Занятие 2.
Основные мотивы поэзии Некрасова 1860-1870-х годов и её жанровое многообразие.
Эволюция художественного воплощения темы народа. Анализ стихотворений:
а) «Орина-мать солдатская» (тема, своеобразие сюжета, многоголосие и драматизированная основа стихотворения, фольклорные традиции и специфика жанра; мастерство психологизма, идейное звучание);
б) «Размышление у парадного подъезда» (проблематика и структура; три части стихотворения и их взаимосвязь; образ народа, идея-вопрос стихотворения). Стихотворение в литературной традиции: Державин (ода «Вельможа»), Пушкин («К вельможе»), Некрасов («Размышления у парадного подъезда»), Шмелев («Прогулка»).
в) «Железная дорога» (социально-философская проблематика и её актуальность, творческая задача Некрасова и реально-историческая основа стихотворения; жанровое своеобразие, композиция стихотворения и его стиль; реалистический характер фантастики и символики; сатира в «Железной дороге», особенности поэтического языка; идейный смысл и воспитательное значение).
3. Революционно-демократические идеалы и образ борца-революционера («Песня Еремушке», «Памяти Добролюбова», «На смерть Шевченко», «Чернышевский», «Свобода», «Элегия» и др.); жанрово-стилевое своеобразие политической лирики Некрасова 1860-1870-х годов.
4. Идейно-эстетический анализ стихотворений:
а) «Песня Еремушке»: поэтическое выражение передовых идеалов и веры в народ; роль идейной антитезы и композиция стихотворения; стилевое своеобразие и природа пафоса; идея самоотвержения личности и народной революции; Добролюбов о стихотворении «Песня Еремушке»;
б) «Памяти Добролюбова»: идейный замысел и художественная форма, особенности поэтической образности и стиль; выражение авторской позиции.
5. Новаторство Некрасова как поэта социологического течения русского критического реализма.
- В.М. Головко
- Оглавление
- О системе работы студента по изучению истории русской литературы XIX века
- Список художественной литературы для обязательного чтения:
- Произведения или фрагменты для заучивания наизусть:
- Список критической и научной литературы для обязательного чтения и конспектирования: критические статьи (изучение и конспектирование):
- Научная литература
- Введение
- Литературное движение 1840-1855-х гг.
- «Натуральная школа»
- А.И. Герцен (1812-1870)
- Ф.И. Тютчев (1803-1873)
- А.А. Фет (1820-1892)
- Литературный процесс второй половины 1850-х−1860-х гг.
- И.С. Тургенев (1818-1883)
- И.А. Гончаров (1812-1891)
- А.Н. Островский (1823-1886)
- Н.А. Некрасов (1812-1878)
- Программы тем для самостоятельного изучения
- 3. Поэзия а.Н. Майкова.
- Литература:
- 6. Поэты «некрасовской школы».
- Литература:
- 7. Мастерство диалога в повести в.А. Слепцова «трудное время».
- Литература:
- 8. Демократическая проза 1860-х годов. Занятие 1.
- Литература:
- Занятие 2.
- Литература:
- 9. Поэмы н.А. Некрасова и их место в творчестве поэта
- Литература:
- Писатели натуральной школы
- Герцен а.И.
- И.С. Тургенев
- И.А. Гончаров
- А.Н. Островский
- Ф.И.Тютчев
- А.А. Фет
- Н.Г. Чернышевский
- Н.А. Некрасов
- Демократическая беллетристика 60-х гг.
- Темы практических занятий по истории русской литературы XIX века (1840-1860 гг.)
- Тема 1. Человек и действительность в литературе «натуральной школы» (эволюция принципов реалистического изображения в литературе 1840-х гг.).
- Художественные тексты:
- Литература:
- Тема 2. Идейно-художественная структура романа а.И. Герцена «кто виноват?» и повести «сорока-воровка».
- Художественный текст:
- Литература:
- Тема 3. Эстетическая теория н.Г. Чернышевского.
- Тексты:
- Литература:
- Тема 4. Философская идея и образная система романа н.Г. Чернышевского «что делать?».
- Художественный текст:
- Литература:
- Тема 5. Принципы «реальной критики» н.А. Добролюбова.
- Тексты:
- Литература:
- Тема 6.Идейно-художественное своеобразие лирики н.А. Некрасова. Занятие 1.
- Литература:
- Занятие 2.
- Литература:
- Тема 7. Поэма н.А. Некрасова «кому на руси жить хорошо».
- Литература:
- Тема 8. Идейно-художественная структура романа и.С. Тургенева «отцы и дети».
- Литература:
- Тема 9. Роман «новь» в творческом развитии и.С. Тургенева.
- Тексты:
- Литература:
- Тема 10. Роман и.С. Тургенева «отцы и дети» в современном литературоведении.
- Тексты:
- Литература:
- Тема 11. «стихотворения в прозе» и.С. Тургенева как идейно-художественное единство.
- Литература:
- Тема 12. Стилевое своеобразие романа и.А. Гончарова «обломов».
- Художественный текст:
- Литература:
- Тема 13. Художественное мастерство а.Н. Островского в драме «гроза».
- Литература:
- Тема 14. Поэтический мир ф.И. Тютчева
- Стихотворения для индивидуального анализа:
- Художественные тексты:
- Литература:
- Литература:
- Тема № 2. "натуральная школа" в развитии русского реализма
- Литература:
- Тема №3. Поэтика жанра повести в творчестве и. С. Тургенева (на основе анализа 1-2 произведений 50-60-х гг. "ася", "фауст", "первая любовь", "дневник лишнего человека")
- Литература:
- Тема №4. Особенности повествования в романах и. С. Тургенева (на основе анализа одного произведения)
- Литература:
- Тема №5. "отцы и дети и. С. Тургенева как русский реалистический роман
- Литература:
- Тема № 6. Поэтика романа н. Г. Чернышевского "что делать?"
- Литература:
- Тема № 7. Роман "бедные люди" ф. М. Достоевского как произведение "натуральной школы"
- Литература:
- Тема № 8. Проблема художественного единства "стихотворений в прозе" и.С. Тургенева
- Литература:
- Тема № 9. Лирика н.А. Некрасова как реалистическая система
- Литература:
- Тема №10. Поэтика романов и. А. Гончарова (на примере одного)
- Литература:
- Тема №11. Русская идея и русская действительность в романе и.А. Гончарова "обломов"
- Литература:
- Тема № 12. Сборник а. Фета "вечерние огни " как художественное единство
- Литература:
- Тема №13. Поэтика одного стихотворения (на материале лирики а. Фета)
- Литература: теория:
- Образцы анализа:
- Тема № 14. Философская лирика ф. И. Тютчева
- Литература:
- Тема № 15. "денисьевский цикл " ф.И. Тютчева как художественное целое
- Литература:
- Тема № 16. Драма а. Островского как явление искусства (на материале пьесы "бесприданница")
- Проблемные вопросы для экзамена по истории русской литературы XIX века (1840-1860 гг.)