logo
УМК

Занятие 2.

  1. Основные мотивы поэзии Некрасова 1860-1870-х годов и её жанровое многообразие.

  2. Эволюция художественного воплощения темы народа. Анализ стихотворений:

а) «Орина-мать солдатская» (тема, своеобразие сюжета, многоголосие и драматизированная основа стихотворения, фольклорные традиции и специфика жанра; мастерство психологизма, идейное звучание);

б) «Размышление у парадного подъезда» (проблематика и структура; три части стихотворения и их взаимосвязь; образ народа, идея-вопрос стихотворения). Стихотворение в литературной традиции: Державин (ода «Вельможа»), Пушкин («К вельможе»), Некрасов («Размышления у парадного подъезда»), Шмелев («Прогулка»).

в) «Железная дорога» (социально-философская проблематика и её актуальность, творческая задача Некрасова и реально-историческая основа стихотворения; жанровое своеобразие, композиция стихотворения и его стиль; реалистический характер фантастики и символики; сатира в «Железной дороге», особенности поэтического языка; идейный смысл и воспитательное значение).

3. Революционно-демократические идеалы и образ борца-революционера («Песня Еремушке», «Памяти Добролюбова», «На смерть Шевченко», «Чернышевский», «Свобода», «Элегия» и др.); жанрово-стилевое своеобразие политической лирики Некрасова 1860-1870-х годов.

4. Идейно-эстетический анализ стихотворений:

а) «Песня Еремушке»: поэтическое выражение передовых идеалов и веры в народ; роль идейной антитезы и композиция стихотворения; стилевое своеобразие и природа пафоса; идея самоотвержения личности и народной революции; Добролюбов о стихотворении «Песня Еремушке»;

б) «Памяти Добролюбова»: идейный замысел и художественная форма, особенности поэтической образности и стиль; выражение авторской позиции.

5. Новаторство Некрасова как поэта социологического течения русского критического реализма.