logo search
УМК

О системе работы студента по изучению истории русской литературы XIX века

Данное пособие подготовлено с учетом требований ГОСТ второго поколения по курсу истории русской литературы XIXв., а также новой концепции образования Его цель − помочь студенту в организации самостоятельной работы по одной из ведущих дисциплин, изучаемых на филологическом факультете.

Система учебной работы студента складывается из разных видов обучения: активного освоения материала на лекциях и практических занятиях, своевременного чтения художественной, критической и на­учной литературы, выполнения заданий по каждой монографической теме и разделам программы, предусмотренным для самостоятельного изучения, подготовки письменных работ и рефератов и т.д. Не­обходимо особо подчеркнуть: изучение студентом научно-исследова­тельских работ, рекомендуемых в настоящем учебно-методическом пособии, обязательно.

В рекомендательные списки литературы учебного и методического пособий включены научные работы, помогающие студенту овладеть ме­тодологией и методикой идейно-эстетического анализе художественных произведений. Изучая указанные книги и статьи, студент овладевает методом научного исследования диалектического единства содержания и формы литературного произведения, его поэтики. Это дает ему воз­можность преодолеть односторонность и методологическую несостоя­тельность идейно-тематического, социологического подхода к худо­жественному тексту, исключает его пересказ и произвольное толкование. В конечном итоге, вся эта работа способствует совершенствова­нию профессиональной подготовки будущего учителя-словесника.

Литературоведение − это динамично развивающаяся наука, и все учебники и учебные пособия заметно отстают от этого процесса. Пре­подаватели в дополнение к указанным спискам научных работ на учеб­ных занятиях рекомендуют и наиболее содержательные новейшие иссле­дования. Студент и сам должен систематически следить за новинкамилитературоведения, выходом коллективных сборников научных трудов, а также за новыми публикациями в научной периодике. Ему необходимо знать современное состояние изучения творче­ства писателей-классиков, эти же требования предъявляются и к преподавателю литературы.

Лекционный курс "История русской литературы XIX века" (вторая треть) рассчитан на преподавание в течение одного учебного семестра и составляет 50 часов аудиторных занятий (34 - лекции, 16 - семинары) и 10 – самостоятельной контролируемой работы студентов; в конце семестра проводится экзамен. В процессе учебных занятий предполагается написание рефератов и обсуждение основополагающих тем курса на практических занятиях и коллоквиумах. Курс читается в V семестре студентам 3 курса факультета филологии и журналистики (специальности: 021700 и 021400) и относится к циклу "общепрофессиональные дисциплины". Курс "История русской литературы XIX века" (вторая треть) является частью общего базового курса " История русской литературы", в который входят также курсы "История древнерусской литературы", "История русской литературы ХVIII века", "История русской литературы XIX века" и "История русской литературы XX века". Это определило такую его важную особенность как преемственность излагаемого материала в изучении как историко-литературного процесса в целом, так и творчества отдельных писателей.

Учебный материал организован таким образом, чтобы рассмотрение каждой темы основывалось на активном применении знаний и навыков, полученных студентами во время изучения предыдущих историко-литературных курсов, а также ряда смежных дисциплин, прежде всего "Введения в литературоведение", "Теории литературы" и "Отечественной истории XIX века".

Ключевая особенность литературного процесса рассматриваемого в курсе периода - многообразные взаимосвязи литературы и публицистики, политики, других форм общественной деятельности. Литература впервые покидает узкие рамки занятия для немногих и становится ощутимым фактором общественной жизни. Соответственно, появляется целый ряд новых (ранее вовсе не имевших места или носивших ограниченный характер) явлений и понятий: беллетристика, массовый читатель, "толстый» литературный журнал и т.д. Возникает целый ряд профессий, непосредственно связанных с литературной деятельностью: профессиональный беллетрист (преимущественно прозаик), критик, журналист, редактор, издатель и т.д. Ведущими в литературном процессе становятся жанры романа и повести. Именно с этими жанрами связаны основные художественные достижения литературы этого периода ("натуральная школа", романы И.А. Гончарова, И.С. Тургенева), хотя, естественно, трудно переоценить и влияние поэзии Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, драматургии А.Н. Островского на последующее развитие русской литературы. Вторая треть XIX века - время расцвета русской литературы, обретения ею статуса одной из ведущих европейских литератур.

В результате изучения материала студенты должны усвоить основные реалии и факты развития литературы 1840-1860-х гг., получить информацию об основных закономерностях литературного процесса, овладеть необходимыми навыками литературоведческого анализа произведений эпохи реализма.