logo search
Otvety_na_bilety

Художественная литература как вид искусства. Предмет и объект литературного творчества.

Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.

Объект – весь мир

Предмет – человек

Человек — главный предмет искусства и литературы. Многовековое развитие художественной литературы, характеризующееся все большим проникновением ее во внутренний мир людей, в их связи с окружающим внешним миром, в их отношения друг с другом, закономерно приводит к мысли, что главным предметом литературного изображения является человек. Завоевание человеком центрального места в художественных произведениях было, как указывал Белинский, результатом большого пройденного человечеством пути художественного познания и творчества. Останавливаясь на древней индийской поэзии и других видах древнего индийского искусства, Белинский отмечал обожествление в них природы и выдвижение на передний план «растений, змей, птиц, коров, слонов и прочих животных». Человек занимал в этом искусстве лишь подчиненное по отношению к природе положение—«только ее служителя, жреца и жертвы». Следующим этапом в развитии образного мышления была древнеегипетская мифология. Она, как писал Белинский, «занимает уже середину между индийскою и греческою: среди животно-чудовищных образов ее богов уже заметны и человеческие лики, послужившие типом для изваяний греческих...». Полновластно «человек вступил в свои права» только в древнегреческом искусстве: «Боги Греции не что иное, как образы идеального человека, обожествление человека». С момента прихода в искусство человека как главного героя открывается возможность для великих завоеваний в области художественного творчества (эпопеи Гомера «Илиада» и «Одиссея», трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, комедии Аристофана). В подавляющем большинстве литературных произведений на первом плане именно люди, их жизнь, деяния, мысли, чувства, борьба. Поэтому воспоминание о том или ином писателе оказывается связанным прежде всего с образами его героев.

От Гомера до наших дней — уже несколько тысячелетий — совершается поступательное движение литературы, поставившей в центре своего внимания человека.

Но человек является главным предметом литературы не только и даже не столько потому, что он занял преобладающее место в его творениях, но главным образом потому, что и все остальное изображенное в ней — природа, животные, вещи — получает свой идейно-художественный смысл исключительно в соотношении с жизнью и характерами людей, с той или иной философией жизни, с человеческими мыслями, чувствами, переживаниями.

Часто писатели вводят в повествование картины природы, чтобы оттенить характеры людей или их судьбы.

Литература подразделяется на: Художественную, Учебную , - Историческую, - Научную, - Справочную

Основными жанрами литературы являются:

- Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

- Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.

- Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:

- Эпопея - крупное произведение эпического жанра.

- Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.

- Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой

- Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.

- Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.

- Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.

- Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.

Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература - живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.

  1. Литература и общество. Гражданственность, народность литературы.

Народность литературы - правдивое художественное отражение действительности в литературе с точки зрения народа. Её отличительные особенности: разработка в литературе важных, актуальных проблем времени, имеющих общенародное значение, изображение их в интересах народа, правдивость, доступность и понятность, гуманизм, патриотизм литературы.

Гражданственность - отражение остро актуальных, общественно значимых проблем времени с сознательно избранных позиций. Её противоположность - герметизм.

Национальное - то специфическое, что отличает литературу данного народа. Раскрывается в тематике, обрисовке быта и природы, в языке и стиле писателя, образах героев произведений.

СОЦИОЛО́ГИЯ ЛИТЕРАТУ́РЫ — смежная область социологии и литературоведения, имеющая предметом исследования зависимость лит-ры от общества и ее взаимосвязи с обществом, а также изучающая социальные функции худож. лит-ры (и лит. творчества). Изучение социальных функций ведется с помощью аналитич. методов и эмпирич. приемов, находящихся в распоряжении социологии вообще, но конкретизированных применительно к социальной специфике худож. лит-ры. С. л. в точном смысле имеет место лишь там, где одновременно присутствуют два момента: 1) теоретич. сознание того, что существует определенная зависимость между состоянием общества в целом (или нек-рого его аспекта, измерения и т. д.) и худож. лит-рой и лит. творчеством как специфич. сферой общественно значимой деятельности; 2) более или менее разработанная методология и методич. процедура конкретного социологич. исследования лит. процесса (и лит. творчества), позволяющая выразить в строго очерченных понятиях меру и степень этой зависимости. Первый из этих моментов образует теоретический фундамент С. л., а второй — ее методологический арсенал. В рамках социологии, оценивающей каждое явление с т. з. его роли в обеспечении тех или иных форм социального общения, в поддержании целостности общества или отд. его групп (класс, сословие и т. д.), решающим, в конечном счете, оказывается и соответствующее, т. е. преимущественно функциональное, рассмотрение худож. лит-ры и лит.-худож. процессов. Однако в пределах лит-ведения такой способ рассмотрения — лишь один в ряду других, находящихся в распоряжении исследователя (напр., методов, выработанных литературоведами в сотрудничестве с лингвистами, философами и психологами, искусствоведами и т. д.).

