О системе работы студента по изучению истории русской литературы XIX века
Данное пособие подготовлено с учетом требований ГОСТ второго поколения по курсу истории русской литературы XIXв., а также новой концепции образования Его цель − помочь студенту в организации самостоятельной работы по одной из ведущих дисциплин, изучаемых на филологическом факультете.
Система учебной работы студента складывается из разных видов обучения: активного освоения материала на лекциях и практических занятиях, своевременного чтения художественной, критической и научной литературы, выполнения заданий по каждой монографической теме и разделам программы, предусмотренным для самостоятельного изучения, подготовки письменных работ и рефератов и т.д. Необходимо особо подчеркнуть: изучение студентом научно-исследовательских работ, рекомендуемых в настоящем учебно-методическом пособии, обязательно.
В рекомендательные списки литературы учебного и методического пособий включены научные работы, помогающие студенту овладеть методологией и методикой идейно-эстетического анализе художественных произведений. Изучая указанные книги и статьи, студент овладевает методом научного исследования диалектического единства содержания и формы литературного произведения, его поэтики. Это дает ему возможность преодолеть односторонность и методологическую несостоятельность идейно-тематического, социологического подхода к художественному тексту, исключает его пересказ и произвольное толкование. В конечном итоге, вся эта работа способствует совершенствованию профессиональной подготовки будущего учителя-словесника.
Литературоведение − это динамично развивающаяся наука, и все учебники и учебные пособия заметно отстают от этого процесса. Преподаватели в дополнение к указанным спискам научных работ на учебных занятиях рекомендуют и наиболее содержательные новейшие исследования. Студент и сам должен систематически следить за новинкамилитературоведения, выходом коллективных сборников научных трудов, а также за новыми публикациями в научной периодике. Ему необходимо знать современное состояние изучения творчества писателей-классиков, эти же требования предъявляются и к преподавателю литературы.
Лекционный курс "История русской литературы XIX века" (вторая треть) рассчитан на преподавание в течение одного учебного семестра и составляет 50 часов аудиторных занятий (34 - лекции, 16 - семинары) и 10 – самостоятельной контролируемой работы студентов; в конце семестра проводится экзамен. В процессе учебных занятий предполагается написание рефератов и обсуждение основополагающих тем курса на практических занятиях и коллоквиумах. Курс читается в V семестре студентам 3 курса факультета филологии и журналистики (специальности: 021700 и 021400) и относится к циклу "общепрофессиональные дисциплины". Курс "История русской литературы XIX века" (вторая треть) является частью общего базового курса " История русской литературы", в который входят также курсы "История древнерусской литературы", "История русской литературы ХVIII века", "История русской литературы XIX века" и "История русской литературы XX века". Это определило такую его важную особенность как преемственность излагаемого материала в изучении как историко-литературного процесса в целом, так и творчества отдельных писателей.
Учебный материал организован таким образом, чтобы рассмотрение каждой темы основывалось на активном применении знаний и навыков, полученных студентами во время изучения предыдущих историко-литературных курсов, а также ряда смежных дисциплин, прежде всего "Введения в литературоведение", "Теории литературы" и "Отечественной истории XIX века".
Ключевая особенность литературного процесса рассматриваемого в курсе периода - многообразные взаимосвязи литературы и публицистики, политики, других форм общественной деятельности. Литература впервые покидает узкие рамки занятия для немногих и становится ощутимым фактором общественной жизни. Соответственно, появляется целый ряд новых (ранее вовсе не имевших места или носивших ограниченный характер) явлений и понятий: беллетристика, массовый читатель, "толстый» литературный журнал и т.д. Возникает целый ряд профессий, непосредственно связанных с литературной деятельностью: профессиональный беллетрист (преимущественно прозаик), критик, журналист, редактор, издатель и т.д. Ведущими в литературном процессе становятся жанры романа и повести. Именно с этими жанрами связаны основные художественные достижения литературы этого периода ("натуральная школа", романы И.А. Гончарова, И.С. Тургенева), хотя, естественно, трудно переоценить и влияние поэзии Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, драматургии А.Н. Островского на последующее развитие русской литературы. Вторая треть XIX века - время расцвета русской литературы, обретения ею статуса одной из ведущих европейских литератур.
В результате изучения материала студенты должны усвоить основные реалии и факты развития литературы 1840-1860-х гг., получить информацию об основных закономерностях литературного процесса, овладеть необходимыми навыками литературоведческого анализа произведений эпохи реализма.
- В.М. Головко
- Оглавление
- О системе работы студента по изучению истории русской литературы XIX века
- Список художественной литературы для обязательного чтения:
- Произведения или фрагменты для заучивания наизусть:
- Список критической и научной литературы для обязательного чтения и конспектирования: критические статьи (изучение и конспектирование):
- Научная литература
- Введение
- Литературное движение 1840-1855-х гг.
