38)Имажинизм как литературное течение
Одним из направлений русского литературного авангарда стал возникший в первые послереволюционные годы имажинизм, знакомство с которым в России произошло после статьи 3. Венгеровой «Английские футуристы» (сб. «Стрелец», 1915).
Основателями направления, именовавшими себя «Верховным советом Ордена имажинистов», стали поэты А. Мариенгоф, В. Шершеневич, С. Есенин, Рюрик Ивнев, художники Г. Якулов и Б. Эрдман. В январе 1919 г. они изложили принципы нового, альтернативного футуризму направления в «Декларации», опубликованной в воронежском журнале «Сирена». 29-го января 1919 г. в Союзе поэтов состоялся первый литературный вечер имажинистов. Вскоре к группе присоединились И. Грузинов, А. Кусиков, М. Ройзман и Н. Эрдман.
Предпосылками платформы этой группы были еще дореволюционные статьи В. Шершеневича, в которых он размышлял о роли образа, о «толпе образов» как основе современного по своей сути поэтического произведения. Эстетическая концепция имажинизма опиралась на принципиальный антиэстетизм с установкой на шокирующие, отталкивающие, провоцирующие образы, аморализм и цинизм (воспринятый как философская система). По сути в этом ничего особенно нового не было. Образ как прием художественного творчества широко использовался и прежде не только футуризмом, но и символизмом. Романтический аморализм проповедовали русские модернисты старшего поколения (Брюсова, Бальмонта), заимствовавшие его, в свою очередь, у «проклятых поэтов» и Ницше. Новым фактически было то, что имажинизм стал одним из самых молодых (и, пожалуй, последним из влиятельных в серебряном веке) авангардистских литературных направлений.
Творческая деятельность имажинистов, в отличие от большинства других, основывалась на солидном материальном фундаменте. В сентябре 1919 г. Есенин и Мариенгоф разработали и зарегистрировали в Московском совете устав «Ассоциации вольнодумцев» — официальной структуры «Ордена имажинистов». 20 февраля 1920 г. председателем «Ассоциации» был избран Есенин. В уставе говорилось: «Ассоциация <...> есть культурно-просветительное учреждение, ставящее себе целью духовное и экономическое объединение свободных мыслителей и художников, творящих в духе мировой революции.»
Испытывая трудности с публикацией собственных поэтических сборников в Госиздате, имажинисты открывают собственные издательства — «Чихи-Пихи» и «Сандро», которыми руководил Кусиков, а также «Плеяда». Но основным становится издательство «Имажинисты», за четыре года своего существования выпустившее более 40 книг. В 1922 г. имажинисты основали собственный журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», просуществовавший три года (вышло всего четыре номера).
Свои идеи имажинисты пропагандировали также на многочисленных выступлениях. В 1919 г. они вошли в литературную секцию Литературного поезда им. А. Луначарского, что дало им возможность ездить и выступать по всей стране. В Москве вечера с участием имажинистов проходили в «Стойле Пегаса», в кафе Союза поэтов «Домино», Политехническом музее и других залах.
Отчасти взяв на вооружение манеру поведения футуристов, имажинисты постоянно — особенно в первый период — организовывали различные групповые акции, такие как «переименование» московских улиц, «суды» над литературой и т.д., имеющие своей целью не только саморекламу, но и выражавшие протест против усиливавшегося давления власти. С этим связана и их критика «государственного искусства» — Пролеткульта, журнала «На посту», ЛЕФа, стремившихся к контакту с государством.
Идеи «Ордена» нашли своих последователей и в других городах — Казани, Саранске, Петрограде, где создавались имажинистские группы.
Первой потерей «Ордена» был отъезд в 1922 г. за границу Кусикова. В 1924 г. от имажинизма отмежевались Есенин и Грузинов. К этому времени Н. Эрдман, увлекшийся театром, уже не принимал активного участия в деятельности группы. Да и Мариенгофа с Шершеневичем все больше поглощала работа для театра. Ройзман обратился к прозе. На уход в другие области литературы повлияло, безусловно, помимо субъективных причин, ощущение всеми членами «Ордена» «общего кризиса поэзии» в стране. Летом 1927 г. «Орден имажинистов» был ликвидирован.
- Символизм в русской литературе
- Своеобразие героев в рассказах в. Шукшина
- Изображение гражданской войны в повести Лавренева «Сорок первый»
- Лирическая поэзия 60-80-х гг.
- Русская сатирическая проза 20-30-х гг.
- Лирика периода вов
- «Сентиментальные повести» Зощенко: особенность конфликта и героя
- 9.Роман-эпопея Шолохова «Тихий Дон»: история создания и проблематика
- 10. Тема октябрьской революции в публицистике: м. Горький «Несвоевременные мысли», Бунин «Окаянные дни»
- 11. Акмеизм как литературное течение
- 12 Тема вов в русской литературе: лейтенантская проза
- 13 Сатирические пьесы Маяковского «Клоп» или «Баня» (общая хар-ка)
- 14.Деревенская проза как литературно-эстетический феномен
- 15 Жанр фельетона в русской литературе 1920-30-х гг
- 16. Декадентские течения в русской литературе начало 20 века (общая х-ка, символизм)
- 17. Характеры и обстоятельства в повести Белова «Привычное дело» (характеристика Белова как первого деревенщика, тема труда).
- 18. Поэма Блока «12» (история создания, образы символика).
- 19. Развитие жанра монументального рассказа Солженицын «Матренин двор»
- 20. Культурная атмосфера оттепели
- 21. Футуризм и Маяковский
- 22. Гоголевские традиции в творчестве Булгакова
- 23. Новокрестьянская поэзия и творчество с. А. Есенина.
- 24. Реальность и вымысел в произведениях м. Булгакова 20-х гг. («Роковые яйца», «Собачье сердце», «Иван Васильевич» и «Ева и Адам»).
- 25. Особенности конфликта в драматургии Вампилова. (как пример, взяла «Утиную охоту»).
- 26. «М и м» как закатный роман
- 27. История создания романа и эстетические приемы романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
- 28. Поэмное творчество Маяковского
- 27. Сюжетно- композиционные особенности романа «Мастер и Маргарита»
- 30.Художественное открытие русского авангарда.
- 31.Творческая история поэмы Ахматовой «Реквием»
- 32.Жанровое своеобразие романа Ильфа и Петрова «12 стульев», «Золотой теленок»
- 33. Возвращенная литература: имена, произведения.
- 34. Феномен авторской песни.
- 36. Космизм образов поэмы Блока «12»
- 37)Поэмное творчество Есенина
- 38)Имажинизм как литературное течение
- 39)Психологизм военной прозы(на выбор автора и произведение)
- 40)Поэзия б. Пастернака: темы, образы, худ. Строй
- 41)Нравственные проблемы в русской прозе 60-70 гг («Коллеги» Аксенов)
- 42) Функции метафоры Маяковского
- 43) Женские образы в романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон»
- 44. Любовная лирика Анны Ахматовой
- 45.Система образов в романе-эпопее Шолохова «т.Д»
- 46. Любовная лирика Сергея Есенина
- 47. Общественно-культурная жизнь России на рубеже 19-20-го веков. Философская доминанта начала века
- 48. Антитеза 2-х миров в стихотворении Блока «Скифы»
- 49. Тема любви в цикле Бунина «Тёмные аллеи»
- 50.Общая характеристика творчества а. Толстого