Идея зависимости лит-ры от состояния общества развивалась с сер. 19 в. в двух принципиально различных направлениях. С одной стороны, она разрабатывалась на почве франц. позитивизма, а с другой — на основе марксизма. Позитивист. подход представлял собой развитие идеи де Сталь, к-рая считала, что лит-pa должна быть непосредственно связана с господствующими политич. убеждениями и прямо отражать наиболее существенные изменения в обществ. порядке. И. Тэн, связавший эту идею с выводами франц. историч. науки времен реставрации (Ф. Гизо, Ф. Минье, О. Тьерри) относительно классовой структуры общества и истолковавший ее в духе механистич. детерминизма и эволюционизма, обосновал культурно-историч. метод (см. ст. Культурно-историческая школа), возникновение к-рого знаменовало важную ступень становления С. л.

В России социологич. истолкование лит. творчества и лит. процесса отчетливо фиксируется в поздний период творчества В. Г. Белинского и А. И. Герцена, а также у Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева (см. статьи Г. В. Плеханова о Белинском, Герцене, Добролюбове и Чернышевском в его кн.: Лит-ра и эстетика, т. 1, М., 1958).

Возникновение марксистской традиции социологич. анализа явлений лит-ры датируется уже моментом появления ранних работ К. Маркса и Ф. Энгельса («Святое семейство», опубл. 1845, «Немецкая идеология», написана в 1845—46; «Экономическо-философ. рукописи 1844 года»). В противоположность позитивистской С. л., отмеченной печатью эклектизма, марксистский подход к социологич. исследованию явлений культуры последовательно монистичен. Там, где ученые тэновской ориентации останавливаются, отказываясь искать единый принцип соподчинения исследуемых явлений и ссылаясь на их «координацию», марксизм стремится установить их «субординацию», выводя эти явления из обществ. бытия как их всеобщей основы (см. ст. Маркс К. и Энгельс Ф. о литературе). В отличие от позитивистской С. л. со свойственным ей отождествлением «истинностного» (в смысле эстетич. истинности) и социально-функционального аспектов худож. лит-ры, для марксизма факт функциональности (классовой, сословной и т. д.) не всегда означает одновременно и «эстетич. истинность» явления лит-ры: допускается возможность взаимного «отчуждения» и противоречия этих аспектов. Наконец, если позитивист. С. л. с самого начала характеризовалась механистич. толкованием социальной обусловленности явлений лит-ры, то для марксизма характерно ее диалектич. понимание: Энгельс неоднократно подчеркивал, что экономич. базис определяет явления духовной жизни лишь «в конечном счете», и эта определяющая тенденция может быть прослежена только как самая общая равнодействующая «параллелограмма», образуемого напряжением разнонаправленных социальных сил и обществ. влияний, а не как механич. связь причины и следствия. В конце 19 — нач. 20 вв. марксистская традиция С. л. получила развитие прежде всего в работах В. И. Ленина (см. ст. Ленин В. И. о литературе), а также в трудах П. Лафарга, Ф. Меринга и Г. В. Плеханова. Это был период активной борьбы марксистской С. л. против ее вульгаризации и упрощения, хотя, воодушевленные пафосом популяризации социологич. теории, нек-рые из ее представителей не всегда удерживались от схематизма.

Стремление усвоить отд. положения марксизма отмечается в рамках т. н. субъективной народнич. социологии П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, в целом придерживавшихся, однако, позитивистских воззрений. Аналогичный процесс происходил и в рамках культурно-историч. школы.

В нач. 20 в. в России возникла социологич. школа в лит-ведении: Н. И. Коробка, В. А. Келтуяла, П. С. Коган, ранее примыкавшие к культурно-историч. школе, и В. М. Фриче, В. Ф. Переверзев, формировавшиеся в русле марксист. социологич. традиции.