- «Натуральная школа»
- А.И. Герцен (1812-1870)
- Ф.И. Тютчев (1803-1873)
- А.А. Фет (1820-1892)
- Литературный процесс второй половины 1850-х−1860-х гг.
- И.С. Тургенев (1818-1883)
- И.А. Гончаров (1812-1891)
- А.Н. Островский (1823-1886)
- Н.А. Некрасов (1812-1878)
- Программы тем для самостоятельного изучения
- 3. Поэзия а.Н. Майкова.
- Литература:
- 6. Поэты «некрасовской школы».
- Литература:
- 7. Мастерство диалога в повести в.А. Слепцова «трудное время».
- Литература:
- 8. Демократическая проза 1860-х годов. Занятие 1.
- Литература:
- Занятие 2.
- Литература:
- 9. Поэмы н.А. Некрасова и их место в творчестве поэта
- Литература:
- Писатели натуральной школы
- Герцен а.И.
- И.С. Тургенев
- И.А. Гончаров
- А.Н. Островский
- Ф.И.Тютчев
- А.А. Фет
- Н.Г. Чернышевский
- Н.А. Некрасов
- Демократическая беллетристика 60-х гг.
- Темы практических занятий по истории русской литературы XIX века (1840-1860 гг.)
- Тема 1. Человек и действительность в литературе «натуральной школы» (эволюция принципов реалистического изображения в литературе 1840-х гг.).
- Художественные тексты:
- Литература:
- Тема 2. Идейно-художественная структура романа а.И. Герцена «кто виноват?» и повести «сорока-воровка».
- Художественный текст:
- Литература:
- Тема 3. Эстетическая теория н.Г. Чернышевского.
- Тексты:
- Литература:
- Тема 4. Философская идея и образная система романа н.Г. Чернышевского «что делать?».
- Художественный текст:
- Литература:
- Тема 5. Принципы «реальной критики» н.А. Добролюбова.
- Тексты:
- Литература:
- Тема 6.Идейно-художественное своеобразие лирики н.А. Некрасова. Занятие 1.
- Литература:
- Занятие 2.
- Литература:
- Тема 7. Поэма н.А. Некрасова «кому на руси жить хорошо».
- Литература:
- Тема 8. Идейно-художественная структура романа и.С. Тургенева «отцы и дети».
- Литература:
- Тема 9. Роман «новь» в творческом развитии и.С. Тургенева.
- Тексты:
- Литература:
- Тема 10. Роман и.С. Тургенева «отцы и дети» в современном литературоведении.
- Тексты:
- Литература:
- Тема 11. «стихотворения в прозе» и.С. Тургенева как идейно-художественное единство.
- Литература:
- Тема 12. Стилевое своеобразие романа и.А. Гончарова «обломов».
- Художественный текст:
- Литература:
- Тема 13. Художественное мастерство а.Н. Островского в драме «гроза».
- Литература:
- Тема 14. Поэтический мир ф.И. Тютчева
- Стихотворения для индивидуального анализа:
- Художественные тексты:
- Литература:
- Литература:
- Тема № 2. "натуральная школа" в развитии русского реализма
- Литература:
- Тема №3. Поэтика жанра повести в творчестве и. С. Тургенева (на основе анализа 1-2 произведений 50-60-х гг. "ася", "фауст", "первая любовь", "дневник лишнего человека")
- Литература:
- Тема №4. Особенности повествования в романах и. С. Тургенева (на основе анализа одного произведения)
- Литература:
- Тема №5. "отцы и дети и. С. Тургенева как русский реалистический роман
- Литература:
- Тема № 6. Поэтика романа н. Г. Чернышевского "что делать?"
- Литература:
- Тема № 7. Роман "бедные люди" ф. М. Достоевского как произведение "натуральной школы"
- Литература:
- Тема № 8. Проблема художественного единства "стихотворений в прозе" и.С. Тургенева
- Литература:
- Тема № 9. Лирика н.А. Некрасова как реалистическая система
- Литература:
- Тема №10. Поэтика романов и. А. Гончарова (на примере одного)
- Литература:
- Тема №11. Русская идея и русская действительность в романе и.А. Гончарова "обломов"
- Литература:
- Тема № 12. Сборник а. Фета "вечерние огни " как художественное единство
- Литература:
- Тема №13. Поэтика одного стихотворения (на материале лирики а. Фета)
- Литература: теория:
- Образцы анализа:
- Тема № 14. Философская лирика ф. И. Тютчева
- Литература:
- Тема № 15. "денисьевский цикл " ф.И. Тютчева как художественное целое
- Литература:
- Тема № 16. Драма а. Островского как явление искусства (на материале пьесы "бесприданница")
- Проблемные вопросы для экзамена по истории русской литературы XIX века (1840-1860 гг.)