже ранее) в русскую литературу входит и прочно утверждается - достигая своего рода квинтэссенции в деревенской прозе второй половины XX в.- ностальгическое изображение деревни как во многом утраченного идеала "малой родины", неизменной частью которого становится образ мудрой старухи, хранительницы вековой нравственности и родовой чистоты. Этой грани архетипа - Деревня как ностальгия - свойственна ретроспективная модель развития, которая особенно явно обозначилась в деревенской прозе 1960-1990-х гг., где одной из главных сюжетных основ стал ретроспективный мотив возвращения в родное село (мысленное, в мечтах, или же в реальной действительности). Действительно, онтологическую природу деревенской прозы во многом определяет обращение писателей к пограничной ситуации, когда человек проявляет себя в борении меж жизнью и смертью: сюжетно, т.е. в силу обстоятельств, как старая крестьянка Матрена у А.Солженицына, или охотник Аким с изнеженной горожанкой Элей в "Царь-рыбе" В.Астафьева, затерянные в глухой тайге и вынужденные бороться с угрозой гибели от холода и голода; или же, напротив, внутренне, как Иван Африканович из "Привычного дела" В.Белова. потерявший жену и, в силу драматических обстоятельств, погруженный в нелегкие раздумья о вечности, жизни и смерти - наедине с прекрасной, одухотворенной и ...отстраненно-суровой природой российской глубинки. Впрочем, последний момент обладает двойственным смыслом - не только онтологическим, но и натурфилософским, предполагающим тождество человеческого существа (духовного и физического) с природой, которая определяет его развитие своими неизменными и переменчивыми состояниями, колебанием природных циклов, сменой сезонов и т.п. Натурфилософскими, по сути, являются пространственно-временны?е характеристики архетипа Деревня в целом и в деревенской прозе в частности. Ведь в основе всего архетипа, своеобразно (с сугубо крестьянской стороны) претворенного в деревенской прозе 1960-1990-х, находится патриархальная помещичье-крестьянская деревня с усадьбой, крестьянскими избами, традиционной русской природой, исконными занятиями и забавами, связанными с этим пространством (охота, катанье на лошадях, на санях, рыбалка, сбор трав и ягод), а также земледельческим трудом. Еще более интересными, с натурфилософской точки зрения, становятся временны?е параметры Деревни, необычайно четко и плодотворно проявляющиеся в нынешней деревенской прозе, бытие героев которой во многом определяется духовно- биологическими фазами (рождения, созревания, жизнедеятельности, умирания), сходными с биологическими циклами жизни природы (к примеру, к астафьевской "Оде русскому огороду" развитие главного героя, крестьянского мальчика, сопряжено с ростом и созреванием огородных растений, чередованием природных сезонов, и т.п.). В целом, произведения деревенской прозы убедительно доказывают, что - в противовес линейному, историко-хронологическому временно?му порядку - архетип Деревня развивается в рамках более спокойного, органического и "старинного" природного времени: циклического, основанного на повторяемой смене сезонных циклов, столь важных в сельском хозяйстве.
Психологические параметры феномена деревенской прозы во многом определяется утонченной разработкой характеров, усиленным вниманием авторов к мельчайшим, трудноуловимым движениям души героев. Порой писатели прибегают к психологической разработке необычных состояний человека в "пограничной ситуации". Так, у В.Распутина в "Последнем сроке" умирающая старая крестьянка временно возвращается к жизни силой родовых чувств (к ее одру собирается почти вся большая семья). Историко-социальный аспект деревенской прозы открывает широкие пласты народной жизнедеятельности, основные вехи российской истории ХХ в. начиная с (пред)революционных времен, через сталинский период (включая военное межвременье), вплоть до хрущевских экспериментов в сельском хозяйстве, перегибов НТР, парадоксов перестройки и т.п. особенно актуальным стало обращение писателей-деревенщиков к "затемненным" ранее периодам раскулачивания и коллективизации: в "Канунах" В.Белова, "Мужиках и бабах" Б.Можаева и др.
Несомненным событием 1990-х стала публикация так называемых задержанных произведений - в первую очередь, "Поездка в прошлое" и "Белой лошади" Ф.Абрамова, не публиковавшихся при жизни писателя по подцензурным причинам, так как в них была высказана жестокая правда о подавлении крестьянства как класса, об искажении народной нравственности в сталинский период, когда "нормой" стало доносительство и очернительство, отречение от родных и близких. Особенную ценность этим публикациям в журналах "Новый мир" (1989. N 5) и "Знамя" (1995. N 3) придавало то, что их сопровождали не известные до того дневниковые записи автора, включающие важнейшие свидетельство о мучениях репрессированных крестьян, об исторических судьбах российской деревни. Многие произведения деревенщиков (см., к примеру, "Слякотную осень" В.Астафьева) стали также новым словом об экономических перегибах в хрущевскую "оттепель", открывшим вопиющие несоответствия между традиционным крестьянским мышлением и новыми, командными методами хозяйствования. Жанровая специфика деревенской прозы - несмотря на ее общую ориентацию на такие традиционные формы, как рассказ (новелла), повесть и роман - весьма самобытна. Действительно, писатели-деревенщики внесли свой вклад в модификацию канонических жанров оды, пасторали (современная пастораль "Пастух и пастушка" В.Астафьева), сказка ("До третьих петухов" В.Шушкина), роман (роман-хроника В.Белова "Кануны") и т.д. Большое развитие получают сказовые формы; писатели пробуют себя в жанровых новообразованиях, ориентированных на акт рассказывания - к примеру, создавая "повествования в рассказа" с вставными притчами, легендами и т.п. (см., к примеру, Царь-рыба" и "последний поклон" В.Астафьева). Наряду с крупномасштабными полотнами типа тетралогии Ф.Абрамова "Братья и сестры", нередко предпочтение отдается жанру лирической миниатюры с ее явной ориентацией на стиль философской прозы. Популярными были и остаются также очерковые заметки ("Моздокский базар", "За дальним меридианом" В.Белова, к примеру). Язык деревенской прозы отличает широкое использование разговорной лексики и просторечья, местных выражений и т.п. Между тем повествовательная речь автора нередко усложнена, ей свойственно нагнетание нетрадиционных синтаксических конструкций, богатство и красочность эпитетов, усложненность в построении разы, интенсивное использование экспрессивной лексики.
- Символизм в русской литературе
- Своеобразие героев в рассказах в. Шукшина
- Изображение гражданской войны в повести Лавренева «Сорок первый»
- Лирическая поэзия 60-80-х гг.
- Русская сатирическая проза 20-30-х гг.
- Лирика периода вов
- «Сентиментальные повести» Зощенко: особенность конфликта и героя
- 9.Роман-эпопея Шолохова «Тихий Дон»: история создания и проблематика
- 10. Тема октябрьской революции в публицистике: м. Горький «Несвоевременные мысли», Бунин «Окаянные дни»
- 11. Акмеизм как литературное течение
- 12 Тема вов в русской литературе: лейтенантская проза
- 13 Сатирические пьесы Маяковского «Клоп» или «Баня» (общая хар-ка)
- 14.Деревенская проза как литературно-эстетический феномен
- 15 Жанр фельетона в русской литературе 1920-30-х гг
- 16. Декадентские течения в русской литературе начало 20 века (общая х-ка, символизм)
- 17. Характеры и обстоятельства в повести Белова «Привычное дело» (характеристика Белова как первого деревенщика, тема труда).
- 18. Поэма Блока «12» (история создания, образы символика).
- 19. Развитие жанра монументального рассказа Солженицын «Матренин двор»
- 20. Культурная атмосфера оттепели
- 21. Футуризм и Маяковский
- 22. Гоголевские традиции в творчестве Булгакова
- 23. Новокрестьянская поэзия и творчество с. А. Есенина.
- 24. Реальность и вымысел в произведениях м. Булгакова 20-х гг. («Роковые яйца», «Собачье сердце», «Иван Васильевич» и «Ева и Адам»).
- 25. Особенности конфликта в драматургии Вампилова. (как пример, взяла «Утиную охоту»).
- 26. «М и м» как закатный роман
- 27. История создания романа и эстетические приемы романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
- 28. Поэмное творчество Маяковского
- 27. Сюжетно- композиционные особенности романа «Мастер и Маргарита»
- 30.Художественное открытие русского авангарда.
- 31.Творческая история поэмы Ахматовой «Реквием»
- 32.Жанровое своеобразие романа Ильфа и Петрова «12 стульев», «Золотой теленок»
- 33. Возвращенная литература: имена, произведения.
- 34. Феномен авторской песни.
- 36. Космизм образов поэмы Блока «12»
- 37)Поэмное творчество Есенина
- 38)Имажинизм как литературное течение
- 39)Психологизм военной прозы(на выбор автора и произведение)
- 40)Поэзия б. Пастернака: темы, образы, худ. Строй
- 41)Нравственные проблемы в русской прозе 60-70 гг («Коллеги» Аксенов)
- 42) Функции метафоры Маяковского
- 43) Женские образы в романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон»
- 44. Любовная лирика Анны Ахматовой
- 45.Система образов в романе-эпопее Шолохова «т.Д»
- 46. Любовная лирика Сергея Есенина
- 47. Общественно-культурная жизнь России на рубеже 19-20-го веков. Философская доминанта начала века
- 48. Антитеза 2-х миров в стихотворении Блока «Скифы»
- 49. Тема любви в цикле Бунина «Тёмные аллеи»
- 50.Общая характеристика творчества а. Толстого